“Эффективная система развивающего обучения реализуется на основе совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся с подключением родителей к этой деятельности”- это первая концептуальная формула модели “Экология и Диалектика”, по которой в течение многих лет работала наша школа.[2] Поскольку работа с родителями проводится недостаточно эффективно, часто бывает трудно начать откровенный разговор с ними, учителя иностранных языков школы решили опросить детей и родителей, как они представляют себе идеальные семьи, идеальных родителей и идеальных детей. В сентябре 2004 года было опрошено 86 детей, учеников 5-8 классов. Были получены откровенные признания детей, которые отвечали на наши вопросы, используя элементы сочинения. Количество опрошенных родителей этих же учащихся – 79 человек.
Целью опроса было сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, как дети представляют себе семью, родителей и детей в идеале.
Анкетирование проводилось анонимно.
Познакомьтесь с результатами анкетирования.
Ответы детей: |
Ответы родителей: | |
Идеальные родители |
||
не ругаются любят ребенка не пьют заботятся о ребенке добрые не курят не бьют детей не разводятся ходят с детьми в театр любят детей и друг друга понимают детей и друг друга |
20 % 17 % 13 % 13 % 13 % 4 % 4 % 3 % 2 % |
|
Идеальная семья |
||
все любят друг друга не ссорятся, не дерутся помогают друг другу есть папа и мама не бьют посуду идеальные дети + идеальные родители умеют радовать друг друга поддерживают в трудную минуту понимают друг друга |
31 % 30 % 13 % 2 % 1 % 1 % |
36 % |
Идеальные дети |
||
послушные хорошо учатся умные помогают родителям не курят не пьют не нюхают клей едят все подряд одинокие любят родителей дети, которых любят понимает родителей |
55 % 29 % 13 % 13 % 8 % 4 % 1 % 1 % 1 % |
|
“…Идеальная семья – это та семья, в которой все живут счастливо, не ссорятся, ходят на прогулки вечером, имеют домашнего любимца, лучше кота или кошку, а еще лучше – котенка”.
“…Идеальная семья – это семья, в которой никогда не ссорятся, не ругаются, не бьют посуду, где все друг друга любят”.
“…Идеальная семья – та семья, в которой дружное согласие. В этой семье не ссорятся папы и мамы, и при этом не страдают их дети”.
“…Идеальная семья – та, в которой все друг друга понимают, не обижают друг друга, никто никого не предает”.
“…Это моя семья. Я считаю свою семью идеальной. Я думаю, что идеальная семья – это та, где все у всех хорошо”.
“…Идеальная семья – это когда все дружно ходят в парк, в цирк, не ругаются, не пьют водку, зарабатывают деньги своим делом и живут вместе”.
“…Идеальные родители – это родители, которые не должны бить своих детей ремнем каждый день и не должны все время пить спиртное”.
“…Идеальные родители – это такие родители, которые живут вместе, не разводятся”.
“…Идеальные родители – эти родители не ругают за плохие оценки, все родители должны баловать детей, но в меру. Должны заботиться о детях”.
“…Идеальные родители – это такие родители, которые не бросают своих детей, любят их, уважают, внимательно относятся к детям. Я рада, что у меня идеальная мамочка”.
“…Идеальные родители уделяют детям много внимания, оберегают их от опасности”.
“…Идеальная семья – это семья, в которой есть папа и мама, а не как у меня, только мама. В ней должны понимать и любить друг друга”.
Как мы видим из результатов анкетирования, часто ответы детей и родителей не совпадают, поэтому мы решили провести родительское собрание. В его подготовке и проведении принимали участие дети, родители, педагоги. Особым элементом, позволившим создать эмоциональную атмосферу, было чтение сказки “Слезы ивы”, которая настроила участников собрания на серьезное отношение к предлагаемой работе. Участники собрания прослушали начало сказки “…Ива плакала. Прозрачные слезы ее капали в воду, и по гладкой поверхности озера расходились хрупкие круги. Ива плакала о своей горькой участи. “Почему я всегда одна, а ветви мои всегда опущены. Почему мне всегда хочется плакать, и я тоскую целыми днями?” – спрашивала она себя. Но ответа не было; вместо него в озеро капали ее слезы, и иве становилось еще тоскливее. “Другие деревья хороводы водят, ветви их к солнцу тянутся, небу радуются, а я все вниз смотрю. От тоски сгорбилась, не от старости…” – сетовала и плакала ива…”.[1] После прослушивания сказки было предложено придумать ее конец и ответить на вопрос: почему плакала ива? И тогда участники собрания сделали предположение что, возможно, у нее не было семьи и детей.
В ходе родительского собрания необходимо было, разбив всех участников на группы по 5–7 человек, совместно создать образ семьи в виде дерева. Каждая группа предложила те составляющие, без которых невозможна жизнь семьи и дерева, например, что является их корнями, ветвями, листьями, плодами, внешней средой, создающей условия для роста красивого здорового дерева, семьи. Для создания комфорта была использована музыка.
Главным результатом работы было изменение отношения родителей и детей к семье. Мы считаем, что обсуждение таких вопросов на совместных собраниях родителей и детей необходимо, хотя мы не можем говорить однозначно об изменении отношений в семье. Во время работы по лицам детей и родителей, по их высказываниям мы видели, что эту тему следует и в дальнейшем поднимать для обсуждения на родительских собраниях, и особую роль в этом сыграло сочетание анкетных данных с абстрактным моделированием образа семьи, позволившим родителям и детям быть активными участниками собрания, а главное – в душах детей зародить понимание значимости семьи в жизни каждого.
Литература
1. Лопатина А., Скребцова М. Книга по духовному воспитанию. Книга IV. М.: Русский Раритет, 1997.
2. Тарасов Л.В. Особенности концепции модели “Экология и Диалектика”, рассматриваемые с позиций педагогической психологии.// Школа радости. –1995. – № 2.