Данная методическая разработка является продолжением моих методических исканий в рамках личностно-ориентированного обучения. Урок-конференция выдерживает те требования, которые предъявляются к урокам этой концепции. Конференция помогает реализовать две главные задачи личностно-ориентированного подхода через использование технологии проблемного обучения. Во-первых, создание проблемной ситуации, которая пробуждает желание разрешить проблему в сочетании с потребностью узнать интересное, новое, это в свою очередь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Во-вторых, данный урок помогает реализовать творческие способности учащихся, в зависимости от их психологических особенностей, раскрыть их потенциал, признать индивидуальность ученика. Данная структура урока имеет эвристический уровень познавательной деятельности, это способствует развитию критического мышления. Когда ребенок сам анализирует и доказывает свою правоту, у него появляется интерес, творческий поиск и стремление достигнуть поставленных задач.
На протяжении всего урока успех выполнения заданий зависит от субъектного опыта учащихся и создания ситуации успеха для каждого учащегося (похвала, внимание). На уроке обязательно должно присутствовать деловое партнерство, при котором учитель выступает как помощник учащимся “окультуривать свой субъектный опыт”.
В течение урока целесообразно проведение рефлексии – самоанализ учащихся своей деятельности и деятельности своих одноклассников на уроке и их оценка. И, наконец, проведение мониторинга урока поможет выявить – достиг ли урок своей цели.
Цели:
Подготовительный этап:
За две недели до урока раздать темы докладов учащимся:
- Адам Смит как человек и великий экономист;
- Экономическое учение Карла Маркса и современность;
- Мальтус о роли народонаселения в экономике;
- Отечественная мысль 20-х г.г XX века.
- “Город солнца” Т. Кампанеллы;
- Утопии и фантазии Ш. Фурье.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
Добрый день! Экономическая теория – древнейшая наука. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Сегодня интерес к экономической теории, несомненно, растет.
… Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
(А.С. Пушкин)
Еще полтора веков тому назад А.С. Пушкин в характеристике Евгения Онегина продемонстрировал, что ответ на вопрос “как государство богатеет?” не утратил своей актуальности, и извечно люди пытались выстроить логически правильную экономическую модель в хозяйственной практике и политической жизни государства. И мы с вами попытаемся сегодня разобраться в основных экономических течениях политэкономии. Итак, тема нашей конференции – “Школы экономических учений”.
Цель нашей конференции – во-первых, раскрыть основные идеи классической политэкономии (общая экономическая теория); во-вторых, опираясь на знания основных экономических вопросов проанализировать утопические взгляды некоторых экономических школ, доказать их несостоятельность.
так, мы начинаем… Темы докладов перед вами в порядке их заслушивания представлены на доске. Во время выступления докладчиков вы заполняете таблицы и бланки-рецензии. После каждого доклада мы делаем выводы, которые будут отражены на доске. Регламент выступления 3-4 минуты.
(Методический совет - на доске должны быть написаны темы докладов, а также представлена логическая схема развития экономической мысли. Кроме этого целесообразно на доске выписать ключевые понятия по теме, требующие объяснения (например, политэкономия – одно из названий общей экономической теории, введенное в обиход французским экономистом А. Монкрентьеном).
2. Участники конференции выступают со своими докладами.
Доклады учащихся должны отличаться исследовательским характером и являться своеобразными аналитическими умозаключениями по тематике. Во время их выступлений другие учащиеся заполняют конспекты в виде таблицы. Каждый докладчик делает обобщающие выводы, возможны комментарии и дополнения других учащихся, после чего заполняется опорная схема на доске, которая отражает школы экономических течений, их представителей и главные идеи (таблички с нужными понятиями заранее готовит учитель, которые потом просто крепятся на доске).
3. Рефлексия
- уровень каждого доклада оценивают сами учащиеся, заполняя бланки-рецензии.
4. Мониторинг урока.
Список используемой литературы:
- Аникин А.В . Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса. – М., 1975.
- Баликоев В.С. Общая экономическая теория. – Новосибирск, 1996.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994
- История экономической мысли в России. - М., 1996.
- Костюк В.Н . История экономических учений. – М., 1997.
- Липсиц И.В . Экономика. – М., 2000.
- Машина М.В. Экономическая азбука. – М., 1995.
- Общая экономическая теория (политэкономия).- М., 1995
- Современная экономика. – Ростов-на-Дону, 1996
- Экономическая энциклопедия в 4 т. – М., 1980.
- Ядгаро Я.С . История экономических учений. – М., 1996.
Основные направления развития политэкономии.
Школы экономических учений |
Основные представители |
Сущность экономических учений |
Главные научные труды |
Оценка прослушанных реферативных работ.
Тема доклада (имя выступающего) |
Полнота доклада (раскрыта ли тема?) |
Логика доклада (соблюдена или нарушена?) |
Достоинство доклада |
Недостатки доклада |
Оценка эксперта |