Моделирование уроков в системе уровневой дифференциации (на примере преподавания французского языка)

Разделы: Иностранные языки


Одним из ведущих принципов развивающего обучения является принцип дифференциации, т. е. учёта индивидуально-типологических и возрастных возможностей ученика в учебно-воспитательном процессе.

“Цели дифференцированного обучения можно выделить с различных позиций:

  • психолого – педагогической – это индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей ученика;
  • дидактической (методической) – это решение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе;
  • социальной – это целенаправленное воздействие обучения на формирование творческого интеллекта, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества”. (Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1997, – стр. 26).

Дидакты разделяют дифференциацию на внешнюю и внутреннюю.

“Под внутренней дифференциацией понимается такой подход, при котором учащиеся не выделяются на группы, а учитель, зная особенности учащихся, даёт им задания разного уровня сложности. Переходным видом является уровневая дифференциация в рамках одного класса. В связи с этим введены стандарты в усвоении содержания учебного материала: базовый, повышенный и углублённый. Внешняя дифференциация реализуется в организации работы профильных и углублённых классов, факультативов, гимназий и лицеев”. (Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1997, – стр. 26).

Дифференциацию разделяют на жёсткую (сильные, средние, слабые) и гибкую (в одной группе работают сильные, средние и слабые). Учитель, работая с классом (гибкая дифференциация), одновременно управляет развитием познавательной самостоятельности сильных, средних и слабых учеников.

Гибкая дифференциация “позволяет учитывать различия между детьми в рамках одного класса и определить для каждого ученика минимум образовательных целей. Ученик должен усвоить основной материал по предмету, по которому заранее устанавливаются требования и нормы, а учителя могут использовать разные подходы и способы, чтобы добиться результата”. (Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1997, – стр. 28).

Цель блока учебных занятий: создать условия учащимся для формирования, совершенствования и развития коммуникативных умений и навыков средствами уровневой дифференциации. (Заранее приносим извинение, что не уложились в 6 страниц (по Положению).

План-программа урока. Урок изучения нового материала

(Система упражнений разработана совместно с учителем французского языка гимназии №1 Ходыревой М.А.).

Класс: 6.

Предмет: французский язык (второй иностранный язык), 1-й год обучения.

Тема: “Une glace c’est bon!”.

Тип урока: совершенствование навыков устной речи.

ТДЦ: добиться осознания и осмысления нового учебного материала и способов получения; создать необходимые для осознания и осмысления нового материала условия средствами разного уровня сложности.

Образовательная задача: формировать лексико-грамматические навыки учащихся.

Развивающая задача: развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу личности, память, внимание, фонематический слух.

Воспитательная задача: осуществлять воспитание уважительного отношения к укладу, традициям страны изучаемого языка.

Практические задачи:

  • формировать произносительные навыки;
  • формировать лексико-грамматические навыки.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.

Технология: уровневая дифференциация, личностно – коммуникативное обучение.

Метод: системно-деятельностный.

Дидактические принципы: воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность.

Методические принципы: коммуникативная направленность.

Средства обучения: доска, тематическая наглядность, раздаточный материал, учебник “Синяя птица” для 5 классов Береговской Э.М.– М., Просвещение, 1999.

См. Приложение 1.

План-программа урока. Урок изучения нового материала и первичного закрепления лексического материала (грамматика)

Класс: 6.

Предмет: французский язык (второй иностранный язык), 1-й год обучения.

Тема: “Une glace c’est bon!”.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления лексического материла (грамматика).

ТДЦ: добиться осознания и осмысления нового учебного материала (спряжение неправильных глаголов) и способов получения знаний в условиях активного закрепления новых лексических единиц по теме “Une glace c’est bon!”.

Образовательная задача: совершенствовать речевые способности учащихся.

Развивающая задача: развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу личности, память, внимание, фонематический слух.

Воспитательная задача: осуществлять воспитание уважительного отношения к укладу, традициям страны изучаемого языка.

Практические задачи:

  • совершенствовать навыки устной речи;
  • совершенствовать лексико-грамматические навыки.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная.

Технология: уровневая дифференциация, личностно-коммуникативное обучение.

Метод: системно-деятельностный.

Дидактические принципы: воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность.

Методические принципы: коммуникативная направленность.

Средства обучения: доска, тематическая наглядность, раздаточный материал, учебник “Синяя птица” для 5-х классов Береговской Э.М.– М., Просвещение, 1999.

См. Приложение 2.