Урок риторики в 1 классе на тему "Извинения"

Разделы: Начальная школа


Цель.

Научить детей уместно употреблять различные формы выражения извинения. Развивать умение дискуссировать, отстаивать своё мнение, развивать правильную речь. Воспитывать доброе, уважительное отношение к людям.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Речевая гимнастика

Счёт при выдохе. (Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)

Представьте, что вам необходимо:

- сдуть с рукава пушинку;

- подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

- раздуть огонь в потухающем огне.

“Вкусное варенье”. Языком “слизывать варенье” с губ по кругу в одну сторону и в другую.

Работа над скороговоркой: “Жутко жуку жить на суку”.

- Ребята, о чём скороговорка?

- Как понять “жутко”? Замените другим словом.

- Какой звук повторяется?

- Прочитайте хором: медленно и шёпотом, быстро и громко. Прочитайте отдельно девочки, отдельно мальчики.

- Прочитайте с разной интонацией: весело, грустно, удивлённо, испуганно.

III. Объявление темы, цели урока

С какими вежливыми словами вы познакомились на уроке риторики? Сегодня мы продолжим изучать вежливые слова.

Чтение учителем стихотворения.

Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити Ждал я слова…(хором: извините.)

- Тема урока: “Извинения”.

IV. Работа над материалом урока.

Когда мы говорим слова “извини”, “прости”?

Дети. Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его, поняли, что поступили неправильно и т.д.

- Издавна слово “прости” (“извини”) значило “сними с меня вину”, “отпусти меня свободным”, чтобы в дальнейшем пути я не чувствовал неудобство и горечь.

- Какие слова мы употребляем, когда извиняемся? (Ответы учащихся.)

- Прочитайте на доске этикетные слова и выражения и подумайте, какие вы употребляете чаще.

- Извини(те), пожалуйста!

- Я прошу прощения (за то, что…).

- Я виноват перед вами…

- Я не хотел тебя (вас) обидеть…

- Я приношу свои извинения…

- Простите…

- Не сердитесь, пожалуйста…

- Ребята, когда мы говорим “извини”, а когда “извините?

- Как можно ответить на извинения? (Ответы учащихся).

Затем учащиеся читают этикетные слова и выражения на доске .

- Хорошо!

- Да ладно!

- Не стоит извинения! За что же извиняться?

- Не за что.

- Я не сержусь.

- Пожалуйста.

Работа по учебнику. Стр.16. (Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках).

- Сейчас наша задача - разобраться, в каких случаях нужно пользоваться этими словами.

- Кто изображён на верхнем рисунке? Перед кем будет извиняться Винни-Пух? За что?

- Какое извинение кажется вам самым вежливым? Подчеркните.

Чтение учителем стихотворения “Поссорились” А.Кузнецовой.

Мы поссорились с подругой
и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
только мишку подержала,
только с мишкой убежала
и сказала: “Не отдам”.

- Ребята, как, по-вашему мнению, могут помириться подруги?

Чтение стихотворения “Из-за ссоры пустяковой” М.Пляцковского подготовленным учеником. (Стр.20)

Из-за ссоры пустяковой,
Из-за глупой ерунды
Не вожусь я с Ермаковой,
Будто в рот набрал воды.
…Лучше пусть окаменею
Или в рыбу превращусь,
Только первым перед нею
Ни за что не извинюсь!
Ермакова не сдаётся,
Злюк таких не видел свет…
Ну а если улыбнётся,
Улыбнусь и я в ответ.

- Ребята, как бы вы поступили, если виноваты оба?

- Можно ли без слов извиниться?

V. Физкультминутка.

1. Мы сейчас бревно распилим
раз, два, раз, два
Будут на зиму дрова.

2. Руки в стороны – в полёт
отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
полетел наш самолёт.

VI. Закрепление изученного материала.

Разыгрывание ситуаций. Учащиеся инсценируют различные ситуации и обсуждают.

а) Ты опоздал к другу на день рождения. Как ты будешь себя вести?

б) Ты опоздал на урок.

в) Прозвенел звонок, начинается урок. Ты на пороге класса сталкиваешься с

-одноклассницей;

- с другом.

г) Бегая по коридору, ты нечаянно налетел на учительницу.

Вывод: надо обязательно так извиниться, чтобы человеку стало легче после ваших слов.

Обсуждение проблемной ситуации.

- Считаете ли вы, что мальчик извинился искренне? Считаете ли вы его вежливым?

Чтение стихотворения Н.Юсуповой “Кто кого любит”.

Пошёл я гулять,
И в саду
По привычке
Я дёрнул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать.
Меня изловчилась
За ухо поймать…
Попробовать, что ли,
В сторонку куда-то?
“Простите меня”,-
Я шепнул виновато.
- Ступай,-
Улыбнулась,-
Прощаю пока.
И ухо моё отпустила рука.
“Простите”…
Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.

После обсуждения учащиеся делают выводы о том, что извинения будут искренними, если ты обидел человека или причинил ему неприятность случайно, ненамеренно.

Работа над пословицей.

Учащиеся на доске читают пословицу: “Доброе слово лучше мягкого пирога”.

- Как вы понимаете эту пословицу?

VII. Итог урока

- Ребята, а когда вам в жизни приходилось извиняться?

- Какие извинительные слова вы запомнили?