Путешествие по сказочному лесу. Урок-отчет. Русский язык. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Как сделать родной язык интересным, занимательным для ребёнка? Наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий не обойтись. И ведущим видом деятельности 6-7 летних детей является игра.

Игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения русскому языку более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Главное для каждого учителя - чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредотачивала внимание детей, усваивала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы первоклассники за время игры получали максимум радости, наслаждения.

Цели:

  • Закрепить знания по пройденному материалу.
  • Прививать любовь к рус. яз. через игровые упражнения.
  • Показать, как, в какой мере первоклассники усвоили пройденный материал. (Чему научились за год)

I.

Урок необычный у нас сегодня:
Сказка вновь в гости пришла
И ребятишек первого класса
В путешествие позвала.

Мы отправляемся в путешествие по заколдованному (сказочному) лесу, где за каждым пенёчком нас будут поджидать каверзные вопросы, задания на все изученные правила. И если мы со всем этим справимся, то попадём в гости к Мишутке.

В помощь возьмите внимание, сосредоточенность и дружелюбие.

II. Итак, в путь, но вот и первое препятствие, в лес можно войти по мосту. Он состоит из слов. Посмотрите на них внимательно и скажите, что это за слова:

Лес, лесник, лесной, лесоруб (ответы детей: родственные слова, т.к. близки по смыслу, имеют общую часть - корень-лес).

III. Поляна «Угадай-ка»

Частенько так случается, что слово на строке не умещается. Вы должны не только отгадывать загадку, но и правильно разделить для переноса отгадку.

  1. Лесники её котят
    Взять домой не захотят,
    Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
    Потому что это…рысь.
  2. Мчится без оглядки,
    Лишь сверкают пятки.
    Мчится что есть духу,
    Хвост короче уха.
    Живо угадай-ка
    Кто же это? Зайка.
  3. Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
  4. Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко. Лось
  5. На поляне возле ёлок
    Дом построен из иголок.
    За травой не виден он,
    А жильцов в нём миллион. Муравейник.

(Дети работают на доске и в тетради).

Дети, посмотрите, кто-то появился на поляне. Это Незнайка! Он тоже разделил слова для переноса.

(2 человека).

На доске записан стихотворный текст. Игроки исправляют ошибки.

Класс проверяет и оценивает результаты работы.

Перенёс слова Незнайка:

за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
у-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за,

А ещё он перенёс:

ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вёс,
Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,
А-ня, О-ля и Сер-гей.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Молодцы! Понял Незнайка, что прежде, чем выполнить заданье, нужно выучить правило.

IV. Пойдёмте скорее с поляны, друзья. Опаздывать нам никак нельзя.

Кто же опять у нас на пути?

И не объехать его, не обойти!

(На доске появляется картинка с изображением ёжика).

Просит он вас посчитать, сколько букв и звуков в слове - ёжик.

(Дети делают разбор в тетради)

 

V.

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

(К. Чуковский).

Поможем чудо-дереву, а всевозможные фрукты и разности у вас на партах. Чтобы повесить их на чудо-дерево, нужно вспомнить правило, верно вставить букву и доказать свой выбор проверочным словом.

(На партах карточки: с одной стороны изображение предмета, с другой - название с пропущенной орфограммой: парный согласный на конце слова – арбу.(з), гри.(б), жу.(к), ду.(б). Дети вставляют букву, доказывая правильность своего выбора, и прикрепляют карточку на чудо-дерево.).

VI. А сейчас внимание! На пути гора «Забиралия». Чтоб преодолеть её, нужно, переставив буквы, получить слово.

  1. в а т р а (трава)
    к о т р (крот)
    е л о н ь (олень)
    ц а я з (заяц)
  2. Составьте предложение из данных слов, выделите основу:
    В, жить, заяц, лес.
  3. А кто ещё живет в лесу? Разгадайте ребус:

Ответ: белочка

Назовите несколько слов на это правило.

4. Составьте предложения со словом "белочка": повествовательное, восклицательное, вопросительное.

(Белочка живёт в лесу.
Белочка живёт в лесу!
Белочка живёт в лесу?)

Да, кого только не встретишь в сказочном лесу. Даже знаки препинания там бродят. Давайте послушаем, какая история однажды произошла.

Сценка: Знаки препинания.

Ведущий:

У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак - восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.
! Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий:

Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы…
? Кто? Кого? Откуда? Как?

Ведущий:

Тут сказало многоточие, еле глазками ворочая…
Если вам угодно знать, я важней, чем прочие:
Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Ведущий: Вопросительный знак удивился… ? То есть как?

Ведущий: Восклицательный знак возмутился… ! Вот так-так!

Ведущий:

И сказала точка, точка-одиночка…
Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас!

Ведущий:

Но права ли точка, точка-одиночка?
Что вы скажите в ответ? Всех важнее точка?

Все артисты и зрители хором: Нет! Знаки всякие важны, знаки разные нужны!

VII. Долго мы пробирались по сказочному лесу и вышли на опушку «Вкусных слов». Пятачок хотел нас встретить фруктами, но бежал, споткнулся, и все фрукты рассыпались. Помогите ему их собрать.

я, б, ки, ло – яблоки
г, ш, ру, и – груши
с, вы, и, л – сливы

Молодцы, ребята!

 

VIII. Трудный был у нас путь, пора и отдохнуть – вот и колодец на пути с прохладной водицей. Да вот беда, не даёт колодец воды, предлагает свою загадку:

Вечерами свинки
Играют в серединки!
Ужасно интересная игра!
Я думаю, ребята,
Хотя и трудновато,
Но всё ж и нам попробовать пора!

Ответ: удача

Действительно удача! Вот и домик Мишутки виднеется. Что должны сказать мы при встрече?

(Ответ детей: Здравствуй, Мишутка!)

Добрались мы до домика Мишутки, а помогли нам в этом ваши знания русского языка.

Мы устали, отдохнём.
Завтра снова путешествовать пойдём!

А на сегодня всё! До следующего урока!