Цель: показать, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь советского народа, победившего фашизм, воспитывать у современного школьника любовь к своей Родине, чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Музыкальный материал: “Симфония № 7” Д.Шостаковича, “Священная война” А.Александрова; муз.В.Мурадели, сл.А.Соболева “Бухенвальдский набат”, Д.Тухманов “День Победы”, В.Киселёв “Мир планете, смерть войне!”
Оборудование: грамзапись, репродукции, посвящённые Великой Победе, портреты композиторов и поэтов, краски, кисти, бумага.
Ход урока
- Начало Великой Отечественной войны не остановило развития советской культуры.
Композиторы, писатели, живописцы, скульпторы в годы войны, подобно тысячам инженеров, техников, учителей, врачей, были солдатами на фронте и в тылу. Героический период нашей истории потребовал напряжения всех духовных сил народа, что нашло отражение в творчестве композиторов, художников и писателей.
Сразу же с первых дней войны художники включились в работу “окон ТАСС”, создавали плакаты и газетные рисунки. В осаждённом Ленинграде организовали несколько выставок, посвящённых его защитникам. События тех дней нашли отражение и в музыкальных произведениях. Среди них есть песня, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны, даже с такой могучей симфонией, как “Ленинградская”. За первые годы войны было создано около ста песен.
- Назовите эту песню. (“Священная война” А. В. Александрова.)
- О том, какое впечатление произвела песня при первом её исполнении, вспоминал поэт-очевидец А.Сурков: “Это было в начале июля 1941 года в Москве на Белорусском вокзале. Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям. Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах – тревога за Родину, за покинутый любимый дом… И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания. И все бойцы, как один, поднимаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения. Пять раз повторяет ансамбль “Священную войну” в благоговейной тишине, и по окончании её “ярость благородная” наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов”. (Показ фотографий концерта Краснознамённого ансамбля под управлением Александрова, прослушивание грамзаписи “Священная война”).
- Какие выразительные средства использовал композитор? (Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм, весь характер её создавал образ могуче-непреклонной воли, устремлённость к победе.)
- День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. Из памяти народа никогда не сотрутся горе и страдание, которые принесла людям война. Мужество советских людей, их готовность до последней капли крови защищать свою Родину не знали границ.
Проверка домашнего задания первой группы учащихся - чтение стихов на военную тематику.
В минуту испытаний люди объединяются в своих чувствах и желаниях. И то, что чувствовал весь мир, чем жила наша страна, не мог не отразить в своём творчестве Д. Д. Шостакович - один из самых чутких, самых стойких художников нашего времени. Начавшаяся в 1941 году война перевернула всё, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружён огневым кольцом блокады, которая длилась девятьсот дней и ночей и унесла сотни тысяч жизней. Но непоколебимы были героический дух города и его уверенность в победе, ибо каждый верил:
Вражье знамя растает, как дым.
Правда за нами - и мы победим!
Так от имени ленинградцев писала поэтесса Ольга Берггольц. И каждый понимал, какого мужества и какого напряжения духовных и физических сил, каких жертв потребует эта война. Там, в осаждённом Ленинграде,
…во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам…
оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д.Шостакович. (Обратить внимание на портрет композитора.)
В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. Всё передуманное, перечувствованное в первые военные дни, месяцы требовало выхода, искало своего воплощения в звуках.
С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. “Музыка неудержимо рвалась из меня”, - вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбёжки не могли помешать вдохновенному труду композитора. История мирового искусства ещё не знала подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось под впечатлением происходящих в то же время событий. Спустя десятилетия, Седьмая симфония по-прежнему воздействует на умы и сердца слушателей глубокой взволнованностью и искренностью воплощённых в ней чувств, удивительной конкретностью образов. Общее содержание симфонии - противостояние и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это уже не отвлечённые категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм.
Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича - великое произведение. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве и героизме людей, об их неисчислимых страданиях и о непоколебимой стойкости в борьбе с врагом, их уверенности в победе.
- Ребята, перед вами краски, кисти и бумага, создайте художественный образ прозвучавшего фрагмента. (Начинает звучать и разрастаться тема “нашествие” из Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. Учащиеся рисуют приёмом “А-ля-прима”).
- Какие краски и тона вы больше всего использовали?
- Не только в этой симфонии, но и в других произведениях, в частности, в многочисленных песнях, появившихся в тот период, навсегда запечатлен сплав трагизма и мужества, ужаса перед надвигающейся возможной гибелью и воли к борьбе.
Анна Ахматова, жившая в Ленинграде, как и Шостакович, отразила свои чувства в стихотворении 1941 года “Первый дальнобойный в Ленинграде”. (Портрет поэтессы.)
И в пёстрой суете людской
Всё изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов -
Весёлых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить - по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нёс
Ребёнку моему.
Музыку, литературу и живопись объединяет внутренняя, творческая и жизненная связь. Все искусства рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта - жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство писателя и композитора, композитора и художника. Потому-то мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это “общее” выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас.
Проверка домашнего задания второй группы - сообщение об истории создания песни “Бухенвальдский набат”.
Ученики - Своё название песня получила от памятника, установленного на том месте, где в фашистской Германии находился лагерь смерти Бухенвальд. (Показ фотографий памятника). Семь лет работал известный скульптор Фриц Кремер над монументом борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Он стремился воплотить в этом величественном сооружении знаменитую бухенвальдскую клятву: “Клянёмся уничтожить фашизм до основания и построить мир свободы”.
Замысел песни возник у В.Мурадели под впечатлением посещения другого лагеря смерти - Освенцима. “Увиденное меня потрясло, - рассказывал композитор. - Сотни тысяч узников, замученных здесь, как бы взывали и сейчас к совести всего человечества: “Люди, не забывайте этого, не допустите, чтобы всё могло повториться!”
И кода Мурадели прочитал взволнованные, страстные стихи бывшего фронтовика, поэта Александра Соболева, он понял, что нашёл именно то, что искал.
Впервые песня была исполнена на VII Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов в Вене в 1959 году. Её включили в свой репертуар почти все наши хоровые коллективы и многие зарубежные ансамбли и солисты. Песня приобрела международную известность. Ведь проблема Мира и Войны не может не волновать каждого человека, живущего сегодня на земле. (Далее в исполнении ребят звучит песня “Бухенвальдский набат”.)
- Ребята, в этом году отмечается 60-летие Великой Победы, которое вместе с нами всегда будут праздновать миллионы людей во всём мире. Красная Армия освободила не только Советский Союз, но и весь мир. Если бы вам предложили нарисовать картину “День Победы”, то какие бы краски вы использовали для этого и почему? Какими звуками, интонациями, оттенками можно выразить этот день? (Ответы детей.) Подводя итог, можно сказать, что рожденная под вашей кистью картина, отражена в песне “День Победы” Д.Тухманова (портрет композитора). Выразительность её мелодии заключается в переполнении самых различных чувств: это и торжество, и ликование, и, вместе с тем, боль утрат. (Слушание песни “День Победы”).
Итог урока
Наш урок - своеобразная “музыкальная композиция”, посвящённая Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Советского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, мир нужно беречь.
В завершении урока - исполнение песни “Мир планете, смерть войне” В.Киселёва.