Урок чтения "Мама"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • приобщение к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;
  • продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;
  • развивать технику чтения в соответствии со спецификой произведения;
  • развивать мышление, речь;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • учить анализировать, строить аналогии, обобщать;
  • воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери, к Родине;
  • воспитывать уважение и гордость к богатству творческого наследия России.

Оборудование:

  • аудиозапись мелодии,
  • гимнастика,
  • видео СД “Песня мамонтенка”,
  • рисунки учащихся “Портреты мам”,
  • репродукция с иконы “Богоматерь Владимирская”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Стихи читает учитель под музыку и видео-зарисовку.

Весна стучится в окна,
Поет на все лады,
Горят на солнце стекла
И лужицы воды.

Я беленький подснежник
Для мамы принесу,
Он пахнет нежно-нежно,
Как талый снег в лесу.

Шумит ручей-проказник,
Проснулся ото сна,
Пришла на мамин праздник
Красавица – Весна.

Весна – замечательное время года! Ребята, почему именно весной празднуют женский день? Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

На прошлом уроке мы прочитали замечательный рассказ Андрея Платоновича Платонова “Ещё мама”. Прочитайте отрывки из рассказа, которые вам особенно понравились (3 – 4 человека).

Ученик:  Я хочу прочитать стихотворение, которое тоже посвящено маме.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время
Мамочка люблю.
Вот и солнце встало,
Вот уже рассвет,
Никого на свете
Лучше мамы нет!

Я знаю, вы подготовили к уроку необычные задания. Расскажите, какие же они, ваши мамы? (Дети получили задание нарисовать портреты мам и подобрать по одному прилагательному, которое бы характеризовало маму).

Каждый из вас подойдет к доске и прикрепит портрет мамы, называя, какая у вас мама. Замечательная картинная галерея у нас получилась!

Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.

3. Чтение рассказа Юрия Яковлева “Мама” учителем

(с привлечением подготовленных учащихся).

4. Работа по вопросам к тексту

А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться?

Посмотрите на портреты своих мам. Закройте глаза. Постарайтесь услышать мамин голос.

Что делает мама для своих детей? Прочитайте, как об этом говорит автор рассказа. Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?

(Чтение фрагмента из рассказа).

  • Какой видел маму автор рассказа?
  • Почему так больно нам читать эти строчки о гибели мамы автора?
  • Что заставляло людей оставлять своих матерей? (Была война, они уходили на фронт защищать Родину от фашистов).
  • Что означает защищать Родину в вашем понимании?
  • С чего начинается Родина? Как думаете вы?
  • Зачитайте, как думает об этом писатель?
  • Два слова Родина и мама… Ваши мысли об этих понятиях? (Хочу, чтобы ребята сравнили, провели аналогию, смутились, почему Родина – пишется с большой буквы, а слово мама – с маленькой, несмотря на их глобальное значение).
  • Прочитайте последний абзац рассказа.
  • К чему призывает автор?
  • Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).
  • Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.

Музыкальная минутка: дети поют “Песенку Мамонтенка”.

5. Работа над расширением кругозора учащихся

Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах. И на иконах.

Слово “икона”– греческое; по–русски оно обозначает “образ” (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. Одна из них – “Богоматерь Владимирская” – создана в первой половине ХП века. По преданию, первые иконы Богоматери были написаны еще при ее жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука.

Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли. Она издревле особо почитаема на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Ребята, подойдите к иконе. Давайте внимательно посмотрим на лик Богоматери. Вглядитесь в нее, лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Посмотрите, как склонил голову младенец Иисус, нежно прижимаясь к ее щеке. Лики матери и младенца на иконе прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

Сравните портреты своих мам с образом Богоматери, лица ваших мам тоже прекрасны, потому что это ваши мамы, они вас любят и берегут.

Стихотворение читает ученик.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
То и Богоматерь и земная,
Гордая возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,
Так, вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.

Все на свете метится следами
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках. (Сергей Островский).

6. Итог урока

Что вам больше всего запомнилось на уроке? Кто понравился больше всего? Чьи ответы были самыми лучшими? Кто читал выразительно?

7. Домашнее задание

  • Найдите произведения, посвященные мамам. Это могут быть стихи, рассказы, иллюстрации картин.
  • На следующем уроке мы представим выставку своих находок и книг.

Ю. Яковлев.

Мама.

Мама.
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...

Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.

От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.

Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка – сухая, безжизненная веточка – зазеленела. А потом на ней появились светло – лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.

Что это? – удивлённо спросил ты.
И мама ответила: – Багульник.

На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.

Моя мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Последний раз я её видел, когда она провожала меня в армию. Мне тогда было восемнадцать лет. Это трудно было понять, что мамы нет больше.

Но любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.

Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.