Пояснительная записка
Теория решения изобретательских задач начала создаваться в нашей стране как наука изобретения. С ее помощью можно научить изобретать каждого, кто захочет этому научиться. Она сделает необыкновенно интересным, увлекательным любой школьный предмет, поможет быстро освоиться в новой, еще незнакомой области. Научит творчески мыслить, всюду и везде искать новые нестандартные пути.
ТРИЗ показывает взаимосвязь между физикой и химией, роль аналитических приемов и методов при решении практических задач, способствует развитию логического, нестандартного мышления, учит выдвигать гипотезы, научно обосновывать их или опровергать.
Раздел “Введение в теорию изобретательских задач” вооружит учащихся теоретическим арсеналом, необходимым для психологической подготовки к изучению курса, перестройки сознания, переосмысления самого себя.
Изучение вепольного анализа, алгоритма решения задач дает возможность, опираясь на первоначальные знания, полученные на уроках, расширить эти знания и направить весь имеющийся потенциал на решение конкретных, практических проблем, которые повседневно встречаются в нашей жизни.
Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают наивысшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение.
Элективный курс “Теория решения изобретательских задач” рассчитан на 12 часов для учащихся 9–х классов и призван помочь в углублении знаний школьных предметов, научиться решать творческие задачи.
Цель курса – формирование культуры творческого мышления, выработка представлений о сути природных, технических явлений и их взаимосвязи, умение производить научные аргументированные рассуждения, обретение опыта в анализе жизненных ситуаций.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся систематизированное представление о теории решения изобретательских задач;
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями изобретательской науки;
- научить учащихся применять теоретический аппарат при решении практических задач;
- развивать качества творческой личности.
Основные знания и умения учащихся
В результате изучения элективного курса “Теория решения изобретательских задач” учащиеся должны
знать:
- основные методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, и его разновидности, приемы разрешений противоречий, системный подход в творчестве, личная аналогия, морфологический анализ;
- основные понятия ТРИЗ: веполь, техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие, информационный фонд;
- алгоритм решения изобретательских задач.
уметь:
- применять основные категории, понятия в практической деятельности для анализа конкретной задачи;
- составлять модели технической системы;
- применять информационный фонд для решения задач;
- проводить морфологический анализ конкретной изобретательской задачи.
Содержание курса
1. Введение в теорию решения изобретательских задач 3 часа.
С чего начинается творчество. Чем заменить метод проб и ошибок. Мозговой штурм и его разновидности. Противоречия. Основные приемы разрешения противоречий. Системный подход в творчестве. Качества творческой личности. Борьба с психологической инерцией. Личная аналогия (эмпатия). Приемы решения изобретательских задач.
2. Вепольный анализ задач, достройка веполей –2 часа.
Понятие веполя. Составление модели технической системы. Решение задач на достройку веполей. Разрушение вредных веполей.
3. Алгоритм решения изобретательских задач – 2 часа.
Техническое противоречие (ТП), идея идеального конечного результата (ИКР), физического противоречия (ФП), применение информационного фонда, мобилизация и применение ресурсов, морфологический анализ.
4.Практикум решения изобретательских задач -3 часа.
Решение творческих задач ( механика, химия, гидродинамика, акустика.)
5. Творческая мастерская-2 часа.
Где взять творческую задачу? Критерии изобретательской задачи.
Создание творческих задач, решение и их защита.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов и тем | Всего часов |
В том числе | Форма | Образова - тельный продукт | ||
теор. | практ. | ||||||
1 | Введение в теорию решения изобретательских задач. | 3 |
1 | 2 | |||
1.1 | Методы и приемы ТРИЗа | 1 |
1 | Лекция | Опорный конспект | ||
1.2 | Апробирование методов и приемов ТРИЗа | 2 |
2 | Практика | Решение задач | ||
2 | Вепольный анализ задач, достройка веполей. | 2 |
1 | 1 | |||
2.1 | Анализ и моделирование в ТРИЗе | 1 |
1 | Лекция | Опорный конспект | ||
2.2 | Составление и изменение веполей | 1 |
1 | Практикум | Структурно- логическая схема |
||
3 | Алгоритм решения изобретательских задач | 2 |
1 | 1 | |||
3.1
3.2 |
Создание алгоритма решения
изобретательских задач Апробирование алгоритма решения изобретательских задач. |
1
|
1 |
Мастерская
Практикум |
Алгоритм решения
Решение задач |
||
4 | Практикум решения задач (механика, химия). | 3 |
3 | Практикум | Решение задач | ||
5 | Творческая мастерская | 2 |
2 | Семинар | Создание изобретательских задач, их защита. |
Список литературы.
- Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,2000 г.
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979 г.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: “Наука”, 1986 г.
- Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Петрозаводск: Карелия, 1977 г.
- Селюцкий А.Б., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980 г.
- Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев, 1988 г.
- Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990 г.