Цели урока:
- развивать логическое мышление, память, познавательный интерес,
- продолжить формирование математической речи.
Оборудование: плакат с изображением автобуса, табло математического лото, плакат с изображением математического клоуна, магнитофон.
I. Организационный момент.
В начале урока учитель раздаёт листы настроения. Цветным карандашом учащиеся закрашивают одну физиономию, которая соответствует их настроению в начале урока.
II. Актуализация полученных знаний.
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране обыкновенных дробей. Но прежде чем в него отправиться, мы проведём небольшую разминку в виде математического лото.
1) 2) 3) 4) 5) 6) |
7) 1,5 : 0,5 8) 9) 10) 11) 12) |
III. Систематизация знаний учащихся.
Учитель. Наше путешествие я предлагаю провести на автобусе. Прежде чем отправиться в путешествие мы должны будем рассчитать, с какой скоростью нужно ехать. Для этого решим следующую задачу: “автобус проехал 45 км за часа. С какой скоростью ехал автобус?”
Дано:
S = 45 км
ч.
Решение:
S =
(км/ч)
Ответ: скорость автобуса 60 км/ч.
Учитель. Теперь мы можем отправиться в путешествие. Обычно в начале путешествия экскурсовод проводит небольшой исторический экскурс по маршруту путешествия. И мы совершим экскурсию в историю обыкновенных дробей. (Экскурсию в историю возникновения дробей проводит ученик).
Ученик. В средние века, как и в древности,
учение о дробях считалось самым трудным разделом
арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон
говорил, что без знаний дробей никто не может
признаваться знающим арифметику. А у немцев
сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”,
что означает попасть в трудное положение.
Трудности при изучении дробей обусловлены тем,
что надо было заучивать таблицы и умножения, и
сложения дробей зачастую без понимания и
выяснения сущности этих действий.
У многих народов дроби называли ломаными
числами. Этим названием пользуется и автор
первого русского учебника по математике
Л.Ф.Магницкий.
Интересное и меткое “арифметическое” сравнение
делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек
подобен дроби, числитель которой есть то, что
человек представляет собой, а знаменатель-то, что
он думает о себе. Чем большего человек о себе
мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем
меньше дробь. ( Для запоминания: “Человек стоит
на земле”()
В первых учебниках дроби так и назывались “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии. В начале в записи дробей не использовалась дробная черта. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
Учитель. Если всю дорогу ехать ни чего не делая, то можно заскучать. Нужно придумать какое-то развлечение… Я предлагаю вам поиграть в математическое домино. Каждая домининка представляет собой обыкновенную дробь. Мы с вами выполним цепочку вычислений.
1) ; | 2) ; | 3) ; | 4) ; |
5) ; | 6) ; | 7) ; | 8) ; |
Учитель. Вдруг автобус остановился на перекрестке дорог у непонятного дорожного знака.
Шофёр в затруднении: куда ехать? Мы должны помочь ему. Для этого нужно решить все задания и расшифровать слово, которое закодировано ответами заданий. И тогда мы с вами узнаем, куда нам держать путь.
Я |
||
О |
||
В |
||
П |
||
М |
||
Р |
1) , , , , . Ответ: . |
2) , , , , . Ответ: . |
3) , , , . Ответ: . |
4) , , , , , Ответ: . |
5) , 1), 2) . |
Учитель. Маршрут выбран, можно продолжать движение, но кто это спешит к нам? Оказывается, это почтальон. Он принёс каждому из вас письмо от нашего математического клоуна. Теперь мы сделаем остановку. (Пока почтальон раздавал письма ребятам, была проведена небольшая музыкальная пауза).
Дроби разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Умножать их и делить,
И все правила учить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.Чтобы дроби разделить,
Нужно знак нам заменить
На умножить, на умножить, на умножить.
И ответ чтоб получить,
Нужно нам всё сократить,
Лишь потом всё перемножить, перемножить.
IV. Самостоятельная работа (ответ на письма клоуна).
Учащиеся достали письма клоуна, в которых были следующие просьбы:
I. Андрей! Я запутался в вычислениях.
а) ;
б) ;
в) 12;
г) .
Помоги мне их выполнить.
Клоун.
II. Саша! Я забыл, как нужно выполнить следующие задания.
а)
б) ;
в) .
Помоги мне их выполнить.
Клоун.
III. Маша! Я забыл, что это за выражение.
а)
б) ;
в) .
Помоги мне разобраться.
Клоун.
IV. Оля! Я никак не могу понять эти таинственные записи.
а)
б) ;
в) ;
г) .
Помоги мне.
Клоун.
V. Наташа! Я никак не могу вспомнить, как выполнить следующие задания.
а)
б) ;
в) ;
г) .
Помоги мне.
Клоун.
Учащиеся закончили выполнять самостоятельную работу, вложили свои ответы в конверт и сдали.
Учитель. Ребята, на своих листах настроения другим цветным карандашом закрасьте одну физиономию, которая соответствует их настроению.
V. Подведение итогов урока.