Межрегиональный экологический проект "Наше будущее"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание активной гражданско-патриотической позиции

Задача: через различные виды деятельности развивать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к делу, поступкам, общественно-значимым решениям.

 О Проекте “Наше будущее”

Проект “Наше будущее” был создан на базе ГОУ СОШ №1946, г. Москва, Остафьевской школы, Подольский р-н, Московской обл. И детской школы искусств “Дар”, Подольского р-на, Московской обл. В 2002 году, как организация, направленная на развитие у детей активной гражданско-патриотической позиции.

Основной целью Проекта является пропаганда среди учащихся экологических знаний, путем теоретических и практических занятий и посредством этого, воспитания в них гражданской ответственности за свои поступки.

За прошедшее время участниками проекта проделана определенная работа. Проект принял участие во Всероссийской выставке “Детских экологических движений России” во Всероссийском Выставочном Центре (Москва), где стал Лауреатом ВВЦ. Руководители проекта были награждены медалями ВВЦ, а дети грамотами и медалями.

В первой Лесной Олимпиаде в номинации “Шуми дубрава” Проект занял 1-ое место по Москве и Московской области, а в Первых Лесных Олимпийских играх в той же номинации – третье место по России.

Проект поддерживает тесные связи с международной экологической организацией “Гринпис”, участвуя в Российском проекте “Возродим леса России”.

Участники лагеря “Гринпис” осенью 2003 года посадили 0,7 га смешанного леса.

Забота об этом лесе станет нашей работой на долгое время. Мы можем сказать, что у Проекта появился свой лес в Подольском районе и не для одного поколения участников этого Проекта. Такая преемственность позволяет надеяться на зарождение определенных традиций Проекта.

Хотя традиционными уже стали и весенне-летние уборки в лесопарковой зоне Южного Бутова и по берегам реки Десна Подольского района. За уборочный период ребята выносят из леса и с берегов реки по несколько тонн мусора, оставленного отдыхающими. Несмотря на то, что этой работой приходится заниматься каждый год, учащиеся все равно охотно ее делают. У них даже появился свой лозунг: “Если не мы, то кто!”.

Благоустройством школьных территорий мы занимаемся с весны до осени. Разбиваем клумбы, ухаживаем за деревьями, подсаживаем вместо старых и погибших деревьев новые.

Саженцы берем из питомника, разбитого на территории Остафьевской школы. Здесь на специально сделанных делянках растут клены, липы, дубы разных сортов, в том числе и “потомки” дуба с могилы Дж. Вашингтона.

В рамках программы “Возродим леса России” ребята собирают семена деревьев и передают их в школьные питомники Рязанской и Тульской областей и другие регионы России.

Не остаются ребята в стороне и в общественной жизни своих районов. Этим летом по просьбе администрации Рязановского сельского округа участники проекта проводили экологический мониторинг населенных пунктов, описывали, фотографировали и наносили на карту несанкционированные свалки. Итоги их работы были отражены в докладе главы администрации на районной конференции по экологии. Учащиеся школы №1946 провели мониторинг мусоросборников на территории 6-го микрорайона Юж. Бутова и передали свои рекомендации по увеличению количества контейнеров и урн на территории микрорайона.

Члены Проекта ежегодно принимают участие в акциях “Российского общества охраны природы” по переписи птиц, населяющих наш регион. Участвовали мы и в акции “Соловьи России”.

Когда был собран материал по переписи соловьёв с 2001 года и сведён в таблицу, выявилась очень интересная закономерность.

Осенью 2000 года были пущены в эксплуатацию очистные сооружения Южного Бутова, и канализационные воды стали сбрасываться в реку ДЕСНА чуть ниже деревни Расторопово. Каждую секунду зимой и летом в реку попадает 0,9 кубического метра сточных вод при температуре 24,6?С.

Общее количество соловьёв в обследуемом районе со временем уменьшается и этому может быть много причин, но главное в том ,что птицы перестали селиться по берегам реки ДЕСНЫ. Они переселяются на берега мелких ручейков и болот.

Этот факт может служить косвенным доказательством плохого состояния воды в реке ДЕСНА и ухудшением общей экологической обстановки.

Зимой мы устраиваем кормушки для птиц, помогая пережить холода. Ближе к весне начинаем строить скворечники и синичники, а с наступлением тёплых деньков развешиваем их на деревьях, чтобы у прилетающих птиц было место, где выращивать своих птенцов.

Разнообразная деятельность в Проекте позволяет детям вырабатывать свой взгляд на проблемы окружающей среды и, соответственно, на проблемы общества в целом.

 Членство в проекте

Проект “Наше будущее” не является замкнутой организацией. Любые сообщества или отдельные граждане могут свободно входить в структуру Проекта, если в настоящий момент их деятельность и взгляды совпадают с целями задачами Проекта и выходить из него, если работа в Проекте не совпадает с их целями и задачами или желанием работать по видам деятельности Проекта.

 Организационная структура Проекта

В настоящее время членами Проекта являются:

  • ГОУ СОШ №1946, г. Москва;
  • ГМУ СОШ Остафьево, Московская область, Подольский район;
  • Детская школа искусств “Дар”. Московская область, Подольский район;

Виды деятельности и участие в акциях в рамках Проекта определяет Совет координаторов.

Членом Совета координаторов автоматически становится руководитель организации или ответственное лицо, делегированное от группы граждан, входящих в Проект.

Членом Совета с совещательным голосом может являться гражданин, не представляющий организацию или группу граждан, если за его кандидатуру высказалось большинство членов Совета.

Все решения Совета принимаются большинством голосов.

При равенстве голосов решение принимается Председателем координационного света Проекта

 Виды деятельности в Проекте.

Основным видом деятельности в Проекте является работа по экологическому воспитанию учащихся.

Экологическое воспитание проводится как в теоретической форме (уроки, реферативная деятельность, научно-теоретические конференции), так и практической форме (работы по озеленению школьной территории, участие во всесоюзных и международных программах Гринпис, экологические походы, организация школьных питомников и т.п.).

Пропаганда экологических знаний посредством выпуска газет, участия в выставках, проведения экологических уроков силами участников.

 Устав проекта “Наше будущее”

Деятельность Проекта и отдельных его членов проводится в рамках, определенных Конституцией и законодательством РФ.

Члены Проекта не имеют права наносить своей деятельностью (вольной или невольной) вред природе.

Члены Проекта обязаны активно, но в соответствии с законами РФ вмешиваться в деятельность предприятий и частных лиц, если их деятельность наносит вред экологии.

Каждый член Проекта обязан посадить дерево и следить за его развитием.

Члены Проекта участвуют во всех мероприятиях, одобренных Советом координаторов Проекта.

Члены Проекта имеют право предложить Совету для рассмотрения любую экологическую задачу, если считают ее первоочередной и требующей быстрого решения.

Член Проекта обязан помнить, что его действия не должны противоречить принципам миролюбия и добросердечия.

Член Проекта обязан участвовать в действиях, определенных решением Совета Координаторов Проекта (СКП) или выйти из участия в Проекте.

Член Проекта имеет право опротестовать решение СКП, если за это выскажутся 2/3 участников Проекта.

История малой родины
Потомки дубов великих

Наша школа расположена недалеко от Остафьевской усадьбы князей Вяземских, на территории которой в настоящее время находится музей – усадьба “Русский Парнас”. Старинный дом стоит в классическом английском парке. В липовой аллее парка снимался один из красивейших эпизодов художественного фильма “Война и мир”. Незабываемую красоту в парке создают береза, клен, ясень, а могучие дубы, как былинные богатыри, охраняют уют, покой и порядок древней усадьбы.

Совместно с работниками садово-паркового хозяйства музея мы, участники экологического проекта “НАШЕ БУДУЩЕЕ”, чистим парк от подроста, помогаем убирать территорию парка от веток и мусора в летний период, когда особенно много экскурсантов посещают “Русский Парнас”.

Будто охраняя парадную лестницу музея, стоят два могучих дуба великана. Четверо ребят могут обхватить ствол одного из великанов, взявшись за руки, а вот второго – только впятером (диаметр одного – 1,4м при высоте 28 метров, диаметр второго – 2,5 при высоте 32 метра). Мы заинтересовались историей этих деревьев-великанов, поработали в архиве музея Остафьево и вот что выяснили.

Наши дубы - потомки дубов, посаженных на могиле первого президента США Дж.Вашингтона. Дипломатические отношения между Россией и США были установлены при Павле I. При вручении верительных грамот американский посол передал императору и несколько желудей, пояснив: “Эти желуди с дуба, растущего на могиле Дж.Вашингтона, я привез их в знак уважения и признательности России, оказавшей народу Соединенных Штатов поддержку в борьбе с колонизаторами за независимость страны”. Павел I повелел посадить желуди в Царскосельском парке. Из них выросли прекрасные деревья.

В числе многих известных писателей, посещавших усадьбу князя П.А. Вяземского в Остафьеве, был и Н.М. Карамзин. Он написал здесь первую часть своей “Истории государства Российского”.

Н.М. Карамзин с большой симпатией следил за борьбой американского народа, с оружием в руках завоевавшего право на свободу. Свое отношение к американскому народу Н.М. Карамзин выразил в завещании дочери: “После моей смерти собери в Царскосельском парке несколько желудей с дубов Вашингтона, посади в вазонах и, когда они прорастут, высади саженцы в Остафьево - там, где укажет Вяземский”.

Эта последняя воля отца была точно выполнена дочерью, и вот теперь два могучих потомка Вашингтонских дубов украшают музей-усадьбу “Остафьево”.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что данная форма внеклассной работы позволяет расширить рамки воспитательного пространства школы, практически совместив их с остальными социальными сферами. Формирование общественно значимых устоев, вырабатывание позитивных решений происходит непосредственно при участии подростков в практической социально ориентированной работе, Региональный статус Проекта - это возможность расширения границ поля деятельности и взаимодействия с различными социальными группами.

Проект, в принципе не ограничен ни возрастным цензом, ни численным составом участников, ни социальным статусом действующих в нем лиц.