В последние годы большое количество учащихся школ требует особого коррекционного воздействия как на речевые, так и неречевые процессы. Приемы коррекции могут быть использованы на всех предметах, в том числе музыке. Это и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, упражнения на развитие памяти, слухового и зрительного внимания, расширение лексического запаса.
Особое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию патриотизма и любви к Отечеству, изучению культурного наследия русского народа. В этом разделе выделяется личность Александра Ярославича Невского, которая изучается на уроках истории, ИЗО, литературы и отображена во многих произведениях искусства.
Раскрытию образа великого князя средствами искусства посвящен предлагаемый урок.
Цели:
образовательная –
познакомить учащихся с творчеством С.С. Прокофьева на материале кантаты “Александр Невский”;
закрепить понятия средств выразительности в музыке и живописи;
развить способность “увидеть” музыку и “услышать” живопись;воспитательная –
воспитывать эстетический кругозор средствами искусства;
воспитывать гордость за русский народ, его историю, героев;коррекционная –
работать над дыханием, артикуляцией, выразительностью слова;
воспитывать эмоциональный отклик учащихся на музыку и живопись;
развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
Лексический материал: воинственный, монотонный, лязгающий, усиливающийся, ускоряющийся.
Оборудование: таблицы, эмблемы, фрагменты кинофильма “Александр Невский”, раздаточные карточки.
До урока учащиеся делятся на две группы – “художники” и “музыканты”.
Ход урока.
Учащиеся входят в кабинет музыки под фонограмму русской народной песни “Солдатушки, бравы ребятушки”.
Постановка учебной цели.
– На cегодняшнем уроке мы будем говорить о выразительных средствах музыки и живописи, продолжим знакомство с музыкой С. Прокофьева, постараемся “озвучить” живопись и “нарисовать” музыку.
А сейчас внимание! Игра “Назови слово”.
Проводится игра на запоминание слов, прочитанных по карточкам, на которых написаны следующие слова:
бодрая, напевная,
удалая, широкая,
маршевая, ускоряющаяся,
резкая, танцевальная,
раздольная, механическая,
нежная, контрастная,
решительная, мужественная.
Учащиеся запоминают слова и называют их последовательно или вразбивку.
– Молодцы! Вспомним мелодию, написанную С. Прокофьевым. (Приложение1).
Работаем группами. Первая группа обращает внимание на четкий вдох в начале каждой фразы и плавный выдох, показывая рукой фразу, вторая группа – на ритмический рисунок, прохлопывает ритм и четко артикулирует.
На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу.
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь!
– Сейчас вы услышите еще один фрагмент этого же композитора “Вставайте, люди русские”.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Идет работа над мелодией, текстом, ритмом, дыханием, распевом слов.
– Какой характер имеет эта музыка?
– Плясовая, воинственная, бодрая.
– Распевками на этом уроке нам послужили фрагменты музыки к кинофильму “Александр Невский”. Позднее музыка из кинофильма стала существовать отдельно как большое произведение, состоящее из нескольких частей. Такое произведение называется “Кантата”. В ней каждая часть имеет свое название.
Для нас, владимирцев, имя великого русского князя Александра Ярославича Невского свято и вот почему. Это был князь – защитник Руси, князь – герой. Вспомните:
– В каком веке жил Александр Невский?
– Князь Александр Невский жил в XIII веке (1220-1263 г.г.)
– Какое отношение он имеет к владимирской земле?
– Он был владимирским князем.
– Где похоронен великий князь?
– Александр Невский похоронен в храме Рождества Богородицы во Владимире.
– Перед вами картина Павла Корина “Александр Невский”. Сейчас мы будем работать с группой “художников”, которые расскажут о ней по схеме. (Приложение 2).
Давайте вспомним выразительные средства живописи.
Композиция – в центре,
положение горизонта,
передний план.
Цвет – холодный,
теплый,
яркий,
тусклый,
контрастный.
Линия – прямая,
ломаная,
волнистая.
– Читаем написанные на доске слова и объясняем их значение:
величественная,
гневный, суровый,
защитник,
чужая рать,
родная земля,
русское войско.
Рассказ, составленный детьми по схеме:
Величественная фигура А. Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают его доспехи. Гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, которая осмелилась вступить на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского войска.
– А теперь ребята-“музыканты” попробуют озвучить эту картину.
Но сначала вспомним слова, обозначающие средства выразительности музыки:
Мелодия – воинственная, плясовая, удалая.
Темп – нарастающий, быстрый, ускоряющийся, стремительный.
Динамика – громкая, усиливающаяся, тихая.
Тембр – светлый, металлический, резкий, мягкий, хриплый.
– Итак, “музыканты”, какой может быть музыка русских воинов?
– Бодрая, удалая, героическая.
– А теперь представьте музыку крестоносцев, которые пришли на русскую землю.
– Металлическая, ускоряющаяся, дикая, воинственная.
– Прекрасно! Музыка у нас “почти написана”. Спасибо, вы хорошо представили ее с помощью слова, а теперь послушаем, какую музыку написал Сергей Сергеевич Прокофьев в 1938 году.
Звучит фрагмент “Ледовое побоище” из кантаты “Александр Невский”.
– Чем закончилась ледовая битва?
– Победой русских.
– Послушайте, как это показывает С. Прокофьев. Его музыка ликует, радуется, гордится за народ русский и за Русь. Посмотрите финал фильма “Александр Невский” и запомните слова, которые говорит князь-герой.
Показывается фрагмент из кинофильма.
– Кто может повторить эти слова?
– “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля русская!”.
– Передали ли Павел Корин и Сергей Прокофьев эту мысль в своих произведениях?
– Да. Музыка и картина передают историческое событие.
– Давайте расскажем о победе русских на Чудском озере. (Приложение 3).
Ученики рассказывают, используя зрительные опоры:
В 1242 году на Русь напали крестоносцы. Крестоносцы жгли, разоряли русские города. Защитником Руси стал владимирский князь Александр Невский. Александр Невский решил сражаться с крестоносцами у Чудского озера. Крестоносцы построились “свиньей”. Они прорвали ряды русских защитников. Русским воинам пришел на помощь князь А. Невский с дружиной. Русские окружили крестоносцев. Ряды крестоносцев дрогнули и побежали на лед озера. Тонкий лед проломился, и враги пошли на дно. Это была великая победа русских и князя Александра Невского.
– А теперь, после того как мы представляли, слушали, изображали, скажите, что за интересные явления есть в музыке и живописи?
– Музыку можно увидеть, а живопись услышать. Мы это сделали на примере картины П. Корина и музыки С. Прокофьева.
Методика рассказа по приложению 3:
применение цепного текста с наглядностью помогает ребенку воспроизвести полную смысловую программу текста, правильнее грамматически оформлять речь.
Вначале дети рассказывают, используя рисунки и опорные слова (Приложение 3). Затем рисунки убираются, и рассказ ведется по опорным словам с мысленным воспроизведением рисунков. И, наконец, рассказ ведется без зрительных опор.
Подобная методика основана на теории Л.А. Выгодского “вижу, слышу, произношу, делаю”.