Введение
Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Hизкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми. Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Очевидным является необходимость рассматривать образовательной процесс параллельно с оздоровительным.
Hе учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья.
Как помочь ребенку получить необходимые знания с наименьшей потерей здоровья?
Для этого необходима профилактика и коррекция основных отклонений в состоянии здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе. Педагоги должны знакомиться с традиционными и нетрадиционными методами коррекционной педагогики, которые направлены на устранение или снижение имеющихся отклонений от нормы (физического и психического состояния) и наиболее активно внедрять их на каждом уроке.
Таким уроком на наш взгляд является урок математики в 6-м классе по теме “Нахождение дроби от числа”.
Обязательной частью каждого урока является эмоциональный настрой. Чтобы вызвать интерес, повысить готовность ребенка к восприятию нового материала, создать обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Для этого на данном уроке служит вводная часть урока. В ее содержание входят элементы тренинга (умение держать правильную осанку). В начальной и заключительной части урока традиционно заведено изображать свое настроение, самочувствие на так называемых “листах настроения”. Это помогает детям выразить свое отношение, а педагогу – судить о результатах урока.
С целью формирования основ ЗОЖ подобраны текстовые задачи, условия которых содержат советы и рекомендации по соблюдению правильного режима дня. Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка (на 1,5–2 мин.).
Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то 21–22 минута урока). Так как профилирующим заболеванием является ОДА, применяется комплекс “красивая осанка”. Музыкотерапия делает жизнь детей эмоциональной и привлекательной. Так, для снятия психического напряжения во время самостоятельной работы (когда исключается речевое общение) прослушивается запись с мирным, ласковым плеском волн, журчанием ручейка (произведение “Болеро” М. Равеля и произведения И. Стравинского стимулируют и повышают умственную деятельность). Хромотерапия – лечение цветом.
С этой целью на уроке используются карточки, таблица, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние. Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.
Внедрение вышеуказанных методов ведет к положительной динамике по снижению имеющихся отклонений состояния здоровья школьников.
Цели:
- закрепление знаний, умений, навыков нахождения дроби от числа;
- воспитание основ здорового образа жизни, формирование бережного отношения учащихся к своему здоровью;
- развитие внимания, логического мышления.
Ход урока
Урок целесообразно начать с воспитательного момента. К примеру. Напомнить учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагается принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.
Для диагностики эмоционального состояния учащиеся заполняют листы настроения (рис.1) как в начале урока, так и в конце его. Они должны закрасить цветным карандашом ту физиономию, которая соответствует их настроению.
На первом этапе урока, на экране компьютера (или на плакате) учащиеся видят изображение геометрических фигур, частично окрашенных различными цветами: квадрат, круг, треугольник (рис. 2).
Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
- Какая фигура изображена?
- Какой дробью можно представить закрашенную часть?
- Сколько можно представить таких дробей?
- На основании чего это можно сделать?
Следующее задание для устной работы:
Найдите дробь от чисел, записанных в таблице (см. рис. 7).
Пример, 2/3 от 45 равно 30.
Для поддержания положительного настроя в процессе урока у детей можно использовать образы литературных героев.
– “Ребята, наш давний хороший знакомый Петя Смекалкин, тоже ученик 6 класса, очень готовился, чтобы продемонстрировать свои знания по теме “Нахождение дроби от числа”. Он придумал интересные задания, но с ним как всегда случаются всякие недоразумения, и он обращается к вам за помощью”.
Петя придумал карточки с одинаковыми ответами. Положил их себе в портфель, а они перепутались, он забыл на каких из них написаны равные результаты. Ребята, помогите найти Пете карточки с результатами (нахождение дроби от числа), которые равны (рис. 3).
Следующий этап проходит в форме групповой работы в парах с использованием табло (рис. 4), на котором учащиеся демонстрируют свои ответы.
– “Ребята, Петя придумал еще одно задание. На этот раз он написал несколько истинных высказываний. Но пока он шел в школу, в его сумку попал снег, и некоторые числа стерлись. Помогите Пете найти стертые числа и восстановить истинность:
- 6/7 от 70 равно *
- 4/* от 30 равно 24
- */3 от 15 равно 10
- 9/11 от * равно 18”.
Следующий этап – проверка домашнего задания.
Задачи:
- От бумажной ленты длиной 160 см необходимо отрезать кусок длиной 20 см, не пользуясь линейкой.
- От ленты длиной 120 см отрезать кусок 45 см на тех же условиях.
Учащиеся должны продемонстрировать всему классу свое решение на заранее приготовленной бумажной ленте
Далее решается задача о режиме дня.
– “Ребята, вы знаете, наш Петя Смекалин тоже очень старается быть аккуратным и прилежным учеником, а для того ему нужно успевать за день: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить свое время. Поэтому он решил составить для себя свой режим дня. А вы, ребята, соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаете утром, в определенное время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы? Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремленными и организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите. Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время, тем самым поможем Пете, и может быть еще и тем ребятам в классе, которые до сих пор не составили свой режим дня, но обязательно это сделают”.
На доску вывешивается плакат с краткой записью условия задачи (рис. 5).
Задача. Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.
После этого учитель проводит физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно вспомнить признаки делимости, нужные при работе с дробями.
Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет числа: например, 94, 111, 125, 57, 305, 108, 19, 206, 145, 918. Если число делится на 2, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 3 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс.
Далее следует игровой момент на уроке: учитель предлагает учащимся задумать число, кратное 5, потом найти 2/5 этого числа. Ученики говорят числа, которые получились, а учитель отгадывает то, что они задумали. После этого учитель задает дома подумать, каким образом это ему удается.
На последнем этапе урока проводится самостоятельная работа. Предлагается три уровня сложности. Ученик сам выбирает уровень по силам (рис. 6).
Самостоятельная работа выполняется учащимися на листочках с копиркой, в конце один вариант сдается учителю, а другой предназначен для того, чтобы учащиеся смогли проверить свое решение, найти ошибки с помощью ответов, которые выводятся на экран через кодоскоп.
В конце урока задается домашнее задание, подводятся итоги работы на уроке, обсуждаются результаты диагностики листов настроения.