Как сделать родной язык интересным, занимательным для ребёнка? Наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий не обойтись. И ведущим видом деятельности 6-7 летних детей является игра.
Игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения русскому языку более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Главное для каждого учителя - чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредотачивала внимание детей, усваивала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы первоклассники за время игры получали максимум радости, наслаждения.
Цели:
- Закрепить знания по пройденному материалу.
- Прививать любовь к рус. яз. через игровые упражнения.
- Показать, как, в какой мере первоклассники усвоили пройденный материал. (Чему научились за год)
I.
Урок необычный у нас сегодня:
Сказка вновь в гости пришла
И ребятишек первого класса
В путешествие позвала.
Мы отправляемся в путешествие по заколдованному (сказочному) лесу, где за каждым пенёчком нас будут поджидать каверзные вопросы, задания на все изученные правила. И если мы со всем этим справимся, то попадём в гости к Мишутке.
В помощь возьмите внимание, сосредоточенность и дружелюбие.
II. Итак, в путь, но вот и первое препятствие, в лес можно войти по мосту. Он состоит из слов. Посмотрите на них внимательно и скажите, что это за слова:
Лес, лесник, лесной, лесоруб (ответы детей: родственные слова, т.к. близки по смыслу, имеют общую часть - корень-лес).
III. Поляна «Угадай-ка»
Частенько так случается, что слово на строке не умещается. Вы должны не только отгадывать загадку, но и правильно разделить для переноса отгадку.
- Лесники её котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это…рысь. - Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? Зайка. - Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец, - Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Лось - На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. Муравейник.
(Дети работают на доске и в тетради).
Дети, посмотрите, кто-то появился на поляне. Это Незнайка! Он тоже разделил слова для переноса.
(2 человека).
На доске записан стихотворный текст. Игроки исправляют ошибки.
Класс проверяет и оценивает результаты работы.
Перенёс слова Незнайка:
за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
у-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за,
А ещё он перенёс:
ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вёс,
Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,
А-ня, О-ля и Сер-гей.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
Молодцы! Понял Незнайка, что прежде, чем выполнить заданье, нужно выучить правило.
IV. Пойдёмте скорее с поляны, друзья. Опаздывать нам никак нельзя.
Кто же опять у нас на пути?
И не объехать его, не обойти!
(На доске появляется картинка с изображением ёжика).
Просит он вас посчитать, сколько букв и звуков в слове - ёжик.
(Дети делают разбор в тетради)
V.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
(К. Чуковский).
Поможем чудо-дереву, а всевозможные фрукты и разности у вас на партах. Чтобы повесить их на чудо-дерево, нужно вспомнить правило, верно вставить букву и доказать свой выбор проверочным словом.
(На партах карточки: с одной стороны изображение предмета, с другой - название с пропущенной орфограммой: парный согласный на конце слова – арбу.(з), гри.(б), жу.(к), ду.(б). Дети вставляют букву, доказывая правильность своего выбора, и прикрепляют карточку на чудо-дерево.).
VI. А сейчас внимание! На пути гора «Забиралия». Чтоб преодолеть её, нужно, переставив буквы, получить слово.
- в а т р а (трава)
к о т р (крот)
е л о н ь (олень)
ц а я з (заяц) - Составьте предложение из данных слов, выделите
основу:
В, жить, заяц, лес. - А кто ещё живет в лесу? Разгадайте ребус:
Ответ: белочка
Назовите несколько слов на это правило.
4. Составьте предложения со словом "белочка": повествовательное, восклицательное, вопросительное.
(Белочка живёт в лесу.
Белочка живёт в лесу!
Белочка живёт в лесу?)
Да, кого только не встретишь в сказочном лесу. Даже знаки препинания там бродят. Давайте послушаем, какая история однажды произошла.
Сценка: Знаки препинания.
Ведущий:
У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак - восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
! Ура! Долой! Караул! Разбой!
Ведущий:
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы…
? Кто? Кого? Откуда? Как?
Ведущий:
Тут сказало многоточие, еле глазками ворочая…
… Если вам угодно знать, я важней, чем прочие:
Там, где нечего сказать, ставят многоточие.
Ведущий: Вопросительный знак удивился… ? То есть как?
Ведущий: Восклицательный знак возмутился… ! Вот так-так!
Ведущий:
И сказала точка, точка-одиночка…
Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас!
Ведущий:
Но права ли точка, точка-одиночка?
Что вы скажите в ответ? Всех важнее точка?
Все артисты и зрители хором: Нет! Знаки всякие важны, знаки разные нужны!
VII. Долго мы пробирались по сказочному лесу и вышли на опушку «Вкусных слов». Пятачок хотел нас встретить фруктами, но бежал, споткнулся, и все фрукты рассыпались. Помогите ему их собрать.
я, б, ки, ло – яблоки
г, ш, ру, и – груши
с, вы, и, л – сливы
Молодцы, ребята!
VIII. Трудный был у нас путь, пора и отдохнуть – вот и колодец на пути с прохладной водицей. Да вот беда, не даёт колодец воды, предлагает свою загадку:
Вечерами свинки
Играют в серединки!
Ужасно интересная игра!
Я думаю, ребята,
Хотя и трудновато,
Но всё ж и нам попробовать пора!
Ответ: удача
Действительно удача! Вот и домик Мишутки виднеется. Что должны сказать мы при встрече?
(Ответ детей: Здравствуй, Мишутка!)
Добрались мы до домика Мишутки, а помогли нам в этом ваши знания русского языка.
Мы устали, отдохнём.
Завтра снова путешествовать пойдём!
А на сегодня всё! До следующего урока!