В шестом классе мы продолжаем заниматься с детьми проникновением в волшебный мир театра. Называется этот курс "Путешествие по театральной программке". Как прекрасна жизнь, если её осеняют крылья творчества. И для того, чтобы приобщиться к творчеству, не обязательно самому стать артистом, музыкантом, художником. Можно стать сотворцом художника. Можно научиться понимать его, шаг за шагом постигая его труд. Постигать шаг за шагом актёрский труд, природу игры, актёрскую "кухню" – вот основное направление в сотворчестве ученика и учителя этого года обучения. Через игру и тренинг дети прорабатывают важнейшие элементы актёрской техники: Внимание, фантазия и воображение, работа с воображаемыми предметами, логика и последовательность действий и поступков, предлагаемые обстоятельства и т.д. Развитие этих элементов является жизненно-важным для любого человека.
Развитию выразительного жеста я в своей программе уделяю самое серьёзное внимание. Так часто у человека отсутствует свобода движения, недостаточная подвижность суставов, отставание в развитии одной руки от другой, бывают действия рук излишне развязны, не ловки. Иногда под влиянием волнения или стеснения движения тела неестественны и некрасивы, излишне напряжены или перенапряжены от всех неловкостей. Сколько возникает неприятностей и серьёзных проблем. Кто же и что поможет ребёнку разобраться в себе и окружающей действительности? Наши уроки театра.
Как часто в жизни бывает бессильно слово или красноречивее слова – точный, выразительный жест. Что наша живая речь без движения тела? Одно дополняет другое, развивает, усиливает. Сколько красоты в человеке, умеющем владеть своей речью и телом, о таком человеке мы с восклицанием скажем: "Как всё в нём гармонично!"
Задачи урока:
- Разобраться с детьми в понимании жеста как подлинного, продуктивного, целесообразного действия.
- Прийти к пониманию существования жеста не ради жеста, а ради передачи жизни человеческого духа.
- Выработка естественного выразительного жеста.
Основные этапы урока, или важные открытия, которые могут произойти на уроке.
Проникновение, вживание в тему происходит в течение 3-х учебных часов, первые два часа – поиски, сомнения и открытия, и последний час – упражнения тренинга. По восприятию материала – учениками и учителем – как один урок. Практически – первые два часа работают только с перерывом на перемену, а 3-й час – в любой другой учебный день (по общешкольному расписанию).
Перемена. Дети потихоньку собираются в классе, приветствуют меня. Но сегодня на все приветствия я отвечаю молча (киваю головой, здороваюсь глазами, наклоняюсь почти в русском поклоне, похлопываю по плечу, глажу по голове и т.д.). Иногда дети сразу принимают правила игры, а иногда спросят о моём самочувствии или настроении. А я, продолжая игру, на всеобщее обозрение, на самое видное и удобное место креплю приличного размера лист бумаги, усеянный вырезками из популярных газет и журналов. Причём эти вырезка, по моей просьбе, как-то принесли сами ребята. Дети устремились к этому "наглядному пособию". Их внимание с моего "особенного" поведения переключено.
Звонок. Словесным обращением прошу ребят сесть, чтобы начать урок.
Вопрос к детям (1). Устремив свой взор к нашему коллажу, скажите, что общего между всеми наклейками? Конечно, вариантов ответа несколько. Появляются и самые нужные, полезные нам и даже точные: "Все люди что-то показывают руками, стоят в каких-то позах, кому-то что-то говорят".
Вопрос (2). Можно ли понять, что говорят или хотят сказать герои нашего коллажа?
Упражнение 1. Предлагаю 2–4 ребятам проговорить реплики за героев. Получается почти легко.
Упражнение 2. Предлагаю детям стать героями живого коллажа. С помощью незамысловатых слов "заколдовываю" всех. Я задаю каждому вопрос и прошу дать ответ без единого слова и звука.
Открытие 1. Мы можем понимать друг друга без слов. А происходит это через телодвижение, через обозначение, через жест! Мы можем общаться с помощью жеста!
Пытаемся все вместе найти формулировку понятию жеста. Жест – это телодвижение (движения руками, кивок и поворот головы, плеч, движение туловища).
Вопрос (3). Если жест – это язык общения между людьми, то кто и когда обучал нас этому языку? Вопрос задается, а я неожиданно предлагаю поиграть с куклой-малышкой (красивой, имитирующей настоящего малыша) в детские ситуации."Рисую" предлагаемые обстоятельства.
Упражнение 3. Малыш ползёт по дивану к самому краю и сейчас может упасть. Как вы поступите? Другая ситуация: малышу показывают красивую игрушку, просят подойти за ней, сделав несколько самостоятельных шагов. Ситуация изменилась:– Малыш потянулся за шнуром от горячего утюга. Ещё одна картинка: малыш видит красивый цветок, надо научить его чувствовать и запах.
Открытие 2. Языку жестов нас учат мама, семья, двор, школа, город, страна – т.е. окружающая нас среда.
Упражнение 4. Является связующим. Предлагаю посредством жеста и мимики загадать кого–нибудь из учеников данного класса. Упражнение дается легко, ибо среда своя, единая, где всегда присутствует свой набор слов и жестов. Упражнение подтверждает открытие 2.
Упражнение 5. Прошу загадать, используя
характерный жест и мимику, одного из педагогов
школы (варианты музыканта, фокусника, хирурга,
часовщика, кондукторов общественного
транспорта, торговцев семечками и т.д.)
– поиск характерных жестов;
– поиск характерных жестов при различных
погодных условиях: жарко, идёт дождь, сильный
ветер, мороз и т.д.;
– поиск характерного жеста при наших различных
самочувствиях: болит зуб, очень волнуемся перед
экзаменом, голодны, влюблены и т.д.
Открытие 3. От окружающих нас обстоятельств, от очень многих факторов зависит наш жест, наш беззвучный, безмолвный язык общения: от профессиональных навыков, погоды, эмоций и времени суток, событий, возраста и т.д. Какова окружающая действительность – таковы и мы.
Упражнение 6 (вариантов несколько).
– Взять жест, произнести фразу.
– Делать жест, произнося фразу.
Упражнение 7. Рассказать басню, или стихотворение без слов. Дети получают карточки, на которых написан текст и “загадывают” его всей группе.
Упражнение 8. Загадать жестом, можно помочь звуком, хорошо знакомую сказку.
Упражнение 9. Сидящие по кругу дети: 1-й, 2-й и 3-й словом называют признаки какого-либо предмета, а 4-й – жестом "говорит", что это за предмет.
Вопрос (4). Зачем человеку жест, если всё необходимое он может выразить словом?
Открытие 4. Жест – не только движение тела, но и, главным образом, движение души. Всё многообразие и богатство духовной жизни человека выявляется в конечном итоге в движении его мышц.
Здесь уместно детям посмотреть фотографии великих артистов русской театральной школы. Даю информацию о работе К.С. Станиславского по развитию своих рук и большому его вниманию к тренингу по развитию жеста со своими учениками. Предлагаю несколько минуток полистать книги о В. Мейерхольде, М. Чехове и т.д., т.е. тех людей, кто в своей деятельности много работал над жестом.
Упражнения тренинга: Блок упражнений на развитие кистей рук, работа с воображаемыми предметами, упражнения на оправдания жеста, изменение жеста при перемене предлагаемых обстоятельств. Блок упражнений со звуком, музыкой, озвучиванием, жест по впечатлениям от произведений живописи, жест при смене темпо-ритма и т.д. |
Открытие 5. Эффект от содеянного упражнения появляется тогда, когда появляется лёгкость, чувство свободы в подходе к любому упражнению. Идеальным, лёгким, свободным жестом является полёт птицы. В каждом взмахе крыла — и сила, и выразительность, и продуктивность действия.
Упражнение 10. Под музыку дети передвигаются по площадке, свободно распределяя себя в пространстве. Наши руки – это крылья. Мы легко балансируем, парим в предлагаемом пространстве. Руки наши – крылья той птицы, какой каждый себя ощущает. Ощущаем центр нашей духовной жизни (область груди, сердца). Наш полёт длится до возможного ощущения радости. Под музыку каждому в руки даю по гусиному перу (мы любим рисовать такой "кисточкой") и предлагаю всем одновременно на большом листе бумаги (рулон обоев), выбранным цветом краски, нарисовать своё ощущение свободного и лёгкого жеста, или своё понимание себя сейчас, или своё настроение в конце нашего урока. Это красивое произведение будет долго радовать нас!
Звонок. Для тех, кто не очень спешит, можно взять фломастер, ручку и на нашем стартовом листе бумаги с вырезками из газет и журналов немного "почеркаться", подписав фразы, которые мог бы произнести тот или иной герой коллажа.
Методический материал, используемый на уроке по теме "Выразительный жест".
- Бумага, краски, гусиные перья.
- Географическая карта мира.
- Карточки с рисунками основных общепринятых,
понятных жестов и
поз. - Карточки с текстами басен и стихов.
- Карточки с набором бытовых фраз.
- Карточки-пиктограммы, символизирующие основные
эмоции
человека. - Коллаж "Выразительное телодвижение", сделанный педагогом и детьми с помощью вырезок из популярных газет и журналов.
- Кукла-малыш
- Музыка (аудиокассета).
- Фотографии и произведения живописи с изображениями природы в разное время года.
Список литературы:
- И.Э. Кох. Основы сценического движения. Л., Искусство, 1970 г.
- А. Пиз. Язык жестов. "Парадокс". Минск, 1995 г.
- К.С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. М., Искусство, 1954 г.