Неравенства первой степени с одной переменной. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • обобщить знания по теме: "Неравенства первой степени с одной переменной";
  • проверить умение решать неравенства;
  • воспитывать коммуникативные умения и навыки, адекватную самооценку;
  • развивать самостоятельность.

Ход урока.

О предстоящей игре по теме "Неравенства" классу сообщается в начале изучения темы. Класс разбивается на 4 группы, в каждой из которых выбирается руководитель. В ходе изучения темы в группах идёт работа взаимопомощи по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, определяются консультанты по данной теме, которые во время игры будут осуществлять проверку работы, выполненной командами. Перед игрой формируются две команды и группа консультантов. Работы учащихся впоследствии анализируются учителем.

Учитель: Сегодняшний наш урок мы посвятим неравенствам первой степени с одной переменной. А пройдёт наш урок в форме игры. Название игры предстоит выяснить вам в ближайшие минуты. Перед каждым участником игры лежит карточка-задание. Вам необходимо выполнить это задание, проверить правильность выполнения у консультантов и открыть на табло буквы, соответствующие номерам ваших карточек.

I тур: “Разминка”.

Номер карточки 1 команды

Задания

Номер карточки 2 команды

№1

6a(a-1)-2a(3a-2)<6

№7

№2

5(a2-1)-5a(a+2)>3

№8

№3

0,2x2-0,2(x-6)(x+6)>3,6

№9

№4

(2x-1)2x-5x? 4x2-x

№10

№5

a(a-1)-(a2+a)? 34

№11

№6

4b(1-3b)-(b-12b2)<43

№12

На доске:

Б Р Е Й Н - Р И Н Г
№1 №2 №3 №4 №5 №12 №2 №6 №5 №7

 

Н Е Р А В Е Н С Т В А
№5 №3 №2 №8 №9 №3 №5 №10 №11 №9 №8

Команды решают неравенства, консультанты проверяют работы. Если в работе допущена ошибка, то работа возвращается команде для проверки. Все допущенные ошибки фиксируются консультантами.

В результате I тура ребята определяют название игры. Команда, открывшая первой свои буквы на табло, становится победителем тура.

Учитель: Итак, "Брейн-ринг" начинается. Игра состоит из шести туров: "Разминка", "Сравни", "Найди ошибку", "Решение неравенств", "Параметр", "Модуль". (Название туров написано на доске в таблице результатов).

Название туров

Название 1 команды

Название 2 команды

“Разминка”    
“Сравни”    
“Найди ошибку”    
“Решение неравенств”    
“Параметр”    
“Модуль”    

Учитель: Тур "Разминка" уже состоялся. Каждый из вас мог принести своей команде 3 балла за правильное решение. За допущенную ошибку снимается один балл.

Консультанты подводят итоги I тура.

Учитель: Во время игры члены команд оценивают своё участие в каждом туре в листах контроля. Также вашу работу будут оценивать капитаны, консультанты и учитель по пятибалльной системе.

Лист контроля.

Название туров Самооценка Оценка капитана Оценка консультанта Оценка учителя
“Разминка”        
“Сравни”        
“Найди ошибку”        
“Решение неравенств”        
“Параметр”        
“Модуль”        
Итоговая оценка  

Учитель: Команда, набравшая больше баллов, победитель игры. И пусть в игре вам сопутствует удача. Уважайте других, будьте дисциплинированными, азартными, честными, активными.

На доске:

Уважение

Дисциплина

Азарт

Честность

Активность.

II тур: “Сравнение”.

Учитель: В этом туре вы можете получить за правильный ответ 1 балл. Сигнал о готовности ответить - поднятая рука. Ответ должен быть обоснованным. Если ответ неправильный, то отвечает команда соперников.

Таблицы:

  1. Сравните выражения, если x<y:

2) Известно, что Назовите в порядке возрастания:

Консультанты подводят итоги II тура.

III тур: “Найди ошибку”.

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Таблицы:

Найдите область допустимых значений выражения:

         

Консультанты подводят итоги III тура.

IV тур: “Решение неравенств”.

Учитель: Вам необходимо найти отрицательные решения неравенства и наибольшее число из множества решений. Правильный ответ оценивается 5 баллами. За каждую ошибку снимается 1 балл. Решения сдаём консультантам.

Карточки.

№1.

№2.

№3.

№4.

№5.

№6.

Консультанты анализируют выполнение работы.

V тур: “Параметр”.

Учитель: В этом туре 3 балла получает команда, которая первой найдёт решения неравенства. В случае неправильного решения право ответа переходит к соперникам.

Задание 1. Выясните, при каких значениях параметра а решением неравенства 2х>a+4 являются положительные числа.

Задание 2. Выясните, существует ли такое значение параметра в, при котором неравенство вх<3х-5 не имеет решений.

Консультанты подводят итоги IV и V туров.

VI тур "Модуль".

Учитель: Мы рассмотрели с вами неравенства вида |x| ? a и |x| ? a, составили алгоритмы решения таких неравенств. Сейчас я предлагаю вам найти решения неравенств, содержащих знак модуля. Каждый член команды решает одно неравенство и сдаёт команде соперников. За правильное решение одного неравенства команда получает 2 балла. Если в решении команды соперников вы находите ошибку, то получаете 1 балл дополнительно.

Задания:

Консультанты контролируют проверку работ и подводят итоги.

Учитель: Проверьте, заполнены ли ваши листы контроля, укажите задания (подчеркните), которые вызвали у вас затруднения.

Учитель подводит итоги игры. Консультанты называют основные ошибки, допущенные в работах и лучшие работы.

Учитель: Готфрид Лейбниц писал: “Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт”.

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания заглянуть в прошлое и доказать утверждение учёного III века Паппа Александрийского: “Если а>0, b>0, c>0, d>0 и то a d > b c”.

Учитель благодарит всех за работу.