Нарушение устной и письменной речи у школьников – серьёзная проблема обучения, так как и письменная, и устная речь являются средством получения знаний.
Даже незначительные отклонения фонематических, лексико-грамматических средств языка являются серьёзной проблемой при формировании грамотного письма школьника.
Предлагаемые нами занятия способствуют формированию у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка, развитию умений устанавливать связи между формой слова и его значением, совершенствованию различных видов высказываний по ходу учебной работы. Особое внимание уделяется формированию у детей таких видов высказываний, как доказательство и рассуждение.
Тема. Корень как самостоятельное слово и его часть.
Задачи:
- Совершенствовать навыки в выделении корня как самостоятельного слова и его части.
- Продолжать работу по активизации словарного запаса, развитию наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания.
- Продолжать работу по совершенствованию навыков самоконтроля.
Средства обучения: карточка-загадка, схема-опора (корень), стихи на индивидуальных карточках, оформленная доска, сюжетная картинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Вспомните, что вы сегодня видели на улице, когда шли в школу? (Принимаются все варианты)
II. Работа по теме: (Время года – зима.)
- А теперь прочитайте на своей карточке загадку
(На каждого ребенка заготовлена карточка)
На всех садится, никого не боится.
Какие ещё знаете загадки о снеге? (Все варианты детей)
Как понимаете выражение:
- Белые мухи летят?
-А что такое СНЕГ? (Высказывания детей)
Итог подводит логопед:
Снег – это атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда.
Логопед: Что может делать снег? (Идти, таять, летать, падать, валить, кружиться, порхать)
- Как называются эти слова? (Cлова-действия)
- А каким может быть снег? (Белым, мягким, пушистым, липким …)
Образуйте ещё слова от слов:
Искрится (искрящийся) снег
Сверкает (сверкающий) снег
Хрустит (хрустящий) снег.
- Как называются эти слова? (Слова-признаки)
- А на какой вопрос отвечает само слово СНЕГ?
- Из каких частей оно состоит?
(Из корня) – дети выбирают схемы на парте, объясняя свой выбор.
Рис. №1
- Сколько согласных в этом слове? (3 согласные – С Н Г)
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (Парные звонкие и глухие согласные)
Придумайте еще слова, состоящие только из одного корня по теме “Зима”. (Лед, ветер, мороз, метель и т.д.)
Давайте в стихотворении найдём все слова, близкие по смыслу к слову – СНЕГ (Стихи на карточках у каждого ребенка)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На проселке, на лужок
Всё снижается снежок.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью снежной.
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее снегопад.
(Дети называют слова, логопед записывает на доске, без разбора)
- Как можно разобрать эти слова? (По составу)
С помощью схемы-опоры дети разбирают слова, объясняя свой выбор действия.
Рис. №2
- Что вы заметили в корнях этих слов?
(Чередование г-ж, в каких словах)
- Как называются все эти слова? (Родственными, однокоренными)
Рис. №3
III. Динамическая пауза
- изобразить руками снежинки (широко расставить пальцы рук)
- летят снежинки сверху, слева, справа (дети показывают)
- снежинки летят, “здороваются”, падают на землю (движение пальцами правой и левой руки и приседание)
- снежинки кружатся, т.к. подул ветер (дети поворачиваются влево, вправо, сдувают с ладони снежинки)
IV. Закрепление
А теперь игра “Кто больше придумает слов”.
Правило: корень должен быть - Снег – или – снеж
(Дети придумывают свои слова, все записывают их, выделяя корень и ставя ударение)
Снегири, Снегурочка, заснежило, снегоуборочная (машина), снегоход.
- Зачем мы придумывали и записывали эти слова?
(Унать новые родственные слова, поставить ударение, выделить правильно корень)
- С самым интересным словом придумайте предложение (устно).
- Что можно составить придумать из нескольких предложений?
(Рассказ)
Вывешивается картина сюжетная “Снеговик”.
Дети устно придумывают рассказы, используя родственные слова , выделяя корень.
V. Итог
Что сегодня главное было для вас на уроке? (Выделять корень, ставить ударение)
- Чем является корень в словах? (Главной смысловой частью слова. Может быть как самостоятельным словом, так и его частью)
- Когда вам это умение может пригодиться?
(При составлении предложений, рассказов, при разборе слов по составу)
- Спасибо, занятие окончено.
Тема. Практическое овладение учащимися подбором антонимов.
Задачи:
- Способствовать формированию навыка подбора антонимов.
- Способствовать обогащению словарного запаса при использовании упражнений в подборе пар антонимов.
- Способствовать формированию навыков звуко-буквенного анализа с опорой на сенсорно-графические символы звуков.
- Развитие слухового восприятия при помощи воспроизведения ритма.
- Развитие общей и мелкой моторики посредством упражнений в синхронизации.
- Развитие мыслительных операций анализа и синтеза посредством дидактических игр “Грамматическая арифметика”, “Странное предложение”.
- Воспитание мотивации учения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
- Сегодня к нам на занятие пришли гости, учителя и логопеды нашей и других школ. Подарите им улыбку и хорошее настроение.
II. Сообщение темы и целей занятия
- Вспомните тему прошлого занятия. Как они называются?
- А хотите узнать больше таких слов?
- А хотели бы вы сейчас отправиться в путешествие?
- Тогда повторяйте за мной все действия
- КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ
- СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ = СТУЧАТЬ РИТМ.
- ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА.
После 3 сигнала мы очутимся на одном из островов Тихого океана.
III. Основная часть
Давайте узнаем как он называется
(Н+В+З)*Е+(?-СИ)= |
НЕВЕЗЕНИЙ
Итак, это остров Невезений. На нем все идет шиворот на выворот.
- Как вы думаете, что там происходит? (Все наоборот)
- Ребята, вы узнали тайну этого острова. Составьте схему слова “невезений”.
- Еще раз проговорим это слово так, как пишем. Запишите это слово в тетрадь.
- Какая это часть речи? Определите падеж.
- Поставьте это слово в И.п. , ед. ч. НЕВЕЗЕНИЕ
- Легко ли живется на острове людям?
Все думают про жителей, что они …
А на самом деле они …
ГЛУПЫЕ – УМНЫЕ ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ
НЕРЯШЛИВЫЕ – АККУРАТНЫЕ ОБМАНЫВАЮЩИЕ – ЧЕСТНЫЕ
- Прочитайте первые буквы получившихся слов
- Какое слово у вас получилось ? (Удач) Остров Удач
- Вам нравится это название? Жителям острова тоже.
- Как можно изменить слово “удач”. Удача.
- Вспомните, как сначала назывался остров?
- Итак, слово “Удача” – это антоним к слову НЕВЕЗЕНИЕ.
- Запишите это слово в тетрадь.
- Какая это часть речи? Имя существительное.
- Превратите эти слова в прилагательные
НЕВЕЗУЧИЙ – УДАЧЛИВЫЙ
- Какими частями речи могут быть слова-антонимы?
IV. Динамическая пауза
- Под музыку выполняем движения наоборот.
- Наши чудеса продолжаются. Сейчас мы будем придумывать новые добрые словосочетания.
- Пока остров был невезучим, вот что происходило в природе.
Сначала было | а теперь |
запишите словосочетания. |
МОРЕ БУРНОЕ ПОГОДА ПАСМУРНАЯ ВЕТЕР ХОЛОДНЫЙ ДНИ КОРОТКИЕ |
– МОРЕ СПОКОЙНОЕ – ПОГОДА СОЛНЕЧНАЯ – ВЕТЕР ТЕПЛЫЙ – ДНИ ДЛИННЫЕ |
Жители острова решили построить мост Дружбы.
- Хотите узнать: почему?
- Сложите мост из дощечек
ОЛЗТЮАВЫБАЗИОРБОДТЯНМОПИЛЕТИЖ
ЖИТЕЛИ ПОМНЯТ ДОБРО И ЗАБЫВАЮТ ЗЛО. (Записано наоборот и склеено)
Записать, подчеркнуть слова-антонимы.
- Вы видите как изменились жители. Какими они стали?
- Из чего мы строили мост Дружбы?
- Для того чтобы подружиться обязательно строить мосты?
- Чтобы с кем-нибудь подружиться можно просто сделать что-то приятное: сказать доброе слово, подарить улыбку, сделать сюрприз.
- Давайте сделаем сюрприз нашим гостям. На нашем острове расцвели чудесные волшебные цветы. Жители решили их сделать символом острова Удач.
- Пройдите по мосту Дружбы и вручите нашим гостям символ острова. (Букетики фиалок)
- А нам пора возвращаться с острова. Закроите глаза. После 3 сигнала мы очутимся в классе.
V. Итог
- Вам понравилось занятие?
- Что больше всего понравилось? Что вызвало затруднения?
- С какими словами мы сегодня продолжали работать? Это слова-антонимы. На следующем занятии мы продолжим работу с этими словами.
Таким образом, методы и приемы, используемые нами при разработке конспектов занятий, способствуют восполнению пробелов в развитии средств языка, коммуникативных умений и навыков, развитию познавательной активности младшего школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание и обучение детей во
вспомогательной школе. Под редакцией В.В.
Воронковой. – М, Школа- Пресс, 1994.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной
речи учащихся начальных классов. – М,
Просвещение, 1991.
3. Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н. Исправление и
предупреждение дисграфии у детей. - М,
Просвещение, 1972.
4. Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников. – Москва,
Владос, 1995.
5. Сборник диктантов и упражнений для начальной
школы. Мигус, С- Петербург,1995.