Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов и школ-интернатов свидетельствуют, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п. Эти особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе развития ребёнка. Все они чреваты серьёзными последствиями для формирования личности подрастающего поколения. Поэтому одной из ключевых проблем детских домов и школ-интернатов является проблема психолого-педагогической культуры отношения к каждому ребёнку. Это значит, что фигура учителя и воспитателя в интернатных учреждениях является центральной, главной. Но педагогические кадры для работы с детьми-сиротами нигде специально не готовят. Профессионально неподготовленные взрослые не могут создать обстановку, благоприятную для психического и личностного развития ребёнка [2].
Наш Тальменский санаторный детский дом создан для воспитания, обучения и лечения детей-сирот с малыми и затихающими формами туберкулёза. На 150 воспитанников в учебно-воспитательном процессе задействовано около 80 педагогов. Это учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды, социальные работники. Каждый из них нуждается в расширении и углублении знаний об особенностях личностного развития детей, оставшихся без попечения родителей, и методике работы с ними. В настоящее время у нас сложилась следующая система повышения квалификации педагогов:
- индивидуальные методические консультации, проводимые директором и заместителями;
- постоянно действующие семинары по изучению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий;
- открытые уроки и занятия как форма представления опыта работы;
- методические объединения учителей-предметников, воспитателей и педагогов дополнительного образования;
- педагогический совет;
- творческие группы;
- “Родительский клуб” для воспитателей;
- “Психолого-педагогическая студия” для учителей;
- смотр “Педагог года”.
Хочу представить одну из перечисленных форм работы по повышению квалификации педагогических кадров детского дома – смотр “Педагог года”.
Положение о смотре “Педагог года”
Смотр проводится по инициативе администрации Тальменского санаторного детского дома.
1. Цели и задачи смотра
- Выявлять, поддерживать и поощрять талантливых педагогов.
- Повышать престиж должностей “воспитатель детского дома”, “педагог дополнительного образования”, “учитель”.
- Сделать доступным для изучения и внедрения в коллективе достижения передового педагогического опыта в работе с воспитанниками детского дома.
2. Время проведения
С 1 октября по 15 мая текущего учебного года.
3. Место проведения
Тальменский санаторный детский дом.
4. Участники смотра
Принять участие в смотре может каждый педагог детского дома без ограничений по возрасту, образованию, педагогическому стажу.
5. Организация смотра
Для проведения смотра создаётся оргкомитет из представителей педагогов-стажистов, членов аттестационной комиссии, руководителей методических объединений, творчески работающих педагогов. Оргкомитет решает все вопросы организации проведения смотра и освещает его результаты. Определяет перечень и порядок представления материалов, назначает жюри.
Методсовет определяет время проведения, содержание и критерии оценки каждого этапа смотра.
До 1 октября педагоги подают личное заявление о своём решении участвовать в смотре.
6. Содержание смотра
Программа смотра составляется на основе плана работы детского дома на текущий год и включает в себя следующие этапы:
Открытие смотра с представлением визитных карточек конкурсантов | Октябрь |
Смотр кабинетов и игровых комнат | Ноябрь |
Открытые уроки и занятия | Декабрь, январь |
Самоанализ уроков и занятий | Декабрь, январь |
Педагогический совет “Педагогическая тактика и стратегия как условие создания среды для формирования учебной деятельности воспитанников” (форма – деловая игра) | Февраль |
Валеологический семинар “Жизнь без стрессов, без конфликтов и болезней” (форма - устный журнал) | Март |
Творческая самопрезентация (защита методической выставки) | Апрель |
Закрытие смотра, награждение | Май |
7. Система оценивания
- Открытый урок (занятие), самоанализ, творческая самопрезентация оцениваются по 5-балльной системе.
- Задания других этапов смотра оцениваются исходя из максимальной оценки в 3 балла.
8. Финал смотра
- Победителем смотра (1место) является педагог, набравший наибольшее количество баллов. Ему присваивается почётное звание “Педагог года”, которое утверждается приказом директора. “Педагог года” награждается денежной премией.
- Лауреатами смотра (2 и 3 места) являются педагоги, следующие по количеству баллов за победителем. Звание лауреат смотра “Педагог года” утверждается приказом директора. Лауреату смотра вручается денежная премия.
- Остальные участники награждаются памятными призами за участие и наиболее ярко проявленные качества в смотре “Педагог года”.
Критерии оценки учебных кабинетов, игровых комнат
Традиционная часть
- Паспорт учебного кабинета, игровой комнаты.
- Учебная, воспитательная программа.
- Календарно-тематическое планирование.
- Методическая литература в помощь учителю, воспитателю.
- Культура оформления кабинета, его соответствие специфике предмета. Культура оформления игровой комнаты, её соответствие возрастному составу группы.
- Санитарно-гигиеническое состояние помещения.
- Соблюдение техники безопасности.
- Сохранность мебели.
Развивающая часть
- Подборка материала к различным видам интеллектуальным разминок.
- Наличие памяток, указаний для школьников.
- Тематические папки с подборкой материалов к урокам, занятиям в группе.
- Наличие дидактического, раздаточного материала, его систематизация и хранение.
- Новизна и актуальность материала.
- Личный вклад учителя, воспитателя в пополнение кабинета.
- Эстетичность оформления материалов.
Критерии оценки урока
Оценка основных личностных качеств учителя
- Знание предмета и общая эрудиция учителя.
- Культура речи (темп, дикция, образность, общая и специфическая грамотность).
- Степень демократичности в общении с учащимися.
- Внешний вид, культура, такт, мимика, жесты.
Оценка деятельности учителя на уроке
- Умение учителя организовать познавательную, самостоятельную деятельность учащихся.
- Формирование учителем общеучебных умений и навыков учащихся.
- Логическая взаимосвязь этапов урока.
- Эффективность выбранных учителем форм работы (коллективных, групповых, парных, индивидуальных).
- Степень заинтересованности учащихся в уроке.
- Рациональность и эффективность использования времени урока.
- Целесообразность чередования и смены видов деятельности.
- Целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.
- Обратная связь с учащимися в ходе урока.
- Эффективность контроля за работой учащихся.
- Соблюдение норм техники безопасности на уроке.
- Создание условий для сохранения здоровья учащихся (физкультурная пауза, осанка учащихся и т. д.).
Оценка содержания материала урока
- Научность, доступность и посильность изучаемого материала.
- Актуальность, связь с жизнью.
- Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.
- Оптимальность объёма материала, предложенного для усвоения.
Результаты проведения урока
- Степень конкретности, чёткости в формулировке целей урока и привлечение учащихся к постановке целей урока.
- Уровень достижения целей.
- Организация деятельности учащихся, содержащей возможность рефлексии.
- Степень обучающего воздействия проведённого урока.
- Степень воспитывающего воздействия.
- Степень развивающего воздействия.
Критерии оценки самоанализа урока (занятия)
Критерии оценки выступления педагога на семинаре и педсовете
Критерии оценки творческой самопрезентации
В заключение хочу сказать, что проведение таких смотров способствует вовлечению в активную работу многих членов педагогического коллектива, выводит каждого на более высокий качественный уровень, заставляет поверить в себя и свои силы. Три года подряд наши воспитатели в районном конкурсе “Воспитатель года” занимают первое место, а учителя в районном конкурсе “Учитель года” два раза стали обладателями первого места и один раз – второго.
Литература
- Байтингер Г. Детский дом: принципы управления.//Директор школы.- 1999. №2.
- Дубровина И.В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ-интернатов.// Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Серия “В помощь руководителям, воспитателям, специалистам детских домов и школ-интернатов”. Выпуск 4. –Москва, ТОО “СИМС”, 1995. С 5-8.
- Кордюкова Т. И. Положение о целевых программах.// Завуч. -1999. №2.
- Степанов Е. Создание системы воспитания.// Директор школы. – 2000, №2.
- Степанов Е. Формирование образа школы.// Директор школы. – 2000, №4.