Цель. Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся по теме “Квадратные уравнения”.
Задачи:
- выявить уровень овладения умениями решать квадратные уравнения;
- осуществлять самореализацию учащихся в игре.
Оформление.
I. На доске:
1. Тема урока “Квадратные уравнения”.
2. Девиз олимпийского движения “Быстрее, выше, сильнее”.
3. Допинг-контроль:
- а) определение квадратного уравнения;
- б) формула дискриминанта;
- в) зависимость количества корней квадратного уравнения от знака дискриминанта;
- г) формула корней квадратного уравнения;
- д) виды неполных квадратных уравнений;
- е) теорема Виета.
4. Нормативы:
- а) мастер спорта (свыше 80 кг) – “5”;
- б) кандидат в мастера спорта (от 51 до 80 кг) – “4”;
- в) 1 разряд (от 41 до 50 кг), 2 разряд (от 31 до 40 кг), 3 разряд (от 20 до 30 кг) – “3”.
5. Классификация заданий (см. Приложение):
Решить уравнение, используя теорему
Виета: Вес 5 кг |
Решить неполное квадратное уравнение: Вес 10 кг |
Решить уравнение через дискриминант:
|
Решить уравнение, предварительно
упростив: Вес 30 кг |
Решить биквадратное уравнение: Вес 40 кг |
II. Раздаточный материал:
- Карточки с уравнениями.
- Ответы.
Каждое уравнение со своим номером написано на отдельной карточке и все уравнения разложены возле доски в соответствии с классификацией и вариантами (1 вариант – нечетные номера, 2 вариант – четные номера);
Ответы ко всем уравнениям находятся у арбитров.
III. Игровая атрибутика:
1. Бейджики:
- “Главный судья” – для учителя;
- “Арбитр” – для трех учеников-консультантов.
2. Макеты гирь. Эти макеты гирь вырезаются из бумаги по количеству учеников в классе.
3. Медали для награждения (I, II и III места).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует спортсменов (учеников), пришедших на силовое многоборье, представляет им арбитров, раздает макеты гирь. Ученики на ручках этих гирь пишут свои фамилии. Учитель объясняет правила силового многоборья.
II. Допинг-контроль
Перед поднятием тяжестей все спортсмены должны пройти допинг-контроль. Ученики, сидящие за одной партой, осуществляют взаимный опрос по шести теоретическим вопросам, написанным на доске и отмечают на своих гирях знаками “+” и “-” правильность своих ответов. Арбитры и главный судья могут принимать участие в проведении допинг-контроля.
III. Поднятие тяжестей
Спортсмены, прошедшие допинг-контроль, подходят к доске и выбирают вес, который хотят поднять. В соответствии с выбранным весом и своим вариантом берут уравнение, возвращаются на свое место, записывают номер выбранного уравнения на своей гире и пытаются “поднять вес”, т.е. решают это уравнение в своей тетради. После того, как уравнение решено, ученик подходит к любому из арбитров и арбитр проверяет ответ. Если “вес взят”, т.е. уравнение решено верно, арбитр на гире спортсмена рядом с номером уравнения пишет его вес (арбитрам для своих записей лучше использовать фломастеры, маркеры). Если “вес не взят”, т.е. уравнение решено неверно, арбитр консультирует ученика. После этой консультации спортсмен может повторно попытаться “взять этот вес” или может поменять это уравнение на другое.
Спортсмен, который “взял вес” и зафиксировал это у арбитра, возвращает это уравнение на прежнее место и выбирает себе новое. Таким образом, все спортсмены в течение урока пытаются поднять как можно больше веса, чтобы получить оценку за урок в соответствии с нормативами.
В конце урока каждый спортсмен считает общий поднятый им вес, соотносит этот вес с нормативами и сдает гирю арбитрам.
IV. Игра
Пока учитель проводит с классом какую-нибудь математическую игру, арбитры раскладывают гири в соответствии с выполненными нормативами и подводят итоги личного первенства спортсменов.
V. Подведение итогов
Учитель и арбитры оглашают фамилии спортсменов и выполненные ими нормативы. Спортсменов, победивших в личном первенстве, приглашают к доске и награждают медалями.