Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- обобщить знания по теме: "Неравенства первой степени с одной переменной";
- проверить умение решать неравенства;
- воспитывать коммуникативные умения и навыки, адекватную самооценку;
- развивать самостоятельность.
О предстоящей игре по теме "Неравенства" классу сообщается в начале изучения темы. Класс разбивается на 4 группы, в каждой из которых выбирается руководитель. В ходе изучения темы в группах идёт работа взаимопомощи по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, определяются консультанты по данной теме, которые во время игры будут осуществлять проверку работы, выполненной командами. Перед игрой формируются две команды и группа консультантов. Работы учащихся впоследствии анализируются учителем.
Учитель: Сегодняшний наш урок мы посвятим неравенствам первой степени с одной переменной. А пройдёт наш урок в форме игры. Название игры предстоит выяснить вам в ближайшие минуты. Перед каждым участником игры лежит карточка-задание. Вам необходимо выполнить это задание, проверить правильность выполнения у консультантов и открыть на табло буквы, соответствующие номерам ваших карточек.
I тур: “Разминка”.
Номер карточки 1 команды |
Задания |
Номер карточки 2 команды |
№1 |
6a(a-1)-2a(3a-2)<6 |
№7 |
№2 |
5(a2-1)-5a(a+2)>3 |
№8 |
№3 |
0,2x2-0,2(x-6)(x+6)>3,6 |
№9 |
№4 |
(2x-1)2x-5x? 4x2-x |
№10 |
№5 |
a(a-1)-(a2+a)? 34 |
№11 |
№6 |
4b(1-3b)-(b-12b2)<43 |
№12 |
На доске:
Б | Р | Е | Й | Н | - | Р | И | Н | Г |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №12 | №2 | №6 | №5 | №7 |
Н | Е | Р | А | В | Е | Н | С | Т | В | А |
№5 | №3 | №2 | №8 | №9 | №3 | №5 | №10 | №11 | №9 | №8 |
Команды решают неравенства, консультанты проверяют работы. Если в работе допущена ошибка, то работа возвращается команде для проверки. Все допущенные ошибки фиксируются консультантами.
В результате I тура ребята определяют название игры. Команда, открывшая первой свои буквы на табло, становится победителем тура.
Учитель: Итак, "Брейн-ринг" начинается. Игра состоит из шести туров: "Разминка", "Сравни", "Найди ошибку", "Решение неравенств", "Параметр", "Модуль". (Название туров написано на доске в таблице результатов).
Название туров |
Название 1 команды |
Название 2 команды |
“Разминка” | ||
“Сравни” | ||
“Найди ошибку” | ||
“Решение неравенств” | ||
“Параметр” | ||
“Модуль” |
Учитель: Тур "Разминка" уже состоялся. Каждый из вас мог принести своей команде 3 балла за правильное решение. За допущенную ошибку снимается один балл.
Консультанты подводят итоги I тура.
Учитель: Во время игры члены команд оценивают своё участие в каждом туре в листах контроля. Также вашу работу будут оценивать капитаны, консультанты и учитель по пятибалльной системе.
Лист контроля.
Название туров | Самооценка | Оценка капитана | Оценка консультанта | Оценка учителя | |
“Разминка” | |||||
“Сравни” | |||||
“Найди ошибку” | |||||
“Решение неравенств” | |||||
“Параметр” | |||||
“Модуль” | |||||
Итоговая оценка |
Учитель: Команда, набравшая больше баллов, победитель игры. И пусть в игре вам сопутствует удача. Уважайте других, будьте дисциплинированными, азартными, честными, активными.
На доске:
Уважение
Дисциплина
Азарт
Честность
Активность.
II тур: “Сравнение”.Учитель: В этом туре вы можете получить за правильный ответ 1 балл. Сигнал о готовности ответить - поднятая рука. Ответ должен быть обоснованным. Если ответ неправильный, то отвечает команда соперников.
Таблицы:
- Сравните выражения, если x<y:
2) Известно, что Назовите в порядке возрастания:
Консультанты подводят итоги II тура.
III тур: “Найди ошибку”.
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Таблицы:
Найдите область допустимых значений выражения:
Консультанты подводят итоги III тура.
IV тур: “Решение неравенств”.
Учитель: Вам необходимо найти отрицательные решения неравенства и наибольшее число из множества решений. Правильный ответ оценивается 5 баллами. За каждую ошибку снимается 1 балл. Решения сдаём консультантам.
Карточки.
№1.
№2.
№3.
№4.
№5.
№6.
Консультанты анализируют выполнение работы.
V тур: “Параметр”.
Учитель: В этом туре 3 балла получает команда, которая первой найдёт решения неравенства. В случае неправильного решения право ответа переходит к соперникам.
Задание 1. Выясните, при каких значениях параметра а решением неравенства 2х>a+4 являются положительные числа.
Задание 2. Выясните, существует ли такое значение параметра в, при котором неравенство вх<3х-5 не имеет решений.
Консультанты подводят итоги IV и V туров.
VI тур "Модуль".
Учитель: Мы рассмотрели с вами неравенства вида |x| ? a и |x| ? a, составили алгоритмы решения таких неравенств. Сейчас я предлагаю вам найти решения неравенств, содержащих знак модуля. Каждый член команды решает одно неравенство и сдаёт команде соперников. За правильное решение одного неравенства команда получает 2 балла. Если в решении команды соперников вы находите ошибку, то получаете 1 балл дополнительно.
Задания:
Консультанты контролируют проверку работ и подводят итоги.
Учитель: Проверьте, заполнены ли ваши листы контроля, укажите задания (подчеркните), которые вызвали у вас затруднения.
Учитель подводит итоги игры. Консультанты называют основные ошибки, допущенные в работах и лучшие работы.
Учитель: Готфрид Лейбниц писал: “Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт”.
Я предлагаю вам в качестве домашнего задания заглянуть в прошлое и доказать утверждение учёного III века Паппа Александрийского: “Если а>0, b>0, c>0, d>0 и то a d > b c”.
Учитель благодарит всех за работу.