Тема: “Поэты об осени”:
А. С. Пушкин “Осень”;
Цели урока:
- совершенствовать выразительное чтение стихотворений;
- познакомить учащихся с приемом олицетворения;
- в ходе анализа стихотворений провести лексическую подготовку к сочинению;
- расширять кругозор детей;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать в детях любовь к природе, к поэзии.
Оборудование: “Словарь литературных терминов и понятий для учащихся начальных классов”, творческие тетради “Моя Вообразилия”, учебники “Маленькая дверь в большой мир” I часть, аудиозапись изучаемых произведений, словарные слова (эпитет, цитата, олицетворение), схема – опора (знаков) обозначения символов выразительного чтения, портреты поэтов, иллюстрации с осенними пейзажами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Сегодня, вы знаете, у нас необычный урок. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Начинаем наш урок. Урок – прогулку на природу.
II. Проверка (итог) творческих заданий.
- Вами написаны очень разные интересные по содержанию сочинения – воспоминания о лете.
Например, сочинение Гилевой С. называется “Грибной дождик”. (Учитель зачитывает сочинение). – А вот, у Миши Амброзяк на другую тему о лете сочинение. (Ученик зачитывает свое сочинение). – У Маши Зуевой на эту же тему сочинение, но увидела и почувствовала она несколько другое. (Ученица зачитывает свое сочинение). – Мне ваши работы очень понравились. – Молодцы! Оформлены красиво!
III. Вступительная беседа.
- О чем пойдет дальше речь вам нужно узнать из загадки – стихотворения.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Хоровое чтение)
- О каком времени года рассказывает эта загадка? (Осень).
- По каким приметам вы узнали это время года? (Иллюстрации).
- Сегодня Настя и ее семья приглашают нас в осень, но не простую, а в поэтическую. Действительно в более погожий денек хочется пройтись по осеннему лесу, собрать букет из ярких пестрых листьев.
- О чем ведет разговор Настя и ее папа, мы прочитаем на с.176. учебника.
Читают: Королюк, Поддубный
- Вот и нам предстоит через несколько уроков написать сочинение “Разная осень”.
- Какой новый литературный термин узнала от папы Настя, а вместе с ней и мы? (Цитата).
- Как объяснил это папа?
(Прочитайте в словаре толкование этого слова).
- Что означает осень для членов Настиной семьи? (Соотнести с иллюстрацией).
Читает 1 ученик.
- Цитаты можно использовать при написании сочинений.
- А перед путешествием в осеннюю поэтическую осень мы заглянем на лесную полянку.
IV. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
V. Поэты об осени.
- А теперь разберем, что значит “осень для поэтов”?
а) – Первым нас ведет в поэтическую осень А.С. Пушкин “Осень” (отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин”). На этот раз для вас специально читает Виктор Татарский.
Прослушивание записи.
Словарь на доске: багрец, очи.
- Какое настроение и чувство вызывает осень у Пушкина? (Грусть, любовь).
- Какие эпитеты использует поэт, описывая осень? (Что такое эпитет? Словарь).
Выборочное чтение.
- А у вас какое настроение вызывает это произведение?
б) – Далее нам рассказывает об осени К. Д. Бальмонт.(Звучит запись).
- А Бальмонт как относится к осени?
- Вы какие чувства испытываете? (Словарь – благовония).
- Прочитайте вопрос №2 на с.177. Чтение статьи из словаря. В творческой тетради словарик олицетворений. (2 последние строки).
в) И еще один автор Ф. И. Тютчев прекрасно описывает осень.
Звучит запись.
Словарь: лучезарные вечера, праздная борозда
- Какие чувства вызывает у Тютчева осень? Это стихотворение будет вам домой для заучивания наизусть, поэтому мы поработаем вместе над выразительностью чтения.
Вспомнить символику. Текст на доске.
Дети – тихое чтение – указывают знаки. Работа с учителем на доске.
VI. Дом. задание. с. 177.
V. Итог урока.
- Какие чувства у вас вызывает осень?
Учитель раздает осенние листочки – оценки. Дети составляют букет из листьев на доске.
- Давайте посмотрим, какой букет получился. Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.