Некоторые упражнения для подготовки к YLE

Разделы: Иностранные языки


Why do I love Cambridge Exams for Young learners of English?

Кембриджские экзамены для начинающих изучать английский язык (Cambridge Exams for Young Learners of English) появились в Санкт-Петербурге сравнительно недавно, но становятся все более популярными и массовыми.

Каковы основные причины привлекательности идеи тестирования младших школьников (возраст сдающих YLE от 7 до 12 лет) в Британском Совете, идеи, которая поначалу вызывала бурный протест со стороны учителей и родителей?

Прежде всего, с точки зрения родителей, это объективная оценка прогресса их ребенка в овладении английским языком. Существенно, что уровень мастерства владения английским языком оценивается независимыми экспертами, носителями языка. Важно также, что в свободной, игровой форме, которая не вызывает привычного каждому взрослому экзаменационного стресса, удается оценить не отдельно взятую грамматику или знание первых двух сотен наиболее частотных слов, а навыки, которые находятся в полном соответствии с европейскими требованиями изучения английского языка. Каждый ребенок, принявший участие в экзаменах, получает сертификат, что означает, что каждый ребенок сдает YLE успешно.

С точки зрения ребенка, кембриджский экзамен – увлекательная игра, которая дает возможность проверить свои возможности. Поразительно, что подготовка и сдача кембриджских экзаменов является сильнейшим инструментом мотивации учащихся. Перспектива беседы с англичанином во время интервью (устной части экзамена) вдохновляет детей говорить на английском языке во время уроков, стараясь выразить свои мысли и чувства точно и грамотно. Цель экзамена детям совершенно понятна – и намного притягательнее, чем очередная 5, поставленная русским учителем. Игровая форма, яркие, цветные картинки, вполне посильные задания, вместе с погружением в язык, обеспечиваемым большим количеством материала для слушания (аудирование является важной частью экзамена, так как на начальной стадии понимать можно гораздо больше, чем удается сказать самому) делают опыт сдачи YLE ярким незабываемым приключением, и дети стремятся сдавать следующие уровни с еще большим удовольствием.

С точки зрения учителя, подготовка к кембриджским экзаменам позволяет настроиться на преподавание современное, концентрирующееся на понимании лексики и умении употреблять ее в контексте, на использовании типичных оборотов речи в простых ситуациях, на переход от грамматико-переводного к коммуникативному методу. Использование языка как средства общения положено в основу каждого задания экзаменов. Сами задания разнообразны и, безусловно, требуют владения обширной лексикой и точного использования грамматики, но совершенно не настаивают на знании теории грамматики или основ перевода. Подбор требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, необходимых для сдачи кембриджских экзаменов, делает их близкими к реальной жизни и доступными огромному большинству детей, которым язык нужен практически, а не филологически.

В целом, подготовка к кембриджским экзаменам представляется мощным инструментом для ориентации на коммуникативный подход в обучении, инструмент, позволяющий с самого начала обучать говорению, практическому общению в ситуациях, английскому языку, который действительно нужен нашим детям. Собственно же сдача экзаменов и непременное получение красочного сертификата из Кембриджа становится приятным дополнением, увенчивающим наши усилия и отмечающим еще один шаг к свободному общению на английском языке.

Из чего состоит экзамен?

Экзамены всех трех уровней (в нашей школе Starters сдают после 1 или 2 класса, Movers – после 3-4 класса, Flyers – после 6 класса) состоят из трех частей. Listening включает задания по раскрашиванию и рисованию, записи слов по буквам и цифр, а также выбор картинок, подходящих к прослушанному диалогу. Reading and Writing включает в себя разнообразные задания на понимание определений слов, понимание специфической информации и общего смысла текста, знание формальной грамматики, умение составить диалог. Speaking, в зависимости от уровня, может включать в себя задания на понимание предлогов, умение находить сходство и различие картинок, найти лишнее, составить историю по картинкам или – на самом высоком уровне – умение получить у собеседника информацию.

Издательство Express Publishing, выпустившее серию Skills Builder для детского экзамена [1], в учительских книгах, сопровождающих серию, дает ряд прекрасных, эффективно работающих идей о том, как использовать эти наборы тестов для обучения. На практике, готовя детей к сдаче YLE уже пятый раз, мы используем еще несколько вариантов упражнений, которыми мне бы хотелось поделиться.

Как мы готовимся к кембриджскому экзамену для начинающих изучать английский язык?

Reading and Writing

Часть 1.

В задании требуется подобрать слово из данного списка к его определению. Трудность правописания снимается тем, что все слова уже даны и иллюстрированы картинками, важным становится умение понять определение и внимательно скопировать слово. Это дает возможность работать над расширением лексического запаса учащихся, опираясь на объяснение слов, картинки, демонстрацию действий, пользуясь переводом крайне редко. Предъявляя учащимся лексику в контексте, мы используем не тематический, а алфавитный принцип организации словаря. При этом к слову дается не только (и не столько) перевод, сколько синоним или антоним, определение на английском языке, и, обязательно, пример использования в предложении.

Потребуется набор карточек-картинок (уровень Starters и Movers), карточек-слов (уровень Flyers включает в себя и некоторые абстрактные понятия) и соответствующий набор карточек-определений. Готовятся такие карточки на основе списков слов по темам, прилагающимся к описанию требований экзамена. Меняя комбинации карточек, можно подбирать карточки друг к другу (работа парная или индивидуальная), проводить фронтальный опрос класса по лексике (как устно, так и письменно), составлять определения-загадки (в парах или по командам). Эти же карточки можно использовать для работы над лексикой в контексте, предлагая составить как можно больше предложений, включающих слово-картинку на карточке, или записать как можно больше слов, которые подходят под данное определение (например, книги можно хранить не только в книжном шкафу, но и в ящике стола, портфеле, коробке и т.д.)

Часть 2.

Задание предлагает сопоставить написанные предложения с сюжетной картинкой и определить, истинны ли предложения. Такое задание является хорошей стартовой площадкой для описания картинки с использованием максимального количества лексики в определенных грамматических конструкциях (существительные, глаголы, Present Continuous, there is/are). Уже на уровне Starters, можно проводить brainstorming, подбирая возможно большее количество слов по картинке всем группой, парами, или индивидуально. Если учитель принимает участие в игре, называю слова по очереди с учениками, появляется возможность направлять игру, переключая внимание учеников с существительных на прилагательные цвета или глаголы. Представляя игру, учитель сам записывает все возникающие слова на доске. Впоследствии эту функцию можно передать ученикам, работая над правильной записью слов.

Для работы со словами в контексте подготавливаются предложения из второй части экзамена с пропущенными словами (например, предлогами, или глаголами в ing-форме) – в зависимости от задачи урока и конкретных проблем данного класса. В более сильной группе можно предложить ученикам распространить простое предложение (The girl is reading) ответом на вопросы What? Where? В завершение подготовки интересно предложить группе описать картинку устно или письменно.

Часть 3.

Задание экзамена предполагает подбор реплик-ответов в небольшом диалоге ( задание выбора – одна реплика из трех подходит к заданному вопросу и грамматически, и по смыслу). Последовательная проработка нескольких диалогов с учащимися дает возможность увидеть, как важно обращать внимание на вспомогательные глаголы и время, в котором происходит беседа. С другой стороны, эти диалоги включают в себя разговорные клише, которые так или иначе выучивают учащиеся начального уровня. Уже построенные правильно диалоги мы обязательно учим наизусть, так как они исключительно типичны и звучат естественно в простых бытовых ситуациях – как тебе понравился день рождения? Куда ты ездил в выходные? Что ты думаешь о фильме, который ты смотрел вчера?

Развитием системы диалогов в ситуациях может быть добавление вопросов, развивающих ту же тему похода в цирк или поездки в деревню. Перед самым экзаменом проводится зачет по диалогам, когда ученики вытягивают билет с темой и должны разыграть диалог, выученный наизусть или импровизированный, но на ту же тему – для групп продвинутого уровня.

Часть 4.

Одно из самых сложных заданий экзамена предлагает прочесть текст и вставить в него пропущенные слова. Для каждого из слов в тексте есть подсказка-картинка. Учащемуся приходится внимательно прочесть и понять текст в целом (так как один из вопросов просит определить заголовок к рассказу), а также решить, какие из существительных надо поставить в множественное число, и какая форма глагола требуется.

Для дополнительной практики и постепенной подготовки к такому заданию мы подготавливаем текст, аналогичный экзаменационному заданию, но убираем из него картинки-подсказки. Они печатаются на отдельном листе. Работа состоит из нескольких этапов. Первое – подбор максимального количества возможных слов для маленьких картинок. Особое внимание уделяется глаголам – они могут быть разными для одной картинки (buy/pay, look/see), их не всегда легко отличить от существительных (например, hand/money), и их требуется подобрать в двух формах. Второе – читается текст с пропусками и подбираются подходящие по смыслу слова, что приучает ориентироваться на смысл текста в целом, скорее чем на картинку. Третье - открывается лист с картинками ( к которым уже подобраны слова) и сравнивается собственный вариант и исходный вариант текста.

В домашнем задании мы повторяем эти виды работ. Ученики получают картинки из одного текста для подбора слов к ним и второй текст с пропущенными словами, чтобы практиковать как умение прочесть картинку-символ, так и умение воспринимать смысл текста в целом.

Часть 5.

Задание экзамена – прочесть текст, состоящий из трех частей и иллюстрированный тремя картинками (чаще всего это рассказ о том, как проведен день – поход за покупками или поездка к бабушке в деревню) и ответить на вопросы по тексту. Работа с текстом при подготовке к экзаменам практически не отличается от обычной работы по развитию навыков чтения. Практикуется чтение текста, обобщение содержания (подбери название), составление вопросов к тексту (удобно для работы по парам или группам, так как в тексте выделено три части). Кроме того, для групп продвинутого уровня, ближе к окончанию подготовки к экзаменам, предлагается составить – предсказать содержание текста по картинке перед тем, как читать его. Для развития навыков монологической речи в качестве домашнего задания предлагается пересказ истории с опорой на картинки. При этом, давая задание подготовить пересказ, мы стараемся четко определить, на что будет обращено внимание при проверке (это может быть беглость, точность употребления времен, максимальное количество новой лексики и т.д.). Готовя пересказ в классе, мы выделяем ключевые слова (например, глаголы, которые обязательно должны прозвучать в пересказе в правильном времени).

Другим вариантом может быть пересказ с опорой на картинки. Если с пересказом группа справляется уверенно, можно сориентировать учеников на беглость пересказа, естественность звучания – в таком случае ошибки грамматики несущественны, если они не затрудняют понимания. Еще раз мы четко определяем, какова цель пересказа, перед началом проверки. При этом на доске записываются критерии оценивания пересказа (точность времен, или беглость, или использование новой лексики). Это позволяет вовлечь класс в оценивание речи отдельных учащихся и, в конечном итоге, развивает навыки самоконтроля и самоанализа.

Часть 6.

Последняя часть этого раздела экзамена проверяет грамматику – предлоги, модальные глаголы, времена глаголов. Учащиеся получают короткий тематический текст с пятью пропущенными словами. Для каждого пропуска есть три варианта его заполнения. Естественным видом работы представляется попытка заполнения пропусков в предложениях самостоятельно, не пользуясь вариантами ответа (аналогичное задание появляется на уровне Flyers в качестве обязательного). Затем выдается второй лист задания и появляется возможность проверить, есть ли слово, предложенное учеником, в вариантах ответа.

Эффективным приемом является исправление ошибки – когда подготавливается лист с вариантом экзаменационного задания, где ответы уже даны. Ученику предлагается оценить, правильны ли ответы, и обосновать свое мнение или исправить ошибку.

Speaking

Часть 1.

Задание на всех трех уровнях экзаменов требует умения описать картинку или, по крайней мере, понять описание. Подготовительной частью работы является отработка предлогов в разнообразных играх. Это может быть пассивное знание предлогов (Put the doll …или Draw a cat under …), либо активное использование предлогов, когда ученики сами дают инструкции. Вариантом игры является описание картинку по модели, с использованием максимально разнообразных предлогов (The girl is in the room/ on the sofa/ in front of the TV/ next to her cat/on the right of the picture…. – по одной и той же картинке). При подготовке к экзаменам уровня Movers или Starters представляется целесообразным работать устно, учителю желательно фиксировать использованные предлоги на доске, когда ученики проговаривают их. Запись предложений по картинке – более высокий уровень, создающий трудность правописания слов.

При сравнении картинок удобно работать по моделям, добиваясь автоматического использования одной из структур (фактически, в данной части экзамена требуются только две – There is/are и Present Continuous) путем многократного повторения их разными учениками по цепочке. После устной отработки можно предложить соревнование на наибольшее количество предложений по картинке, следующих модели. Для этой игры класс делится на две команды, и участники каждой из команд по очереди предлагают предложения, описывающие картинку. Если предложение грамматически верно и соответствует картинке, команда получает два балла и возможность предложить еще одно предложение. Если прозвучало грамматически неточное предложение, оно оценивается в один балл и ход переходит к другой команде. Предложения с большим количеством деталей или отличающиеся от используемой модели следует поощрять двойным количеством баллов за них.

На уровнях Movers и Flyers экзамен предлагает сравнивать две картинки, находя отличия. Интересно предложить одному из учеников составлять предложения по одной картинке из пары, а другому – отвечать предложением по своей картинке, говоря, отличается ли эта деталь у него. Такое упражнение развивает навыки аудирования и заставляет концентрироваться на содержании высказывания, а не на его грамматической форме.

Часть 2.

Составление истории по картинкам (уровни Movers и Flyers) является наиболее сложной частью работы, так как требует, фактически, развитого навыка спонтанного говорения. История может быть очень сложной, с большим количеством деталей, но может быть и простой по структуре, лаконичной, ясной. Важно четко поставить задачу: по каждой из картинок ученик должен пытаться ответить на вопросы Who is in the picture? Where are they? What are they doing? How do they feel?

Приемы работы по выстраиванию истории не ограничиваются последовательными ответами на вопросы по каждой из картинок. При подготовке к устной части экзамена мы устанавливаем парты так, чтобы в классе образовался “круглый стол”. В таком случае легко и интересно составлять истории (а также описывать картинки, загадывать определения слов и многое другое) всем вместе. Такой способ организации пространства создает атмосферу беседы, скорее чем урока, и изменяет отношение детей к происходящему, особенно если учесть, что учитель сидит рядом с ними за круглым столом и становится участником беседы, а не руководителем.

Говоря о составлении истории, эффективно начать с записи около каждой из картинок истории необходимых (очевидных из картинки) глаголов, пользуясь приемом brainstorm. Если в истории участвуют ключевые слова, которые могут вызвать трудности, их тоже записывают. Затем вся группа составляет историю, предложение за предложением. Потом ученики записывают историю самостоятельно, опираясь на картинки и ключевые слова; при этом ошибки орфографии не являются существенными, отслеживается, насколько логично и понятно воспроизведен сюжет. Для сильных учеников развитием данного упражнения в домашнем задании будет дополнение истории прилагательными и наречиями; слабые ученики выучивают историю, готовясь отвечать на вопросы Who? Where? What/do? How/feel?

Часть 3.

Задания этой части варьируются от ответов на вопросы по картинкам предметов (Starters) до “Найди лишнее” (Movers) и выяснения недостающей информации по карточке-стимулу (Flyers). На уровне начальном существенно, что принимаются односложные ответы, вполне достаточно, чтобы ученик понял вопрос. Средний уровень интересен тем, что “правильного” ответа, что лишнее, не существует. Принимается любой ответ, если он был разумно обоснован. Получение информации на самом высоком уровне предполагает использование четких, грамматически верных вопросов. Ответы могут быть распространенными (с опорой на информацию карточки-стимула), но важнее, чтобы ответ нес информацию, которой интересуется собеседник.

Часть 4.

Последняя часть каждого интервью – самая жизненная. Экзаменатор поинтересуется увлечениями учащихся, их друзьями, впечатлениями от последней поездки или вкусами относительно музыки. Готовя учеников к разговору, мы просим их, отвечая на любой вопрос, проявить внимание к собеседнику и не отделываться одним коротким “Yes”, а попытаться раскрыть свой ответ, распространить его хотя бы до трех предложений. На уроках подготовки дети среднего и высокого уровня пробуют поддерживать диалог, спрашивая мнение собеседника, а не только отвечая на его вопрос. Здесь становятся полезными упражнения по выучиванию диалогов, придумыванию вопросов, чтобы поддерживать беседу, не давая ей прекратиться из-за односложных, скучных ответов.

Литература

  1. Skills Builder for Young Learners (Starters, Movers, Flyers) by Elizabeth Gray, Express Publishing, 2000