Восполнение пробелов лексического запаса и грамматического строя речи на логопедических занятиях (из опыта работы школьных учителей-логопедов г. Минусинска Красноярского края)

Разделы: Начальная школа


Нарушение устной и письменной речи у школьников – серьёзная проблема обучения, так как и письменная, и устная речь являются средством получения знаний.

Даже незначительные отклонения фонематических, лексико-грамматических средств языка являются серьёзной проблемой при формировании грамотного письма школьника.

Предлагаемые нами занятия способствуют формированию у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка, развитию умений устанавливать связи между формой слова и его значением, совершенствованию различных видов высказываний по ходу учебной работы. Особое внимание уделяется формированию у детей таких видов высказываний, как доказательство и рассуждение.

Тема. Корень как самостоятельное слово и его часть.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки в выделении корня как самостоятельного слова и его части.
  • Продолжать работу по активизации словарного запаса, развитию наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания.
  • Продолжать работу по совершенствованию навыков самоконтроля.

Средства обучения: карточка-загадка, схема-опора (корень), стихи на индивидуальных карточках, оформленная доска, сюжетная картинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Вспомните, что вы сегодня видели на улице, когда шли в школу? (Принимаются все варианты)

II. Работа по теме: (Время года – зима.)

- А теперь прочитайте на своей карточке загадку

(На каждого ребенка заготовлена карточка)

На всех садится, никого не боится.

Какие ещё знаете загадки о снеге? (Все варианты детей)

Как понимаете выражение:

- Белые мухи летят?

-А что такое СНЕГ? (Высказывания детей)

Итог подводит логопед:

Снег – это атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда.

Логопед: Что может делать снег? (Идти, таять, летать, падать, валить, кружиться, порхать)

- Как называются эти слова? (Cлова-действия)

- А каким может быть снег? (Белым, мягким, пушистым, липким …)

Образуйте ещё слова от слов:

Искрится (искрящийся) снег
Сверкает (сверкающий) снег
Хрустит (хрустящий) снег.

- Как называются эти слова? (Слова-признаки)

- А на какой вопрос отвечает само слово СНЕГ?

- Из каких частей оно состоит?

(Из корня) – дети выбирают схемы на парте, объясняя свой выбор.

Рис. №1

- Сколько согласных в этом слове? (3 согласные – С Н Г)

- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (Парные звонкие и глухие согласные)

Придумайте еще слова, состоящие только из одного корня по теме “Зима”. (Лед, ветер, мороз, метель и т.д.)

Давайте в стихотворении найдём все слова, близкие по смыслу к слову – СНЕГ (Стихи на карточках у каждого ребенка)

С неба всё скользят пушинки -
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На проселке, на лужок
Всё снижается снежок.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью снежной.
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее снегопад.

(Дети называют слова, логопед записывает на доске, без разбора)

- Как можно разобрать эти слова? (По составу)

С помощью схемы-опоры дети разбирают слова, объясняя свой выбор действия.

Рис. №2

- Что вы заметили в корнях этих слов?

(Чередование г-ж, в каких словах)

- Как называются все эти слова? (Родственными, однокоренными)

Рис. №3

III.  Динамическая пауза

    1. изобразить руками снежинки (широко расставить пальцы рук)
    2. летят снежинки сверху, слева, справа (дети показывают)
    3. снежинки летят, “здороваются”, падают на землю (движение пальцами правой и левой руки и приседание)
    4. снежинки кружатся, т.к. подул ветер (дети поворачиваются влево, вправо, сдувают с ладони снежинки)

IV. Закрепление

А теперь игра “Кто больше придумает слов”.

Правило: корень должен быть - Снег – или – снеж

(Дети придумывают свои слова, все записывают их, выделяя корень и ставя ударение)

Снегири, Снегурочка, заснежило, снегоуборочная (машина), снегоход.

- Зачем мы придумывали и записывали эти слова?

(Унать новые родственные слова, поставить ударение, выделить правильно корень)

- С самым интересным словом придумайте предложение (устно).

- Что можно составить придумать из нескольких предложений?

(Рассказ)

Вывешивается картина сюжетная “Снеговик”.

Дети устно придумывают рассказы, используя родственные слова , выделяя корень.

V. Итог

Что сегодня главное было для вас на уроке? (Выделять корень, ставить ударение)

- Чем является корень в словах? (Главной смысловой частью слова. Может быть как самостоятельным словом, так и его частью)

- Когда вам это умение может пригодиться?

(При составлении предложений, рассказов, при разборе слов по составу)

- Спасибо, занятие окончено.

Тема. Практическое овладение учащимися подбором антонимов.

Задачи:

  • Способствовать формированию навыка подбора антонимов.
  • Способствовать обогащению словарного запаса при использовании упражнений в подборе пар антонимов.
  • Способствовать формированию навыков звуко-буквенного анализа с опорой на сенсорно-графические символы звуков.
  • Развитие слухового восприятия при помощи воспроизведения ритма.
  • Развитие общей и мелкой моторики посредством упражнений в синхронизации.
  • Развитие мыслительных операций анализа и синтеза посредством дидактических игр “Грамматическая арифметика”, “Странное предложение”.
  • Воспитание мотивации учения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

- Сегодня к нам на занятие пришли гости, учителя и логопеды нашей и других школ. Подарите им улыбку и хорошее настроение.

II. Сообщение темы и целей занятия

- Вспомните тему прошлого занятия. Как они называются?

- А хотите узнать больше таких слов?

- А хотели бы вы сейчас отправиться в путешествие?

- Тогда повторяйте за мной все действия

      1. КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ
      2. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ = СТУЧАТЬ РИТМ.
      3. ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА.

После 3 сигнала мы очутимся на одном из островов Тихого океана.

III. Основная часть

Давайте узнаем как он называется

    (Н+В+З)*Е+(?-СИ)=

    НЕВЕЗЕНИЙ

Итак, это остров Невезений. На нем все идет шиворот на выворот.

- Как вы думаете, что там происходит? (Все наоборот)

- Ребята, вы узнали тайну этого острова. Составьте схему слова “невезений”.

- Еще раз проговорим это слово так, как пишем. Запишите это слово в тетрадь.

- Какая это часть речи? Определите падеж.

- Поставьте это слово в И.п. , ед. ч. НЕВЕЗЕНИЕ

- Легко ли живется на острове людям?

Все думают про жителей, что они …
А на самом деле они …

    ГЛУПЫЕ – УМНЫЕ ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ

    НЕРЯШЛИВЫЕ – АККУРАТНЫЕ ОБМАНЫВАЮЩИЕ – ЧЕСТНЫЕ

- Прочитайте первые буквы получившихся слов

- Какое слово у вас получилось ? (Удач) Остров Удач

- Вам нравится это название? Жителям острова тоже.

- Как можно изменить слово “удач”. Удача.

- Вспомните, как сначала назывался остров?

- Итак, слово “Удача” – это антоним к слову НЕВЕЗЕНИЕ.

- Запишите это слово в тетрадь.

- Какая это часть речи? Имя существительное.

- Превратите эти слова в прилагательные

    НЕВЕЗУЧИЙ – УДАЧЛИВЫЙ

- Какими частями речи могут быть слова-антонимы?

IV. Динамическая пауза

- Под музыку выполняем движения наоборот.

- Наши чудеса продолжаются. Сейчас мы будем придумывать новые добрые словосочетания.

- Пока остров был невезучим, вот что происходило в природе.

Сначала было

а теперь

запишите словосочетания.
МОРЕ БУРНОЕ
ПОГОДА ПАСМУРНАЯ
ВЕТЕР ХОЛОДНЫЙ
ДНИ КОРОТКИЕ
–  МОРЕ СПОКОЙНОЕ
– ПОГОДА СОЛНЕЧНАЯ
– ВЕТЕР ТЕПЛЫЙ
– ДНИ ДЛИННЫЕ

Жители острова решили построить мост Дружбы.

- Хотите узнать: почему?

- Сложите мост из дощечек

    ОЛЗТЮАВЫБАЗИОРБОДТЯНМОПИЛЕТИЖ

    ЖИТЕЛИ ПОМНЯТ ДОБРО И ЗАБЫВАЮТ ЗЛО. (Записано наоборот и склеено)

Записать, подчеркнуть слова-антонимы.

- Вы видите как изменились жители. Какими они стали?

- Из чего мы строили мост Дружбы?

- Для того чтобы подружиться обязательно строить мосты?

- Чтобы с кем-нибудь подружиться можно просто сделать что-то приятное: сказать доброе слово, подарить улыбку, сделать сюрприз.

- Давайте сделаем сюрприз нашим гостям. На нашем острове расцвели чудесные волшебные цветы. Жители решили их сделать символом острова Удач.

- Пройдите по мосту Дружбы и вручите нашим гостям символ острова. (Букетики фиалок)

- А нам пора возвращаться с острова. Закроите глаза. После 3 сигнала мы очутимся в классе.

V. Итог

- Вам понравилось занятие?

- Что больше всего понравилось? Что вызвало затруднения?

- С какими словами мы сегодня продолжали работать? Это слова-антонимы. На следующем занятии мы продолжим работу с этими словами.

Таким образом, методы и приемы, используемые нами при разработке конспектов занятий, способствуют восполнению пробелов в развитии средств языка, коммуникативных умений и навыков, развитию познавательной активности младшего школьника.

    ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. – М, Школа- Пресс, 1994.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, Просвещение, 1991.
3. Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М, Просвещение, 1972.
4. Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Владос, 1995.
5. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. Мигус, С- Петербург,1995.