Определяя значение творческой способности в деятельности, можно сказать, что это способность обнаруживать и ставить проблемы в нерегламентированных условиях деятельности, а также порождать множество разнообразных оригинальных идей для их теоретического и практического решения.
Несмотря на то, что много лет ученые работают в направлении формирования способности к интеллектуальному творчеству детей, результаты этой работы скромные. Пока современная система образования не реализует такие гуманистические функции, как обеспечение личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации.
Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности.
Актуальность выбранной темы определяется требованиями современного образования в подходе к обучению и воспитанию школьника с установкой на творческую деятельность и его возможностью реализовать свой творческий потенциал.
Младший школьный возраст – стадия способности к интеллектуальному творчеству, где креативность формируется как личностное качество.
Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства.
Работая более пятнадцати лет в системе школьного образования учителем музыки, я вижу, что предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко, так как целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.
Специфика художественно-творческих уроков музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическими, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы. При этом опорными являются три момента:
1.Постижение прекрасного происходит в органическом единстве жизни и искусства, зрительных, слуховых, вербальных, моторно-пластических впечатлений, спонтанно формирующих первоначальные эстетические представления.
Целостность восприятия искусства и деятельности обусловлена синкретизмом восприятия и многозначностью восприятия задатков учащихся младших классов. Именно там наиболее ярко проявляется родственный характер всех художественных способностей: литературных, актерских, музыкальных и др.
2.Психофизиологические особенности детей – эмоциональная отзывчивость, высокая чувственность сенсорных зон нервной системы, тип соотношения первой и второй сигнальных систем – обусловливают преобладание в этой возрастной группе художественного типа сознания. Поэтому детям изначально присуща талантливость, что является важнейшей предпосылкой формирования эстетических способностей. Важно не упустить особенно благоприятные возможности эстетического творческого развития, так как компенсировать пробел позднее не всегда можно.
3.Своеобразный артистизм, т. е. повышенная способность к переживанию и отождествлению себя с героями произведений искусства.
В процессе выполнения творческих заданий на уроках музыки ребенок проходит путь:
- от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;
- от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;
- от сотворчества к самостоятельному творчеству.
Нами было проведено исследование учеников младших классов, в котором мы предположили, что существует зависимость между развитием критериями творческой способности и творческими занятиями на уроках музыки.
Свое исследование мы построили, опираясь на концепцию Богоявленской Д.Б. о том, что понятие креативной личности обусловлено определенной психической структурой, присущей данному типу личности.
Исследование проводилось на базе филиала гимназии №1 (начальная школа). Испытуемыми были 68 школьников, учащихся 1-классов (7-8 лет), в том числе 32 девочки и 36 мальчика.
В соответствии с задачами исследования использовался ряд тестовых методик: тест креативности П.Торренса, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности.
На основании исследования по методикам, указанным выше, были выделены три группы учащихся: учащиеся с низкой степенью оригинальности, учащиеся со средней оригинальностью, учащиеся с высокой степенью оригинальности.
Чуть более подробно хотелось бы остановиться на исследовании продуктов деятельности, которое проводилось по творческому заданию “Цветовое моделирование” (см. Рисунок 1). “Цветовое моделирование” представляет собой перевод образа из одного художественного ряда в другой. Передача музыки, ее эмоционально-образного содержания средствами изобразительного искусства вполне соответствует и психологическим особенностям младшего школьного возраста, и специфике комплексного урока как формы взаимодействия различных видов художественного творчества.
Учащимся предлагается пьеса П.И. Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”. После первого прослушивания выясняется, какое настроение передает композитор в своей музыке, какому времени года оно больше соответствует. Каждому ученику раздается лист с нарисованным контуром поляны. Задание – разукрасить в соответствии с настроением музыки свою поляну, используя карандаши тех цветов, которые по настроению больше подходят к музыке. На выполнение задания отводится 25 – 30 минут. После второго прослушивания ученики приступают к работе.
Задание оценивается по следующим критериям: оригинальность; цветовая гамма; разработанность; связь цветового решения с характером музыкального образа.
Каждый параметр задания оценивается по 10–ти балльной шкале: значения 1-3 определялось как низкий уровень;4-8 – средний уровень; 9-10 – высокий уровень.
Полученный материал был обработан на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ “Statistica”.
При анализе результатов исследования мы отметили, что увеличивается число положительных корреляций между предметом музыка и параметрами творческой способности различных предметов: начало года – 20 положительных корреляций, конец года – 34 корреляции. Это увеличение идет за счет всех параметров по предмету музыка и особенно главного (выделяемого многими исследователями) критерия – оригинальность – с 2 в начале года, до 12 в конце.
Интересные результаты показало сравнение параметров творческого задания “Цветовое моделирование” с различными параметрами учебных предметов. Если на начало года было всего 23 положительных корреляций, то в конце года количество положительных корреляций со всеми предметами выросло в два раза– 45! И опять интересное наблюдение – в начале года положительно коррелируют между собой параметры цветового моделирование и различные параметры предметов эстетического цикла – ИЗО и Музыка. В конце года параметры цветового моделирования положительно коррелируют со всеми предметами учебного цикла, представленных в исследовании. А такой параметр как, “взаимосвязь музыки и цвета”, положительно коррелирует с параметром “успешность”всех предметов.
Мы можем предположить, что давая как можно больше заданий, аналогичных цветовому моделированию, можно влиять на успешность в различных предметах. Также можно заключить, что занятия музыкой, включающие большое количество творческих заданий, аналогичных заданию “Цветовое моделирование”способствует повышению уровня креативности учащихся.
Выявленные нами в процессе исследований положительные корреляции между творческими заданиями на уроках музыки и критериями успешности, оригинальности по другим предметам учебного цикла наглядно свидетельствуют об этом.