Мультимедийный урок словесности по теме: "Весна. Апрель"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие творческих способностей, воображения;
  • обобщение знаний о составе слова, словообразовании, интереса к предмету

Оборудование: магнитофон, записи: П.И. Чайковский “Времена года”, Ю. Лоза “Зима”; конверт с заданием для каждого ученика; экран, кинопроектор.

Ход урока

Введение

Сегодня у нас необычный урок. Это и не урок русского языка и не урок чтения. Это урок словесности.

У известного русского писателя А.П. Чехова есть рассказ “Учитель словесности”- раньше так называли учителя русского языка и литературы. Мы с вами будем выяснять значение слов, читать, писать, т.е. будем работать со словом. Поэтому и урок называется - урок словесности.

Вступительное слово

Ученик:

Я вылепил снегурку
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду

Стоит моя царевна
Под голым деревцом
Царевна- королевна
Пригожая лицом

Она мой сад оставит
Лишь солнце припечёт
Расплещется, растает
С ручьями утечёт

Учитель: Когда это происходит? Когда девочка Снегурочка нас покидает?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! С наступлением весны (звучит музыка). “Утро года”- так называют это прекрасное время поэты. Наверное, потому что с приходом весны мы ждём перемен. Потому что весна - это новая жизнь - в первой зелени, цветах, в ярком солнышке, несущем свет и тепло. Весна - любимое время года многих поэтов.

Чтение учащимися стихотворений о весне разных авторов.

Учитель:

И снится нам прекрасная
В улыбках солнца ясная
Красавица весна…

Так говорил о весне, когда-то давно С. Есенин. А вот послушайте, как говорит о весне современный автор (прослушивание последнего куплета песни Ю. Лоза “Зима”).

Вывод

Учитель: Проходят годы, сменяются поколения, а поэты находят всё новые краски, всё новые поэтические образы, чтобы описать её, прекрасную долгожданную весну.

Знакомство со вторым месяцем весны.

Ученик: В древней Руси было много названий для второго месяца весны- апреля. Его называли: снегогон, берёзозол.

Учитель: Вслушайтесь в звучание этих слов. Запишите их в тетрадь. Обратите внимание на состав слов, чем слова похожи по составу? (Слова сложные, по два корня).

Разбор слов по составу (с объяснением значения).

а) Снегогон

Апрель как бы гонит зиму со двора, а вместе с ней и снег.

б) Берёзозол

В апреле заготавливают соковицу - сладкий берёзовый сок. Апрель, как бы злой на берёзу, заставляет её плакать.

Чтение отрывка из пьесы С. Маршака “Двенадцать месяцев” подготовленным учеником.

Хоровое чтение монолога апреля (с экрана)

“Стали птицы песни петь
и расцвёл подснежник…”

Пояснение учителя.

Подснежники - одна из примет апреля. Существует много легенд о подснежнике. Кто может объяснить, что такое легенда?

Легенда - это красивая сказка о герое или необыкновенном происшествии. Послушайте одну из них (звучит музыка).

Первые люди, Адам и Ева, за непослушание были изгнаны из рая. На земле была зима, а на них не было одежды. Ева дрожала от холода и горько плакала от страха. Снежинкам стало жалко Еву, и они превратились в цветы. От них не прибавилось тепла, но Еве как будто стало теплее и Ева повеселела. С тех пор подснежники стали цветами надежды, символом весны.

Разбор слова подснежник по составу.

Ученик: Подснежники - так называют первые весенние цветы в народе. Но существует и научное название для всех разновидностей подснежников - первоцветы.

Учитель: Одна из разновидностей первоцветов - прострел весенний. Запишите словосочетание в тетрадь (разбор слова прострел по составу).

Вывод: Нужна сила стрелы, чтобы выйти из под ледяной корки. Цветку нужно “выстрелить”. А поэт Белозеров написал о подснежнике очень интересное стихотворение (на экране).

Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая берёзы,
Выросли подснежники - снегурочкины слёзы.

(Хоровое чтение стихотворения)

Игра в мозаику

У каждого ученика конверты со словами. Из них необходимо составить предложение. Кто быстрее справится с заданием? (Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает). Что это? Запишите предложение в тетрадь.

Мы говорили сегодня о весне и весенних приметах. А весна приготовила нам загадки:

  • Живёт- лежит, умрёт- побежит.
  • Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капелей и пахнет весной.

Разбор предложений по членам

На экране: Апрельские ручьи землю будят. В апреле земля преет. Апрельский цветок ломает снежок.

Понравившееся предложение запишите в тетрадь.

Творческие задания на дом (выполняются по выбору):

  • Сочинить свою легенду о первоцветах.
  • Придумать 2 загадки на весеннюю тему.
  • Составить текст (повествование) по опорным словам: весна, красавица, заяц, лёгкий, ветерок, подснежник, старик Хоттабыч. Тема: весенняя фантазия.

Итог: Апрельское солнышко сегодня будет светить ярче, потому что ему понравилась ваша работа. И я благодарю вас за ваше внимание, умение, за вашу работу.