Литературно-музыкальная композиция "Любовь моя — Норильск"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Формировать у детей чувство уважения к родному городу.
  • Познакомить ребят с историей Норильска.
  • Помочь учащимся проявить свои творческие способности.

Предварительная подготовка:

  • Подготовить материал: стихи, песни, танцы.
  • Оформить зал: фотографии, иллюстрации.
  • Пригласить гостей-родителей, родственников репрессированных, участников ВОВ, работников тыла, ударников производства.

Учитель: Сегодня мы поговорим о патриотизме и патриотическом воспитании. Не зря говорят: “В жизни всегда есть место для подвига”. И действительно, средства массовой информации, говорят и пишут об истинных патриотах. Несомненно, это те, кто сегодня в Чечне, кто освобождал заложников “Норд-оста”, это те, кто продолжает рыть туннель в 10-киллометровой толще льда, чтобы обнаружить погребённых под снежной лавиной людей. Но это как бы всё о взрослых, а что же сегодняшние школьники?

К классному часу некоторые из вас рискнули попробовать определить, в чем же выражается патриотическое воспитание. Вот некоторые из ваших определений (зачитываются выдержки из сочинений учащихся). Разные взгляды, но все они свелись к одному – быть патриотом – значит любить сою Родину. А что для нас родина? (Ответы учащихся). Значит, начинать надо с малого – уважения к традициям, и конечно, прошлому своего города, деревни, месту, где ты родился.

Ведущий:

С чего начинается родина?
С картинки в твоём букваре,
С весёлых и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пепла нам мать?
И то, что в любых испытаниях
У нас некому не отнять
С чего начинается Родина?
(Звучит фонограмма песни).

1 участник:

С маленького, но такого ёмкого слова – Норильск.

Все участники:

Мы – норильчане.

2 участник:

С чего же начинается наша родина? Мой Норильск! Сегодня такой красивый, с высотными зданиями, сверкающими огнями, сильными и мужественными людьми, суровый и теплый одновременно.

(Все проходит на фоне кадров о Норильске).

3 участник:

Тут небо низкое, глухое,
Нигде такого не встречал.
Под ним покорно гнется хвоя
И оседают плечи скал.
Лишь в комарином звоне лета,
Когда яснеет небосвод,
Среди проталин в тундре этой
Кипрей застенчиво цветёт.
Трясины, льды, замшелый камень…
Свой клад скупее, чем Кощей,
Скрывает за семью замками,
Чтоб не увидел глаз ничей.

(Танцевальная группа исполняет танец “Шаман”).

4 Участник:

Не встречал я города моложе,
Города, подобного мечте,
Ты поднялся на гранитном ложе,
Нет, ты встал на вечной мерзлоте.

Ведущий:

Страшные годы, суровые годы 1937, 1938. И не за туманами и мечтой плыли баржи с людьми. Слёзы и стон доносились из трюмов. За что? Куда? Почему? Миллионы вопросов людей, ни за что сосланных на край земли.

(Группа участников исторического кружка рассказывают о восстании заключенных).

5 Участник:

Как с тобой говорить мне, полярный Норильск?
Те слова это, или не те?
Сколько судеб и жизней с тобою срослись
На высокой твоей мерзлоте…
Сколько тех, кто уже не вернётся назад.
Ты как памятник тысячам лиц.
Сколько новых девчонок, новых ребят,
Чьи дороги с тебя начались…

(Выступление танцевальной группы).

6 Участник:

Бараки, и вышки, и нары,
Овчарки, и холод, и вши.
И не переборы гитары,
А словно бы всхлипы души.
Была беспримерной работа,
От отчего дома вдали
Удобрили кровью и потом
Окраины русской земли.

7 Участник:

И не назовешь это братством –
Сплотила случайно беда.
Хоть трудно во всём разобраться –
Безвременья схлынет вода.
Наш город был городом зеков,
Он здесь возведён на крови,
Сам видел я, как человека
Охранник овчаркой травил.
Запомнила детская память,
Не раз будет сниться потом,
Всё это не где-то, а с нами
В отечестве было родном.

(Кадры Норильска 30–40 годов).

8 Участник:

Прошли эти долгие годы,
Как тёмные воды сошли,
Как чёрные дни непогоды,
И новые всходы взошли.
Незнающее поклоненья,
Гляденья оратору в рот,
Иное пришло поколенье
И новые песни поёт.

(Вокальная группа исполняет песню о Норильске).

Ведущий:

Норильск – город сильных телом и духом. Только люди огромной души, воли и сердца смогли на вечной мерзлоте построить гигант металлургии и создать центр культуры Заполярья.

(Звучит фонограмма интервью Давида Кугультинова о Норильске и норильчанах).

1 Участник:

В Норильске долгая зима, коротенькое лето.
Но все быстрей растут дома, в домах – всё больше света.
Под сенью флагов и знамён зовет на праздник стадион
В краю снегов и вьюги.
А есть и дом, где круглый год в бассейне плавает народ,
Как где-нибудь на юге.

2 Участник:

Занёс бы долгий снегопад Норильск многоэтажный,
Но спорит день и ночь подряд с зимой народ отважный.
Дома, фонарные столбы – всё снегом замело бы,
Когда б отряд снегоборьбы не расчищал сугробы.
Там, где века царила тишь, безмолвье и безлюдье,
Сейчас торчат антенны с крыш Норильской телестудии.

3 Участник:

Да разве всё перечислишь, что построено, создано руками человека! Заводы, рудники, шахты, театр, дворец, галерея, музей. А сколько возможностей у норильских ребят заняться делом по душе! Да вот хотя бы в нашей школе: певцы и танцоры, чтецы, гитаристы, волейболисты, химики, физики, математики.

8 Участник:

Норильск. Для каждого он разный.
И у меня он тоже мой:
Он праздничный, хотя не праздный.
Суровый. Нежный. Трудовой.

(Выступление вокальной группы “Норильское лето”).

Ведущий:

Вот такая наша Родина: тёплая и суровая. Суровая климатом и тёплая сердцами людей. И каждое лето мы рвёмся в местечко, где наши родные, и каждую осень мы рвёмся в местечко, где наши друзья – в Норильск, потому что надёжнее и преданнее друга не найти – только в Норильске.

(Все участники).

Самый интернациональный – Норильск
Без вражды и войн – Норильск
Порой без тепла и света – Норильск
Но ведь мы – норильчане.