Цели:
Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, формирование умения строить устное публичное выступление;
Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;
Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.
Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).
Дискуссия, аудитория, оратор, красноречие, эмоциональность, публицистика.
Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”?
Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика).
III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания).
- Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя).
Текст.
О милосердии.
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
(По Д.А. Гранину. Из очерка “О милосердии”)
Вопросы к тексту:
1) Назовите тему и основную мысль текста.
2) Можно ли сказать, что автор воздействует на читателя? Докажите примерами из текста.
3) Какую важную проблему затрагивает автор? (Проблему милосердия). Как иначе можно определить эту проблему? (Проблемы бывают политические, экономические, экологические и моральные, нравственные).
Закончить запись темы урока: “Устное публичное выступление на морально-нравственную тему”.
IV. Сообщение ученика о значении слов “мораль”, “нравственный”.
В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” так объясняет слова “мораль” и “нравственный”:
Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.
Нрав - характер, постоянные стремления воли человека.
Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный.
Мораль и нравственность - это этические категории.
Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками.
V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности. Учитель, зная подготовку учащихся, может сам определить, какая группа будет выполнять то или иное задание.
Задание для первой группы
A. Выполните следующие задания.
- Прочитайте текст.
- Ответьте на вопрос: чем тезис отличается от конспекта? Докажите это на примере (можно использовать материалы прочитанного текста).
B. Прочитайте текст.
Про зависть
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.
Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
Завидуете - значит, не нашли себя.
Д.С. Лихачев.
Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
- Составьте и запишите тезисы прочитанного текста.
- Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац.
- Подготовьте сообщение: “Тема выступления - тезисы”.
Задания для второй группы
A. Выполните следующие задания.
- Прочитайте текст.
- Выделите в тексте:
- Подготовьте краткое сообщение по теме: “Советы начинающему оратору” (при подготовке используйте материалы прочитанного текста).
- (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев;
- (синим цветом) причину.
Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли.
Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует.
Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить.
B. Прочитайте текст (Д. Гранин “О милосердии”). Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
- Выделите фрагмент текста, содержание которого связано с морально-этической проблематикой.
- Составьте и запишите план этого отрывка.
- Сравните этот фрагмент с текстом Д. Гранина "О милосердии".
- Используя материалы этого текста и произведения Д. Гранина "О милосердии", подготовьте тезисы публичного выступления.
Задание для третьей группы.
A. Выполните следующие задания.
- Внимательно прочитайте темы публичных выступлений.
- Выбери ту тему, которая тебе ближе всего, по которой ты можешь проидумать свои примеры, использовать собственный опыт.
- Внимательно прочитай варианты вступлений. Определи, какое вступление в большей степени соответствует выбранной теме.
- Запиши план (или тезисы) своего выступления. При составлении плана думай, способствует ли этот пункт раскрытию темы.
Темы для публичного выступления
1. Доброта делает человека красивым.
2. О любви к "братьям нашим меньшим".
3. Быть порядочным хорошо или плохо?
4. Умеем ли мы дружить?
5. Чем опасен равнодушный человек?
6. О человеческой жадности.
7. О необходимости уважительного отношения к людям.
8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"
9. Хорошо ли быть богатым?
10. Качества, которые я ценю в человеке.
Варианты вступления
а) Уважаемые одноклассники! Хочу поделиться с вами своими размышлениями о …
б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..
в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …
VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления.
1. Соответствует ли содержание теме выступления?
2. Логично ли высказывание?
3. Эмоционален ли автор?
4. Поддерживает ли выступающий внимание публики?
5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка?
6. Общая оценка выступления.
VII. Домашняя работа (каждый ученик получает задание).
Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить.
Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою.
Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).
Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.
Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?
Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.
Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.
Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.
Постарайся одно и то же предложение читать с разной интонацией. От этого будет зависеть то, как твое выступление будет воспринимать публика.
Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе.
А теперь можешь приступать к работе. Успехов!