Повторение учебного материала – необходимая и обязательная часть процесса его усвоения учащимися, без которой нельзя добиться прочных знаний по физике. Повторение следует рассматривать как процесс закрепления пройденного, не сводимый однако к простому воспроизведению в памяти учащихся изученного.
Повторение помогает учителю подвести учащихся к логическим выводам, раскрыть сущность физических явлений, показать широкое использование законов физики на практике. Для того, чтобы повторение было эффективным, необходимо придерживаться некоторых условий:
- повторять только самое главное – то, что должно быть усвоено прочно и надолго;
- повторять систематически, целенаправленно;
- повторять материал в новом сочетании, сопоставляя, сравнивая, обобщая, систематизируя элементы нового;
- использовать разнообразные способы и приемы работы над учебным материалом;
- планировать повторение во времени с четкой дозировкой материала;
Виды повторения классифицируются по времени проведения, по дидактической цели, по мыслительной деятельности. По времени проведения повторение бывает вводное, текущее, периодическое, заключительное. По дидактической цели – опорное, обобщающее, регулярное. По мыслительной деятельности – активное, пассивное. Каждый из вышеуказанных видов повторения выполняет свои задачи и находит отражение при организации учебного процесса. В своей работе я использую разные виды повторения, в том числе и периодическое.
Периодическое повторение – это повторение, которое проводится в конце изучения темы, ряда тем (раздела). Периодическое повторение я провожу на специально выделенных уроках в конце раздела. В курсе физики 7 класса по учебнику С.В. Громова пять разделов, поэтому в течение учебного года я планирую и провожу шесть повторительно-обобщающих уроков. Основная цель, которую я преследую на этих уроках – закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся. Материал концентрирую по определенной системе. Вопросы, предлагаемые учащимся, охватывают главное и строятся вокруг основных понятий, законов данного раздела. Конечно, при повторении, прежде всего, развивается память учеников, но не менее важно развивать и их мышление. И важную роль в этом отвожу на своих уроках задачам разного характера (качественным, вычислительным задачам технического содержания, комбинированным). Вопросы, задачи подбираю так, чтобы они были направлены не на воспроизведение пройденного материала, а заставляли мыслить и способствовали более глубокому пониманию темы. Например, при повторении темы “Сила Архимеда” предлагаю учащимся задачи такого вида:
- В воду опущены медный и алюминиевый кубики одинаковой массы. Равные ли выталкивающие силы действуют на них?
- Удивительный подсвечник” изображен на рисунке. Почему вода не заливает пламя свечи по мере её сгорания?
- Тело положили на дно сосуда с водой так, что вода под него не подтекает. Будет ли на него действовать выталкивающая сила?
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
Большой интерес у учащихся вызывает качественные задачи межпредметного характера. Например:
- Какова роль плавательного пузыря у рыб? Почему у глубоководных рыб вынутых на поверхность плавательный пузырь выпячивается изо рта?
- Почему погибает кит, попавший на мель?
Особенность этих задач в том, что их условия акцентирует внимание учащихся на физической сущности рассматриваемых явлений. Поиски обоснованного ответа приучают их логически мыслить, анализировать явления, развивают их творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, техники. Вычислительные задачи беру с элементами реальных технических расчетов, но тесно связанных с изучаемым материалом, например, танкер “Крым” имеет объем подводной части 182000м3. Чему равно водоизмещение танкера? Найти массу танкера с грузом.
На поставленные в таких задачах вопросы ответы могут быть получены лишь с помощью вычислений и математических операций с применением физических формул и законов.
В результате активной мыслительной деятельности над изученным материалом учащиеся получают новые знания. Но как бы ни были правильны и глубоки размышления, они всегда опираются на знания, хранимые памятью. Поэтому на этих уроках важную роль отвожу составлению обобщающих таблиц. Составление таблиц имеет большое значение для систематизации знаний учащихся, так как концентрируют самое главное в теме, позволяют наглядно и экономно показать общее для понятий, их взаимосвязь, последовательность формирования и т.д. Кроме того, такая работа дисциплинирует мысль, приучает учащихся отвечать кратко и ясно. Составление систематизирующих таблиц применяю на разных этапах урока. И как итог повторительно-обобщающего урока учащиеся получают Л.О. (лист обобщения) по данному разделу, где основной составной частью является обобщающая таблица. Таких Л.О. за седьмой класс получается шесть. В начале учебного года учащимся предлагаю отвести 12 страниц для этих Л.О. в начале тетради. В дальнейшем учащиеся пользуются Л.О. при текущем повторении и при повторении в старших классах. Это повышает мотивацию повторения. Учащиеся с желанием и интересом работают на этих уроках. Повторительно-обобщающие уроки имеют свою эмблему и девиз. Это создает положительный эмоциональный настрой, который продолжается в течение всего урока. С помощью игровых элементов (построение урока, ребусы, кроссворды), качественных задач, расчетных задач технического содержания, включения интересных фактов делаю повторение на уроке разнообразным и на новом уровне. Например, периодическое повторение по разделу “Давление твердых тел, жидкостей и газов” провожу следующим образом.
-
Повторительно-обобщающий урок
(туристический поход)
Тема: “Давление твердых тел, жидкостей и газов”
Задачи:
1. Закрепить, обобщить и систематизировать
знания по теме “Давление жидкостей, газов и
твердых тел”.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать интерес учащихся к физике.
Оборудование:
1. Кодоскоп.
2. Карточки с задачами, кодопозитивы.
3 .Манометр, барометр.
4. Таблицы: “Шлюзы”, “Тормоз” и “Отбойный
молоток”.
План маршрута:
1. Повторение:
а) Решение качественных задач “Турист в походе”.
б) Индивидуальный опрос (ответы у доски по плану, при ответах пользуются приборами и таблицами)
2. Систематизация знаний. Заполнение таблицы (в тетради).
3. Закрепление знаний:
а) Решение качественных задач “физика и зоология”.
б) Самостоятельная работа (решение задачи на расчет h).
в) Решение задачи на расчет давления и силы давления.
г) Решение задач – рисунков (кодопозитивы).
4. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
Повторить: параграфы с 32 по 45.
В тетради дооформить Л.О.4
5. Итог урока.
Остановимся!
Повторим, обдумаем изучение.
Учитель: Сегодня на уроке мы вместе с туристами отправимся в поход. Что надо знать туристу?
Решение качественных задач “Турист в походе”.
Задача 1. Когда больше вязнут ноги человека при переходе по болоту: когда он стоит или когда делает шаг? Почему? Настил из хвороста (гать) облегчает переход по болоту. Почему?
<Рисунок 3>
Задача 2. Турист проходит по доске, заменяющей мост.Что происходит в это время с доской? Что произойдёт с ней, когда турист переправится на другой берег? Какое свойство дерева при этом проявляется?
<Рисунок 4>
Задача 3. Вещевой мешок должен иметь широкие ремни, а не узкие лямки. Почему?
<Рисунок 5>
Задача 4. Которому из двух людей нужны более длинные лыжи? Почему?
<Рисунок 6>
Задача 5. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?
<Рисунок 7>
Задача 6. Как приблизительно взвесить улов рыбы, имея две одинаковые литровые банки, моток бечевки, нож и палку?
<Рисунок 8>
Учитель: Туристы сделали привал. На привале они рассказывали истории. Послушаем и мы (заслушиваются 4 уч-ся).
- Давление твердого тела.
- Давление газов.
- Давление жидкости.
- Атмосферное давление.
(По плану, предложенному на предыдущем уроке)
Пункты:
1. Определение давления.
2. Единица измерения.
3. Объяснение давления жидкости и газов на основе мкт.
4. Особенности передачи давления твердыми, жидкими, газообразными телами.
5. Расчет давления.
6. Способы измерения давления.
7. Где используются в технике высокие и низкие давления.
При рассказе пользуются приборами, таблицами.
Резюмируя ответы учащихся, учитель подводит итог и предлагает выделить главное. Заполняется таблица на доске (чертится заранее) и в тетрадях.
Физическое тело |
Как передается давление |
Формула расчета | Единица измерения | Способ измерения давления |
Твердое | По направлению действия силы | P=F/S | Па = Н/м2 | Косвенным методом по формуле |
Жидкое | По всем направлениям одинаково (закон Паскаля). | P=pжgh | Па | Манометром |
Газообразование | Па | Манометром, барометром |
Учитель: Туристы продолжают свой поход через лес. На своем пути они встретили много интересного. Поможем им объяснить эти явления и перебраться через болото.
a) Животные – “прилипалы” (сообщение ученика)
б) Решение качественных задач (физика и зоология) (1,5)
Задача 1. Почему комар легко прокалывает довольно прочную кожу человека?
<Рисунок 9>
Задача 2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам?
<Рисунок 10>
в) Задача – рисунок (переправа через болотистую поверхность). Решение в тетрадях.
Человек массой 40 кг стоит на квадратном деревянном щите, весом которого можно пренебречь. Определите давление, которое человек, стоя на щите, производит на болотистую поверхность.
<Рисунок 11>
Учитель: Дальнейший путь туристов пролегал через гору. Какую гору они преодолели?
Самостоятельная работа (с последующей проверкой). Решение задачи.
У подножия горы барометр показывает давление 760 мл.рт.ст, а на ее вершине 722 мм.рт.ст. Какова примерно высота горы?
Учитель: На пути туристов протекала река. При переправе через реку возникла проблема. Поможем её решить (решение задачи на доске).
Плоскодонная баржа получила пробоину на дне площадью 0,02м2. С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 1,8м (вес пластыря не учитывать).
Учитель: Поход закончился. Друзья задавали туристам много вопросов. Попробуем и мы ответить на них. Решение задач устно (проецируются через кодоскоп).
1. Задача-рисунок. В каком из сосудов давление больше?
<Рисунок 12>
2. Задача-рисунок. “Рисунок 13”. Будет ли переливаться вода из одного сосуда в другой, если открыть кран? Приведите примеры сообщающихся сосудов. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?
<Рисунок 13>
3. Задача-рисунок. “Рисунок 14”. Зажженный огарок свечи, укрепленный на блюдце с водой, накрыли стаканом. Почему пламя быстро погасло, и вода набралась в стакан?
<Рисунок 14>
Учитель: Закончив отвечать на вопросы, туристы отправились по домам, чтобы подготовиться к отчету по проблеме “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. У них должен получиться отчет в форме Л.О.4. (вывешивается).
Подводится итог урока.
Л.О.4 |
Физическое тело | Как передается давление | Формула расчета | Единица измерения | Способы измерения | Применение |
---|---|---|---|---|---|
Твердое | По направлению действия силы | P=F/S | Па | Косвенным методом по формуле | Ножницы, пила, игла, трактор |
Жидкое | По всем направлениям одинаково (закон Паскаля) |
P=pжgh | Па | Манометром | Гидравлический пресс, гидравлический тормоз |
Газообразное | Па | Манометром, барометром | Отбойный молоток, пневматический тормоз, при изготовлении бутылок |
В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. |
ЛИТЕРАТУРА
1. А. И. Бугаев “Методика преподавания физики в
средней школе”. 1981 г.
2. Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский “Методика
преподавания физики”2001 г.
3. А. В. Усова, А. А. Бобров “Формирование учебных
умений и навыков учащихся на уроках физики” 1988 г.
4. Ж. “Физика в школе” 1989 г. М. Д. Даммер “Приемы
систематизации знаний учащихся” 1995 г. С. В.
Анофрикова “ Не учить самостоятельности, а
создавать условия для её проявления”.
5. Сборник задач и вопросов. 1960 г. П. А. Знаменский.
1981 г. В. И. Лукашик.
6. Физика – 7 кл. А.Е. Гуревич 1996 г.
7. Книга для чтения по физике 6 – 7 кл. 1978 г. И. Г.
Кириллова.