Триединая цель урока:
способствовать выработке навыков решения задач повышенной сложности с использованием элементов математического анализа на конструктивном и творческом уровнях.
содействовать развитию логического мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).
создавать условия для воспитания высокой работоспособности, чувства толерантности и эмпатии, адекватного восприятия единой картины мира.
Тип урока:
урок применения знаний математического анализа при решении физических задач.Формы и методы:
фронтальная, групповая, индивидуальная; практическая беседа и проблемно-поисковое закрепление.ЗСТ:
проветривание, физминутка, разнообразные формы работы.Оборудование:
таблицы; индивидуальные задания. Ход урока.I. Организационный момент.
Мотивация познавательной деятельности – сообщение цели урока.
II. Актуализация знаний.
Учитель физики концентрирует внимание учащихся на необходимости знаний математического аппарата и математического анализа при решении задач повышенного уровня сложности, необходимых при поступления в ВУЗ.
III. Подготовка учащихся к работе по теме урока.
1. Вопросы (учитель математики):- Сформулируйте определение производной.
- Сформулируйте правила вычисления производных.
- В чем состоит геометрический смысл производной?
- В чем состоит механический смысл производной?
- Объясните, что такое интеграл.
- В чем заключается геометрический смысл интеграла?
- Приведите примеры применения интеграла.
Обобщить все ответы и записать таблицу в тетрадь.
3. Математический диктант. Приложение 2. 4. Индивидуальная работа.Во время математического диктанта
- вызываются два человека для построения графиков функций и ,
- от каждой группы выходят к доске по одному ученику (с высокими РУВ), отвечают на вопросы математического диктанта на “скрытой” доске.
IV. Основная часть урока.
Учащимся предлагаются разноуровневые задания по группам (уровень сложности заданий в группах дифференцирован и индивидуализирован, т.е. уровень сложности в каждой группе определяется относительно своих возможностей).
Задания для учащихся со средними реальными учебными возможностями и средней мотивацией к учебному процессу.
По уравнению зависимости q = 10-9 cos100t найти:
- Максимальный заряд (qm), период колебаний (T), частоту (v), циклическую частоту (w).
- Записать зависимость силы тока от времени (i(t)), определить амплитуду силы тока (Im).
- Построить графики функций q(t), I(t).
Решение:
Задания для учащихся со средними реальными учебными возможностями и высокой мотивацией к учебному процессу.
По уравнению зависимости смещения x = 10-2 sint при колебательном движении тела массой 200 г найти:
- Амплитуду колебаний (хm), период колебаний (Т), частоту (v), циклическую частот зависимости V(t),
- Записать уравнение зависимости скорости от времени, определить максимальную скорость, найти максимальную кинетическую и максимальную потенциальную энергию тела.
- Построить графики зависимости x(t) и V(t), найти сдвиг фаз.
Решение:
I. .
II. .
Задания для учащихся с высокими реальными учебными возможностями и высокой мотивацией к учебному процессу.
По уравнению зависимости скорости колебательного процесса от времени V = 6,28 sint найти:
- Максимальную скорость (Vm), период (T), частоту (v), циклическую частоту (w), максимальные кинетическую энергию.
- Максимальные кинетическую и потенциальную энергии тела, полную энергию системы, построить график в V(t).
- Записать уравнение x(t), определить амплитуду колебаний (xm), построить график x(t), найти разность фаз между колебаниями скорости и смещения.
Решение: .
I.
II.
III. .
.
Учащиеся выполняют задания по группам. Представитель от каждой группы выносит свой вариант решения на доску.
Учитель математики оказывает помощь и производит корректировку работы учащихся II и III группы (средний и высокий РУВ).
Учитель физики – помогает учащимся I и II групп (средней уровень РУВ, низкая мотивация и средний уровень РУВ, высокая мотивация).
После выполнения заданий учащимися (коллективно на местах и индивидуально у доски) идет защита вариантов своего решения и его анализа.
Учителя математики и физики дают рецензию работы каждой группы.
V. Итог урока.
Учителя благодарят учеников, оценивают работу учащихся у доски, предлагают каждому ученику оценить свою работу на уроке и работу учителя (обратная связь).
VI. Домашнее задание (индивидуализировано и дифференцировано).
Продумать и провести экспериментальное задание по колебательному процессу, дать анализ его характеристик, записать уравнение наблюдаемого колебательного процесса, опираясь на полученные знания на уроке.