Элективные курсы по физике

Разделы: Физика


Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества. Достижения физики широко используются в сельскохозяйственном производстве. На огромных просторах полей работают тракторы, комбайны, автомашины; комплексная механизация и автоматизация освобождает человека от тяжелых ручных работ.

Курс “Физика в сельском хозяйстве” в 9 кассе представляет собой предпрофильную подготовку учащихся. Наш район чисто сельскохозяйственный. Как жить на селе, дети знают с малых лет, а объяснять и целенаправленно применять физические знания на практике всегда было необходимостью. Кроме того, в каждом сельском поселке работают фермерские хозяйства, в которых подростки принимают самое активное участие, посильно помогая своим родителям. Проведя анализ результатов успеваемости, я пришел к выводу, что такие ребята обучаются по физике на “хорошо” и “отлично”. Многим из учащихся и в будущем предстоит работать на сельскохозяйственных машинах, выращивать высокие урожаи и в жизни знакомиться с применением законов физики в сельскохозяйственном производстве. Но вначале ребятам предстоит хорошо изучить законы физики, ознакомиться с работой простых установок, чтобы затем понять работу сложных.

Этот курс дает право выбора. Он позволит применить полученные знания в сельскохозяйственной технике. Не случайно школы нашего района участвуют в совместном проекте с агролицеем №3 г. Кирсанова по профессиональной подготовке трактористов – машинистов с вручением удостоверений государственного образца (юноши и девушки 10 – 11 классов).

В задачи курса входят:

  • закрепление знаний учащихся по физике на основе практического применения в сельскохозяйственном производстве;
  • развитие способностей детей в понимании тесной связи физики – как науки и повседневной жизни на селе;
  • воспитание осознанного отношения к учению, укрепление интереса в изучении физики;
  • ориентация школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени.

Содержание курса. Программа курса рассчитана на одну учебную четверть. В ней рассматриваются три основные раздела физики: механика, теплота, электричество; практикум решения задач прикладной направленности; а также изучаются правила безопасности труда и пожарной безопасности. Курс имеет компьютерную поддержку “Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники”.

1. Механика

1.1. Скорость и сила.
1.2. Давление в жидкостях и газах.
1.3. Энергия. Работа и мощность.
1.4. Самодельные механизмы.

2. Теплота

2.1. Строение вещества.
2.2. Теплопередача и работа.
2.3. Количество теплоты.
2.4. Изменение агрегатного состояния вещества.
2.5. Тепловые двигатели.

3. Электричество

3.1. Электричество и правила безопасности труда.
3.2. Источники тока. Сила тока. Напряжение. Сопротивление.
3.3. Работа и мощность электрического тока.
3.4. Тепловое действие тока.
3.5. Электромагнитные явления.
3.6.Электродвигатели (однофазный, трехфазный).
3.7. Генераторы. Трансформаторы (понижающий, повышающий).
3.8. Световые явления.
3.9. Электроэнергетика сельского хозяйства.

4. Достижения международной современной физической науки – в сельскохозяйственное производство

5. Практикум по решению задач

Демонстрации

  1. Относительность движения.
  2. Прямолинейное и криволинейное движение.
  3. Опыты, иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия тел.
  4. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.
  5. Изменение энергии тела при совершении работы.
  6. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
  7. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
  8. Измерение атмосферного давления барометром – анероидом.
  9. Испарение различных жидкостей.
  10. Измерение влажности воздуха.
  11. Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
  12. Измерение силы тока амперметром.
  13. Измерение напряжения вольтметром.
  14. Измерение сопротивлений.
  15. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

Программа элективного курса по истории физики

Развитие науки и техники не будет знать пределов.

Пауэлл

В данном курсе учащиеся 10 класса знакомятся с фундаментальными открытиями в физике – с подготовкой к ним и их свершением, с возникновением и становлением физических идей и теорий, с взглядами, жизнью и творчеством выдающихся физиков – личностей ярких и одержимых, различных по характеру и судьбе, но всегда преданных своему делу. На занятиях приводятся легенды, парадоксальные случаи и острые ситуации, много места уделяется оценке открытий одних ученых другими.
Большое внимание уделяется развитию физики в России. Знакомство с жизнью и деятельностью соотечественников заставляет учащихся испытывать чувство гордости за них.
В задачи курса входят:

  • знакомство учащихся с идеями основателей физической науки;
  • развитие познавательного интереса в изучении физики;
  • воспитание целеустремленности в достижении намеченного на основе жизни и деятельности великих ученых.

Содержание курса. Курс состоит из трех частей. В первой части рассматриваются вопросы о становлении и развитии научных знаний, о жизни и взглядах выдающихся мыслителей в период от древности до XVII века.
Во второй части учащиеся знакомятся с развитием физики и жизнью ее создателей в период XVII – XIX веков – в эпоху классической физики.
Следующая часть повествует об основных направлениях развития физики XX века, жизни и деятельности ее выдающихся творцов.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с биографиями и деятельностью ученых – физиков с помощью компьютерной энциклопедии “Кругосвет”.

Часть I. Возникновение физики

1. Зарождение физической науки.

1.1. Наука Древней Греции.
1.2. Мыслители древности: Аристотель, Евклид, Архимед.

2. Открытие гелиоцентрической системы мира.

2.1. Леонардо да Винчи – выдающийся представитель эпохи Возрождения.
2.2. Н. Коперник – создатель научной картины мира.
3.3. И. Кеплер – великий астроном и математик.
2.4. Галилей – основоположник опытного естествознания.

Часть II. Эпоха классической физики

3. Формирование классической физики в XVII–XVIII вв.

3.1. Характеристика эпохи XVII в. (Ф. Бэкон и Р. Декарт)
3.2. И. Ньютон и создание основы классической физики.
3.3. Развитие механики в XVIII в. (Л. Эйлер, Л. Лагранж)
3.4. Теплота, электричество и оптика 1XVIII в.
3.5. Создание Петербургской академии наук.
3.6. М.В. Ломоносов – великий сын России.

4. Развитие и завершение классической физики в XIX веке.

4.1. Волновая оптика и ее создатели.
4.2. Электромагнетизм и электродинамика.
4.3. Новые подходы М. Фарадея.
4.4. Открытие закона сохранения и превращения энергии.
4.5. Создание теории электромагнитного поля и открытие электромагнитных волн.
4.6. Российские физики XIX века.

Часть III. Возникновение современной физики и развитие ее основных направлений

5. Всемирная история ХХ века.

5.1. Возникновение и развитие электронной теории. Г. А. Лоренц.
5.2. А. Эйнштейн и создание теории относительности.
5.3. М. Планк и теория квантов.
5.4. Открытия В. К. Рентгена, А. Беккереля, Марии и Пьера Кюри.
5.5. Э. Резерфорд – величайший ученый.
5.6. Н. Бор и развитие теории атома.
5.7. Создание квантовой механики.
5.8. Э. Ферми и развитие физики ядра.
5.9. Из истории советской физики.

6. Лауреаты Нобелевской премии.

Литература

1. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.
2. Касьянов В.А. Физика: учебник для 11 классов средней школы. – М.: Дрофа,2002.
3. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.
4. Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. – М.: Просвещение, 1985.
5. Ландсберг Г.С. Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 1985.
6. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1986.
7. Меледин Г.В. Физика в задачах. – М.: Наука, 1985.
8. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.
9. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: учебник для 9 класса средней школы. – М.: Дрофа, 2002.
10. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2001.
11. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.
12. Тихомирова В.А. Материалы вступительных экзаменов по физике. – М.: Квантум,1999.

Компьютерная поддержка курсов

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD-ROM.
2. Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники, CD-ROM.
3. Энциклопедия “Кругосвет”, CD-ROM.