Урок-путешествие по грибной "слободке" в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Окружающий мир. 1 класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить представления детей об окружающем мире (грибном царстве);
  • познакомить с природным сообществом “Грибы”;
  • учить по признакам различать грибы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • набор открыток “ГРИБЫ” - на каждую парту; вырезанные рисунки грибов;
  • рисунки деревьев (ель, сосна, берёза, осина), пней, травки;
  • таблички для классификации грибов, корзинка с сухими листьями;
  • учебник Товпинец И.П. “Я и окружающий мир”.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель:

- Сегодня мы с вами будем путешествовать по слободке.

(Если дети не знают значение слова, то учитель даёт его толкование).

Учитель:

- Нас ждут необыкновенные открытия. А чтобы вы догадались, по какой “слободке”мы будем путешествовать, отгадайте загадки:

У него одна нога
Да и та без башмака.

(Гриб)

Кто носит шляпу на ноге?

(Гриб)

Без головы, а в шляпе.

(Гриб)

Учитель:

- Правильно, ребята, это грибы. По каким признакам догадались?

Дети:

- Одна нога, шляпка на ноге.

Учитель:

- Значит мы будем путешествовать по ...

Дети:

- По грибной слободке!

Учитель:

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель обобщает ответы детей, называет тему и цели урока.

III. Этап усвоения новых знаний.

Учитель:

Мы тропинкой узкою сейчас свернём.
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, берёзы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.

- Итак, мы идём в грибную “слободку”, которая находится ...

Дети:

- В лесу!

Учитель:

А вы знаете дети, что сбор грибов - это не простая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне.

Возьмите в руки конверты, выньте открытки с рисунками грибов, рассмотрите их. Разделите на группы.

Дети делят грибы на группы, раскладывая открытки на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. Читающие учащиеся прикрепляют к доске табличку с названием гриба, нечитающие - его рисунок. Далее дети рассказывают о признаках грибов, ориентируясь на рисунки, свой опыт. В процессе работы на доске выстраивается таблица.

Учитель:

- Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете?

Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением гриба и прикрепите его в то место на “полянке”, где он “любит” расти.

(На доске “полянка”: вырезанные рисунки деревьев, травка, пеньки, рядом с “полянкой”   – рисунки грибов. Дети договаривают слово - отгадку хором, находят рисунок гриба и “селят” его на “полянку” в грибной “слободке”).

1. На толстой белой ножке
Коричневая шляпка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает ... (боровик).

2. Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички).

3. Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята).

4. Что за ребятки сна пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.

(Опята)

5. Лета первая примета
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.

(Подберёзовик)

6. Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:

- На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной - маслята, около берёзы - подберёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти белые грибы.

Учитель:

- Жёлтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.

Я. Аким

- У меня целая корзинка осенних листьев. Найдите знакомые листочки. (Листья берёзы, ивы, осины, дуба, клёна)

- Назовите деревья, которые “растут” на нашей “полянке” и “подарили” нам свои листья. (Осина, берёза).

- Почему на нашей “полянке” нет дуба, ивы.

(Эти деревья растут южнее. Мы живём на Севере.)

Учитель:

- Собирая грибы, как нужно вести себя в грибной “слободке”?

Дети:

- В лесу нельзя шуметь, ведь лес - это дом, для живых существ. Также нельзя ломать ветви деревьев, топтать грибы, даже если это поганки. Ими лечатся звери.

Дети:

- В лесу нельзя разводить костры. Ходить нужно по тропинкам, если они уже протоптаны.

IV. Физминутка.

Миша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл ...
Раз нашёл, два нашёл,
Повернулся и пошёл.

(Дети имитируют шаги по лесу во время сбора грибов).

V. Закрепление знаний.

1. Работа по учебнику И.П. Товпинец “Я и окружающий мир”, страницы 16-17.

Учитель:

- А теперь каждый из вас поработает в “своей” грибной “слободке”.

- Отметьте стрелками, с какого дерева каждый лист.

- Разукрасьте листья.

- Какие грибы вы собирали летом и осенью? Назовите их. Отметьте знаком “+”.

- Сосчитайте сколько съедобных грибов можно собрать в корзину.

- Сосчитайте сколько ядовитых грибов растёт в этом лесу.

- Как они называются? Обведите их.

- А теперь можете разукрасить рисунки, старайтесь правильно передать окраску грибов.

(Ответы детей обсуждаются фронтально).

2. Тестовая работа.

Учитель:

- Будьте внимательны. Если вы согласны с моим утверждением, то рисуете “горочку”, вот так:  ^, если нет, то рисуете “полянку”, вот так:__ .

“Горочки” и “полянки” должны быть рядом, например, вот так: ^^__^.

Мы получаем “кардиограмму” знаний. Итак, начинайте работу.

  1. Мухомор и бледная поганка — ядовитые грибы.
  2. В лесу можно шуметь.
  3. Боровик, маслята, опята, подберёзовики - съедобные грибы.
  4. Ядовитыми грибами лечатся лесные животные.
  5. Подберёзовик растёт под осиной.

3. Проверка.

Учитель открывает рисунок ^__^^__ . Дети сравнивают результаты своей работы с рисунком на доске. Ответы учащихся на утверждения, данные педагогом, обсуждаются.

Учитель:

- Молодцы! “Кардиограмма” ваших знаний говорит о том, что в путешествии вы были внимательны. Старательно трудились на уроке.

Спасибо!

VI. Итог урока.

Учитель:

- Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось ли оно вам?

- Какое у вас настроение?

ЛИТЕРАТУРА

1. Волина ВВ. Праздник букваря. - М: ACT - Пресс, 1997.
2. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск: “Асар”, 1997.