Изучение физики природных явлений имеет огромную познавательную ценность. Природа — эта гигантская физическая лаборатория — наглядно демонстрирует относительность всевозможных “перегородок” в предмете “физика”, условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу — здесь мы встречаемся с проявлением одновременно законов механики, гидростатики, термодинамики, молекулярной физики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики.
Обладающий огромным могуществом, современный человек обязан быть особенно внимателен к природе, обязан беречь ее.
Данный курс соответствует положению концепции профильного и предпрофильного обучения, то есть позволяет ребенку оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля. Курсы включают новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Включенный материал может применяться для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний. Осуществляется систематичность учебного материала: изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Способ развертывания учебного материала соответствует поставленным задачам: развитие научного мышления и творческих способностей, определяется объективным уровнем развития знаний. Материал курса распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов.
Задачи курса:
- Исследование природных явлений, связанных с солнечным излучением.
- Дать ученику возможность реализовать свой интерес к предмету.
- В процессе курса — развитие научного мышления, творческих способностей, подготовка к продолжению образования, выбору профессии;
Курс строится на следующих принципах:
- завершенности;
- доступности материала;
- взаимосвязи с другими предметами и повседневной жизнью;
- оригинальности материала, выходящего за рамки школьной программы;
- преемственности, является прогностическим по отношению к профильным курсам.
При разработке курса использовалась цельно-блочная технология. Весь материал разбит на 4 блока. Предлагается следующая последовательность изложения.
Программа элективного курса по физике
“В МИРЕ СОЛНЕЧНЫХ ПРОДЕЛОК”
РАЗДЕЛ 1. Вводная часть
- Физика – наука о природе.
- Научные методы изучения природы.
- Практическая направленность изучения физических явлений.
- Отражение, преломление, дисперсия света. Понятие освещенности.
РАЗДЕЛ 2. Освещенность Земли в разное время суток
- Заря. Восходы и закаты.
- Сумерки.
- Звездный свет. Полярные сияния.
РАЗДЕЛ 3. Явления, основанные на рассеянии света
- Почему небо голубое, снег белый, а трава зеленая.
- Гало.
- Венцы.
- Глории, нимбы
- Радуги.
РАЗДЕЛ 4. Явления основанные рефракции света
- Искажения диска солнца.
- Зеленый луч.
- Миражи.
- Фата-моргана.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА | Количество часов | лекции | Семинар | Практические занятия | Форма контроля |
Раздел 1. Вводная часть 1. Физика - наука
о природе. Практическая направленность изучения
физических явлений. Научные методы изучения
природы. |
3 1
2 |
0,5
1 |
- | 0,5
1 |
л/р |
Раздел 2. Освещенность Земли в разное
время суток. 3. Восходы и закаты. Сумерки и зори. |
3
|
||||
Раздел 3. Явления, основанные на
рассеянии света. 6. Почему небо голубое, снег
белый, а трава зеленая. |
5
1 |
1 |
1 |
|
|
Раздел 4. Явления, основанные на
рефракции света. 11. Искажения диска Солнца. |
5
|
|
1 |
реферат |
Краткое содержание элективного курса
“В мире солнечных проделок”.
1 Раздел
- Физика – наука о природе. Понятие вещества. Движение. Физика есть наука о веществе и движении. Достижения человечества и их связь с развитием физики. Поиски истины. Наблюдения и опыты. Гипотеза и эксперимент – методы науки.
- Свет. Источники света (естественные и искусственные). Распространение света. Луч. Тень. Полутень. Затмения. Отражение света: зеркальное и рассеянное. Законы отражения. Преломление света, законы преломления. Показатель преломления. Дисперсия света. Понятие освещенности. Яркость (понятие, опыт по определению яркости света).
2 Раздел
- Дневная освещенность. Световой климат. Освещенность планет солнечной системы. Виды сумерек. Зори. Сияние зари. Пурпуровый свет. Где создаётся заря.
- Освещенность лунным светом. Звездный свет и его влияние на освещенность Земли. Освещает ли землю атмосфера.
- Полярные сияния и их виды (условия их наблюдения). Причины возникновения полярного сияния. Солнечный ветер.
3 Раздел
- Эксперимент Ньютона с цветом. Дополнительные и основные цвета. Цветовой треугольник. Цвета предметов. Голубое небо, зеленая трава. Театральные эффекты создаваемые светом. Первичные цвета художников. Правильное и неправильное сочетание цветов. Дальтонизм.
- Радуги: первичная и вторичная. Как возникает радуга? Размер и форма капель и их влияние на вид радуги.
- Венцы, глории, нимбы. Их происхождение и отличие друг от друга.
- Гало. Многообразие форм гало. Как возникает гало? Окрашенные и неокрашенные гало. Редкие формы гало. Венцы и погода.
4 Раздел
- Рефракция и ее особенности. Удлинение дня. Искажение диска солнца при восходе и заходе. Существование слепой полосы.
- Зеленый луч. Зависимость показателя преломления от частоты света. Почему появляется зеленый луч. Условия для наблюдения этого явления.
- Как далеко до горизонта? Миражи и их виды. “ Призрачные Земли”. Причины возникновения миража. “Летучий Голландец”. Фата-моргана.
Примерные темы рефератов:
- О предсказании погоды по заре.
- Извержение вулкана и атмосферные явления.
- Световые явления в литературе.
- Измерение скорости света.
- Глаз. Зрение. Очки. Нарушения зрения.
- Оптические приборы.
- Законы видимости диктует глаз.
Список литературы
- Перельман Я. “Занимательная физика” 1 часть. М; Наука 1980 г.
- Асламазов Л.Г., Варламов А.А. “Удивительная физика” (библиотечка “Квант”, выпуск № 63). В голубом просторе; Лунные дорожки.
- Зверева С.В. В мире солнечного света. Л.: Гидрометеоиздат, 1988 г.
- Тарасов Л.В. Физика в природе
- Эллиот А., Уилкокс У. Физика, М.: Наука 1975 г.
- Учебники: Физика 11 класс Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., М; Просвещение 1991 г. Физика 8 класс, Перышкин А.В., Родина А.Н. М.: Просвещение, 1993 г.