Урок истории в 3 классе по теме: "Я и мое имя"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения имен и их происхождением.
2. Развивать мышление, речь, познавательный интерес учащихся.
3. Способствовать воспитанию бережного отношения к именам, к людям – носителям имён.

Оборудование: учебники Е.В.Саплиной “Введение в историю”, тетради на печатной основе, кроссворд, словарь С.И.Ожегова, плакат “Генеалогическое дерево”, раздаточный материал (“сердечки”).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель:

- А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”!

II. Основная часть урока.

1. Проверка домашнего задания:

а) Фронтальный опрос

Вопрос: - Что такое родословная?

Ответ: - Родословная – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Учитель: Когда задают этот вопрос, имеют в виду историю рода, историю семьи. Знаете ли вы свою родословную?

б) Индивидуальный опрос.

(3 человека рассказывают родословную своей семьи с использованием фотографий, документов).

Вопрос: - Почему нужно знать родословную своей семьи?

в) Работа с поговоркой (Запись на доске).

Иван, не помнящий своего родства.

Вопросы:

- Каков смысл этой поговорки?

- Как относятся к таким Иванам окружающие?

Учитель: Человеку необходимо знать и чтить своих предков. Это дань благородности, дань памяти, дань уважения к старшему поколению. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.

г) Работа по плакату “Генеалогическое дерево семьи А”. (Использование материала из школьного музея).

д) Просмотр тетрадей учащихся (Составление генеалогической схемы семьи).

Вопрос: - Что такое генеалогия?

Ответ: - Генеалогия – история рода; родословие.

Учитель подводит итог проверки выполнения домашнего задания, объявляет оценки учащимся.

2. Изучение нового материала.

а) Вводная часть.

Вопрос: - Какое слово человек слышит чаще всего в своей жизни?

2

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разгадать кроссворд (ответ найдете в выделенных буквах)

И М П Е Р А Т О Р
М О Н А Х  
Я М Щ И К

1. Титул монарха – главы государства в царской России.
2. Служитель в церковной общине.
3. Старинное название кучера.

(Ответ: имя)

Учитель:Да, чаще всего в жизни человек слышит собственное имя. Произносимое миллионы раз, оно сопровождает нас от первого и до последнего дня.

Тема нашего урока “Я и моё имя”. Работа по плану: (Запись на доске)

1.Что такое имя?
2. Происхождение имён.
3. Откуда пришли к нам имена?

В конец урока необходимо будет ответить на эти вопросы.

б) Работа по учебнику (стр 19).

Учитель: Рассмотрите верхнюю картинку. Как вы думаете, чем озабочены члены семьи?

(Ответы учащихся)

Учитель: Зачем человеку имя? (Ответы учащихся)

Вывод: - Имя присваивают человеку для того, чтобы выделять его из группы людей, чтобы отличать одного человека от другого. Имя даётся человеку при рождении, оформляется документально; имя становится собственностью человека.

в) Работа со словарём С.И.Ожегова. (Объяснение слова имя).

г) Запись в тетради стр.12.

Имя – личное название человека.

Вопрос: - Как же человек получает имя? Скажите, почему вы носите такие имена? (Ответы детей).

Вывод: - Имена дают в честь бабушек и дедушек, в честь друга, в честь любимого человека, по совету знакомых, родных, а так же в честь героев, любимых артистов, художников и музыкантов, общественных деятелей или простое любимое имя, имя, созвучное с отчеством.

Учитель: Имена людей – это часть истории народов. В них отражается всё то, что окружает человека, быт, вера, художественное творчество, исторические связи между разными народами. Огромное разнообразие имен встречается вокруг нас! Но при выборе имени нужно быть особенно осторожным – ведь человеку придётся жить с этим именем всю жизнь.

3. Физминутка (сопровождается именами детей).

На зарядку, 3 – ий класс!
Вы слыхали? Это нас!

Юрий, Юлия, Сергей,
Приседайте поскорей!

2 Романа, Дмитрий, Анна,
Вы шагайте гордо, прямо!

Михаил, Мерем, Максимы –
Походите, как пингвины.

Алексей, Эльмира, Лена,
Покачайте головами вправо, влево.

2 Алёны, 2 Наташи,
Покажите, как птицы машут.

Александры и Надежда,
Вмиг почистили одежду!

Не стоит никто у стенки,
Не дрожат у нас коленки.
Занимаемся зарядкой,
Держим тело мы в порядке!
А теперь все вместе
Почистим мы одежду,
Быстро приседаем,
Гордо пошагаем,
Походим, как пингвины,
Качаем головами
И летим, как птицы,
Чтобы приземлиться за родную парту.
Отдохнуло тело,
Ум, берись за дело!

Учитель: Имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени. Давайте заглянем в “древность” и узнаем, какие имена насилии наши предки.

4. Работа по учебнику стр.20-21

(Чтение текста вслух, выполнение заданий к тексту)

Учитель: В Древней Руси давали прозвища по росту: Мал, Долгой, по телосложению: Толстой, Лобан. Прозвища могли определять характер человека: Молчан, Несмеяна. Связывали прозвища с названием животных или растений6 Волк, Кот, Заяц, Ветка, трава.

Самыми необычными были прозвища которые давали, чтобы оградить ребенка от злых духов: Некрас, Немил, Ненаш, Дурак. Эти прозвища не значили, что человек имеет такие качества, они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

В древности детей нарекали либо прозвищами либо мирскими именами, простыми по звучанию и ясными по смыслу, т.е. нецерковные имена, т.е. такие имена, как Беляй, Нечай, Первуша, Неждан и другие. После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких – либо святых. Все эти имена имелись в специальных церковных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала её у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство наших имён заимствованно из древнееврейского, латинского и греческих языков. Со временем чужие по звучанию и непонятные народу по смыслу имена “ обкатывались” живой русской речью, пока не начали звучать вполне по–русски. Прочитаем, что об этом говорит учебник.

5. Работа по учебнику стр. 22-23.

(Чтение текста вслух, беседа по вопросам учебника)

Учитель: Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя? Готовясь к этому уроку, я прочитала справочную литературу и узнала об этом. Прочтите значение вашего имени на обратной стороне “сердечка”. (Дети называют значение своих имен).

Учитель: Все ваши имена звучат красиво, они подчёркивают ваше достоинство. Прислушайтесь к своему имени – оно прекрасно! Но хочется сказать, что какое бы имя человек не носил, как бы его не называли, самое главное – каков человек, его внутренний мир, его отношение к окружающим.

И какое бы имя у человека не было, относиться к нему следует бережно, уважительно, ведь за именем – человек, личность.

На свете существует великое множество имен: каждый народ, каждая нация имеют свои имена. Имя таит в себе волшебство и таинство. Многое в истории имен ещё не изучено. Есть такая наука, которая называется антропонимика (Записано на доске). Слово это древнегреческое “ антропос” - человек, “ономос” - имя.

В Древней Греции в XII веке до нашей эры жил поэт Гомер, который написал такие строчки:

Между живущих людей безымянным никто не бывает.
Вовсе; в минутку рождения каждый: и низкий, и знатный
Имя своё от родителей в сладостный дар получает.

Берегите своё имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имён.

III. Итог урока.

Ответы на вопросы по плану (Запись на доске). Д/з работа в тетради стр. 12-13.