Задачи:
- Учить выражать в слове, используя выразительные средства языка, свои мысли, впечатления, представления.
- Учить отбирать речевые средства и обороты.
- Формировать умение определять основную мысль (линию, тему сочинения) и строить текст в определенной композиционной форме.
- Формировать и развивать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы, посредством чувств, эмоций, красок, звуков, впечатлений.
- Воспитывать интерес к языку, любовь к природе, родному краю - Хакасии, эстетические и нравственные чувства.
Оборудование: фотографии пейзажей Хакасии (Казановка), раздаточный материал (карточки с текстом детского сочинения), карточки с названиями месяцев осени на хакасском языке, картина художника из Хакасии Люкшиной Н.В. «Осень наступила», аудиозапись фольклорной группы «Айланыс», осенние листья из бумаги c заданием на них, плакат с изображением берёзы и жёлтые листья.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять».
II. Чистописание.
Пальчиковая гимнастика.
Отгадай:
- В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы могла – буква О. - Вторая буква обозначает парный глухой у звука [з] – буква С.
- Третья буква, если стоит в начале слова, имеет два звука [й], [э] - буква Е.
- Четвертая буква стоит первая в названии третьего осеннего месяца - буква Н.
- Последняя буква звука не имеет – мягкий знак.
На доске появляется запись для минутки чистописания
О С Е Н Ь
- письмо буква в сочетании с графическим упражнением – рисунок осенних листьев.
III. Словарная работа.
Отгадайте, ребята, какие словарные слова зашифрованы (буквы переставлены местами).
Знакомство с хакасскими названиями месяцев (карточки).
Ябрьсент, обрянь, кобрьтя, кабедрь.
Задание:
1. Записать по порядку, обозначить ударение, безударную гласную.
2. Что объединяет все эти слова? (муж. род, ед. число, имя существительное, 2 слога).
3. Какое слово лишнее? (декабрь).
Все слова – осенние месяцы.
4. Составить предложение с любым из этих слов, используя красивые слова и выражения. Записать.
Работа над пословицей.
Холоден сентябрь, да сыт.
1. Прочитать.
2. Объяснить смысл.
3. Записать в тетрадь.
IV. Проверка домашнего задания: чтение своих стихотворений об осени.
- Какое настроение удалось передать детям?
- какие краски осени они подметили?
В последнее время мы много говорим об осени. На уроках окружающего мира, русского языка, литературы сходили на экскурсию в парк. Проводили наблюдения за осенней природой. Нарисовали рисунки об осени. И даже сочинили стихи. Послушайте и моё стихотворение.
Осень.
Осень. Догорает в парке лето.
Осень. Поздно все случилось это.
Осень. Кружит листопад.
Осень. Сердце бьется невпопад.
Разнолистье, разнокраски.
Шепчет, шепчет осень в парке
Тихо-тихо нежные слова.
От любви кружится голова.
Для чего сомненья, грусть,
Будь что будет, ну и пусть.
Ты постой, не уходи, послушай
Звуки осени все глуше…
V. Работа по теме урока.
1. На доске открывается эпиграф.
«Унылая пора, очей очарованье…»
А.С.Пушкин
2. Чтение отрывков из стихотворений русских писателей учителем.
«Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса».
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою толпой
Стоит над светлою поляной».
3. Слово учителя.
Во все времена красота осенней природы, её буйные краски и вместе с этим тихая грусть увядающей жизни вдохновляла художников, писателей, поэтов. И даже мы с вами не остались в стороне. Природа Хакасии – особая. А осень в Хакасии неповторима. И поэты Хакасии в своем творчестве не могли обойти эту красоту родного края, не могли не отразить в своем творчестве.
4. Звучит хакасская музыка, и дети читают стихи М.Е.Кильчичакова «Осень» и П.Штыгашева «Осень».
Осень
Лета долгая пора
Не бывает всё же вечной.
Ходит ниже в небесах
Солнце – белое светило.
Грусть у птичек в голосах
Трели звонкие сменила.
Собираются скворцы
В отлетающие стаи,
На вершинах белых гор
Кружат белые метели.
(М.Е.Кильчичаков)
Осень
То не снежные сугробы.
Дунет сиверко едва –
И летит, летит на тропы
Золотой сентябрьской пробы
Тополиная листва.
Птичьи стаи рвутся к югу.
Журавлям зима страшна.
И прощальному их кругу –
Из любви к родному лугу –
Клич сопутствует: «Тур-на!»
(П.Штыгашев)
5. Сообщение темы урока.
Слово учителя:
- Вы заметили, что весь урок мы говорим об этом прекрасном периоде в жизни природы. О красоте осенней природы. Мы готовимся писать с вами сочинение «Осень Хакасии». Посмотрите на осенние пейзажи Хакасии. Они были сделаны фотографом-художником в деревне Казановка. Эти живописные места находятся в поистине уникальном музее. В музее под открытым небом. Это культурное и историческое наследие хакасов находится в Аскизском районе. И мы обязательно там побываем.
6. Чтение сочинения на карточках. Карточки на партах.
Осенью
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Вы познакомились с сочинением московского школьника. О чем он нам рассказал? (Об осени, о красоте русского леса осенью. О красках осени. О сухих листьях. О звуках осени.)
7. Составление плана сочинания.
- Расскажите о красоте нашей осени. (Запись 1-2 предложений).
- Запахи осени. (Запись 1-2 предложений).
- Звуки осени. (Запись 1-2 предложений).
- Вам нравится осень?
На доске появляется план сочинения.
А. Красота, краски осени.
Б. Запахи осени.
В. Звуки осени.
Г. Моё отношение.
Физкультминутка.
8. Грамматическая и орфографическая подготовка: работа в группах.
Слово учителя:
- Осенью мы наблюдаем листопад. Ковер из разноцветных листьев покрыл землю.
Листопад, листопад.
Желтые, красные листья летят.
Осенние листья залетели и к нам в класс. (Листья разложены на полу, на партах у учеников, на листьях задания).
Задание I группе – средняя степень сложности
Из слов, данных в скобках, составить предложения по схеме. Выделить орфограммы.
Когда . (листопад, начнется, скоро).
Задание II группе – сложность задания несколько выше
Из слов, данных в скобках составить предложения по схеме. Выделить орфограммы.
Какой какой? Что? (наряд, молодой, лес, осенний, надел).
Задание III группе – высокий уровень сложности
Из слов, данных в скобках составить предложения по схеме. Обозначить орфограммы.
Откуда? Какие?
(пожелтели, монетки, с берез, желтые)
Выполнение заданий и запись составленных предложений.
VI. Итог урока. На доске плакат с желтыми листьями на березе.
Слово учителя:
- На нашей березке тоже пожелтели листики-монетки. Этими монетками-листиками береза награждает вас за успешную работу на уроке. У русского и хакасского народа береза – особое дерево. Много песен, сказок, стихов придумано о березе. У хакасов оно не просто дерево, а волшебное, тотемное, священное дерево, на которое в праздники повязывают ленточки – чалама, поклоняются этому дереву, благодарят, просят защиты. И береза одаривает людей добротой, красотой, могущественной чудодейственной силой. Так хочется в это верить. Возьмите листики с березы, кто старался сегодня на уроке, отвечал, работал или просто хочет быть хорошим человеком.
VII. Домашнее задание. Запишите в дневнике три слова: лес, небо, вода. Запишите в тетрадь эти слова в три столбика и ниже – прилагательные, предающие состояние осени, краски, звуки, запахи. Не повторяться!