Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова на тему: «"Зима в стихах А.С. Пушкина "Зимнее утро", "Зимний вечер"», 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема. Технология мастерских.

Мастерская как технология состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но учащиеся свободны в выборе средств, темпа, пути исследования. Для работы важны алгоритмы, их 3. Важен сам момент работы, творческие исследования, интерес, подъем, эмоциональность.

Тема. Зима в стихах А.С. Пушкина. Зимнее утро. Зимний вечер.

Цели уроков:

  • познакомить со стихами А.С. Пушкина;
  • анализировать значимые признаки стихов;
  • развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;
  • воспитывать чувство гордости, умение работать в группе; формировать общеинтеллектуальные умения.

Проблемы урока:

  • доказать, что дано 2 стихотворения А.С. Пушкина;
  • путем анализа стихов выделить пейзажные описания не только увиденные, но и переживаемые;
  • раскрыть литературные средства;
  • социализация – соотнесение своей деятельности с другими по закону “Делай вместе, но по-своему”

Оборудование урока: тексты стихов А.С. Пушкина целые и разрезанные (шрифт единый), музыкальная запись из “Времен года” П.И. Чайковского, фрагмент “Зима”; портрет А.С. Пушкина, выставка книг поэта, зимние пейзажные репродукции (5 - 6), иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина (сказки), еловые ветки.

Проект урока. (Дан на панораме открытых уроков в школе).

Организационный момент.

- Приветствие гостей кивком головы и улыбкой.
- Сообщение о работе групп в творческой мастерской.

1. Актуализация знаний. Алгоритм. А-1.

- Ребята, внимательно посмотрите вокруг. Что интересного вы увидели в классе?

Ответы учащихся.

- Что вы знаете о творчестве А.С. Пушкина?
- Произведения какого жанра писал А.С. Пушкин?

Дети отвечают, а учитель пишет на доске.

5 сказок
романы
поэмы
стихи

Обращается внимание выставку книг А.С. Пушкина.

- Как ты думаешь (имя), почему у нас так много книг на выставке?
- Послушаем твое (имя) мнение по этому подвигу.

Вывод: А.С. Пушкин – хорошо читаемый поэт.

2. Эмоциональный настрой.

Звучит фрагмент музыки “Зима” из “Времен года” П.И. Чайковского.

- Что вы, ребята, представляли, когда слушали музыку?

Ответы учащихся.

3. Подготовка к выделению проблемы, темы исследования. Алгоритм. А-1.

- Скажите, ребята, какой вы представляете себе зиму?

Учащиеся отвечают, а учитель пишет на доске:

холодная

снежная

морозная

волшебная

вьюжная

любимая…

4. Игра “Снежный ком” (в группах).

- Представьте, что вы вместе с А.С. Пушкиным будете писать короткий рассказ о зимнем дне, вечере.
- Выбирайте себе тему, назначайте того, кто начинает и по цепочке составляйте свои рассказы.

Выслушиваются рассказы 4 групп.

Оценок не дается.

- Как вы думаете, что более всего характерно для зимы?

Ответы детей.

Вывод: мороз, снег.

Алгоритм А-2.

1) Представление основной проблемы.

- Сейчас мы слушали результаты вашего группового творчества. Теперь я предлагаю вам продолжить знакомство со стихами А.С. Пушкина, только я разрезала эти стихи. Ваша задача – определить, сколько стихов я вам предлагаю, попробовать вместе со своей группой озаглавить их, подготовиться к чтению.

2) Работа (в группах) над проблемой.

Помощь учителем оказывается только по просьбе детей, причем незначительная.

Готовность к обсуждению показать, прикрепив снежинку на веточку.

Алгоритм А-3.

Проверка – представление результатов работы групп.

- Сколько же стихов вы нашли? Называется группа (по желанию).

Зачитываются варианты полученных стихов.

- Как бы вы их озаглавили?

Ответы учащихся, их корректировка.

II этап. Работа с текстом стихов.

1) Чтение стихотворения № 1 мастером (учителем).
2) Сравните свой вариант с авторским, прочитайте стихотворение “Зимнее утро” друг другу вполголоса.
3) Выборочное чтение.

- Какую строфу из этого стихотворения вы знаете давно?
- Зачитайте.
- Проверьте, может быть каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением?
- Посоветуйтесь в группе и зачитайте.
- Что ты (имя) лучше всего представляешь, когда читаешь эти строки?

Вывод: можно говорить о завершенности каждой строфы.

- Что еще особенного вы заметили в этих стихах?

Ответы учащихся. Герой не один, он с любимой, близкой женщиной.

- Как вы думаете, это важно, что герой не один?
- Какой вы представляете себе героиню в “Зимнем утре”?

Ответы групп.

Словарная работа. Толкование дается по словарю Ожегова.

Нега – полное довольство, блаженство, приятное состояние, иногда – сон.
Северная Аврора – богиня утренней зари.
Янтарь – Застывшая смола хвойных деревьев светло-бурого цвета.

Определение темы.

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашей мастерской?

Ответы детей.

Мастер подводит итог.

- Это стихотворение – гимн русской зиме.
- А какая еще тема звучит в данных стихах? (Тема родины).

Физминутка спортивная.

Мы – боксеры
Мы – штангисты,
Бегуны и фигуристы.
Мы плывем через моря.
Всюду есть у нас друзья.
Обмен заданиями между группами.

Варианты:

1) выделить художественные средства стихотворения “Зимнее утро”.
2) подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца (на выбор)
3) составить словесные иллюстрации к стихам

I Выделение художественных средств.

1 группа

На таблицах даны слова:

олицетворение
эпитеты
сравнения
пейзажные зарисовки
душевные переживания
Дети выбирают средство, подтверждая его примерами из стихотворения

2 группа проводит конкурс стихов (по 2 человека от 2 и 3 групп).
4 группа “иллюстрирует” стихотворение “Зимний вечер”.

Работа с иллюстрациями

- А сейчас, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею на выставку картин о зиме. Художник – природа.
- Любуйтесь на картины.
- Скажите, какая из них больше всего подходит к стихам? Почему?
- Ребята, какие желания возникли у вас после работы нашей мастерской?

Ответы учащихся.

Домашнее задание на выбор:

  • выучить 1 стихотворение наизусть;
  • сочинить свое стихотворение о зиме.

Итоги работы.

  • Что тебе (имя) понравилось делать в мастерской?
  • Какую пользу вы нашли в работе?
  • Повесьте все снежинки на веточку, если вы считаете, что ваша группа потрудилась хорошо.
  • Поставьте мне оценку за управление вашей работой.

Учитель.

- Спасибо, вам, ребята, за активность, за умные ответы, за ваше творчество!