Одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические представления в детском саду” является игра “Танграм”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.
Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам <Приложение №1>.
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом <Рисунок №1>.
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных <Приложение №1>. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Этапы работы по введению игры “Танграм” с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) были следующими.
Сначала игра “Танграм” проводилась как часть занятия по математике в течение 5-7 минут. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям понравилась. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.
Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.
Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой, Т.И.Тарабариной, Н.В.Елкиной. и др.
Много картинок разрабатывалось воспитателем. Ряд картинок придумали дети подготовительной группы. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.
Были ребята с диагнозом “общее недоразвитие речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов, замкнутые. Они чаще играли в одиночку. С такими детьми воспитатели играли индивидуально, предлагали картинки для игры дома всей семьей. Результаты были неожиданными, дети стали выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но они уже не отставали от сверстников в выкладывании картинок и даже опережали некоторых. Победив свою застенчивость, замкнутость, эти ребята стали быстрее овладевать азбукой, чтением, математикой и в школу уходили из детского сада с чистой речью, умея хорошо читать и считать.
Следующим этапом по усложнению данной игры был подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. В логопедическом детском саду этот речевой материал для детей с нарушениями звукопроизношения и речи стал особенно полезен. Играя в “Танграм”, дети заучивали этот материал, закрепляли и автоматизировали звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащалась речь, тренировалась память.
Во время игры в “Танграм” у детей закреплялись навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов).
Дети практически овладевали порядковым счетом. Так, если считать таны картинки “Ракета” сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте <Приложение №1>.
Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.
Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.
Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).
Играя, переставляя маленькие картонные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.
В логопедических группах детского сада работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. По многим темам разработаны картинки к игре “Танграм” (дикие и домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель, игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы, грибы, насекомые, рыбы и др.). По теме “Дикие животные” разработаны картинки: заяц, лиса, волк, медведь, белка, лев, кенгуру <Приложение №1>. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.
Предлагаю вашему вниманию наработанный мною речевой материал к картинке заяц:
Чистоговорки (автоматизация звука “ч”):
Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
Скороговорки (автоматизация звука “з”):
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка,
А Зининого зайку зовут Всезнайка.
Зина – зайкина хозяйка,
У Зины в корзине заснул зайка.
“Доскажи словечко”:
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал… (заяц)
- Ой! – кричат вокруг хозяйки,
- В огород забрались… (зайки)
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадайте-ка, кто же?.. (зайка)
Веселые стихи:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
“Если я купил билет,
Кто я? Заяц или нет?”
Заяц зайцу говорит: “Мне бы волчий аппетит!”
- В аппетите мало толку, мне бы зубы как у волка!
Зайке холодно в лесочке, свяжем зайчику носочки,
Чисто поле исписал, на другое поскакал.
Без конца он пишет фразу, чтоб лиса прочла не сразу.
Загадки:
Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится,
Зимою под елкою так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Кто прыгает ловко и любит морковку,
Портит в огороде грядки, удирает без оглядки?!
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы – другого цвета.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул 10 раз.
(прыжки на одном месте и с продвижением)
Считалки:
Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк; он зубами щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты, прячься, заинька, и ты!
Ты, волчище, погоди, как попрячемся – иди!
Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал – капустку нашел,
Морковку нашел, сидит, грызет. Хозяин идет!
Бежит заяц через мост, длинны уши, куцый хвост.
Ты далеко не беги, посчитать нам помоги.
Раз, два, три – выйди ты!
После выкладывания картинки животного для закрепления материала по теме можно предложить детям следующие речевые игры и задания:
- “Назови других животных”
- “Назови ласково” (предмет или его части – лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик)
- “Сосчитай до 5” (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)
- “Назови слова-действия” (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит)
- “1 и много” (лиса – лисы, медвежонок – медвежата, ухо – уши)
- “Кого нет?” (Медведей, зайчат, кенгуру, волчат)
- “Назови слова-признаки” (Какой щенок? – добрый, ласковый, доверчивый)
- “Из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги - быстроногий)
- “Скажи наоборот” (подбор слов-антонимов: смелый – трусливый, добрый - злой)
- “Назови, чей, чья, чье?” (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, медвежье ухо, заячья губа, волчьи следы)
Рассказывая про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в употреблении прилагательных сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий).
Дети составляют предложения простые и сложные, можно составить даже рассказ о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.
Речевой материал к картинкам для игры “Танграм” подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.
Предлагаем примерный конспект досуга по математике в старшей группе с детьми с общим недоразвитием речи.
Тема: “Развитие речи на занятии по математике с использованием загадок, скороговорок, чистоговорок, коротких стихов в игре “Танграм”.
Цель: сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур (танов) с речевым материалом (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, “доскажи словечко”, физминутки с пальчиками).
Образовательные задачи:
Коррекционные задачи:
- учить четко проговаривать скороговорки, чистоговорки, речевой материал из физминуток с пальчиками, правильно согласовывать прилагательные с существительными (какая елочка?), существительные с глаголами (что делает зайчик?), учить образовывать слова с двумя корнями (у зайца длинные уши – длинноухий, косоглазый, короткохвостый);
- развивать у детей логическое мышление;
- автоматизировать поставленные логопедом звуки в речи детей (“з”, “р”, “с”, “ш”);
- развивать мелкие мышцы пальцев в работе с Танграмом и в игре “Узнай наощупь” (используются цифры из наждачной бумаги).
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать желание прийти на помощь товарищу.
Предварительная работа:
- Вырезание вместе с детьми из бумаги и картона танов из квадрата.
- Выкладывание простейших фигур, картинок путем наложения на изображение танов.
- Включение игры “Танграм” в занятие по математике (5-7 минут).
- Индивидуальная работа в свободное время в группе и домашнее задание родителям поиграть всей семьей.
- Знакомство и заучивание речевого материала к картинкам, использование его в игре “Танграм”, в закреплении поставленных звуков.
Материал:
Раздаточный: конверты с танами, картинки из игры “Танграм”, лист, тетрадь в клетку, ручка; мяч, наклейки для каждого ребенка.
Демонстрационный: “Чудесный мешочек” с цифрами из наждачной бумаги, картинки из игры “Танграм”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Объявляется тема занятия и предлагается “Разминка для ума” в кругу с мячом. (Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок отвечает и бросает мяч воспитателю).
Вопросы:
- Считай дальше – 5 (ребенок считает: “6, 7, 8…”)
- Считай дальше – 7 (8, 9, 10)
- Считай обратно – 4 (3, 2, 1)
- Считай обратно – 6 (5, 4, 3, 2, 1)
- Назови дни недели по порядку
- Назови соседей числа 5
- Назови соседей числа 7
- Назови соседей вторника и др.
Предложить сесть за столы. Работа в тетрадях.
- Задание “Нарисуй от точки” (не отрывая ручки на бумаге в клетку под диктовку воспитателя: нарисуй 2 клетки вверх, одну вправо, 2 вверх, 1 вправо, 4 клетки вниз, дети рисуют изображение). Если дети задание выполнили верно, то должен получиться зайчик <Приложение №1>.
Кого мы нарисовали? Зайчика (проверить у ребят, похвалить).
- Физминутка. Ребенок произносит слова из физминутки, дети прыгают на месте и с продвижением.
“1, 2, 3, 4, 5 – начал заинька скакать,
- Прыгать заинька горазд, (Слова сопровождаются прыжками на месте)
Он подпрыгнул 10 раз”. (Прыжки с продвижением
по кругу)
- Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
- Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
- Задание . “Составим из двух слов одно новое” - у зайца длинные уши – длинноухий, косые глаза – косоглазый, короткий хвост – короткохвостый и т.д.
Игра “Танграм”
Воспитатель задает вопросы:
- Из чего мы вырезали части для этой игры?
- Из квадрата.
- Давайте выложим из танов квадрат <Приложение
№1>.
- Сколько сторон, вершин, углов у квадрата?
- По четыре.
- Сколько танов в игре “Танграм”?
- Семь.
- Вспомните загадку-стишок про квадрат.
- Не овал я и не круг,
- Треугольнику не друг,
- Прямоугольнику я брат,
- А зовут меня … (квардат).
При этом нужно следить, чтобы дети четко произносили звук “р”.
II. Воспитатель показывает детям картинку, которую они вместе составили из рисунков игры “Танграм” и сочинили сказку про девочку Машу <Приложение №2>.
Вспоминают сказку про Машу, и воспитатель предлагает следующие задания, опираясь на содержание сказки.
- Пальчиковая гимнастика . Дети указательным и средним пальцами “бегают” по столу взад-вперед. Это они имитируют, как Маша бегала по тропинке.
- Задание . Вспомнить загадки про елочку:
“Зимой и летом одним цветом”.
“Что же это за девица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год” и др.
- Задание . Выложить елочки из танов: один ряд детей – самую низкую, другой ряд – самую высокую, третий – среднюю по высоте елочку <Приложение №2>.
- Задание . Рассказать о совместных действиях: “Я выложила самую высокую елочку, а Саша – самую низкую”.
- Задание . Придумать слова-признаки про елочку. Какая елочка? (Высокая, низкая, пушистая, зеленая и т.д.).
- Задание . Выложить на фланеграфе бегущего зайчика (нерасчлененного).
- Задание . Вспомнить веселый стишок и скороговорку про зайца:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает!
Если я купил билет,
Кто я, заяц или нет? (Стишок)
Зининого зайку зовут Зазнайкой,
А Зоиного зайку зовут Всезнайка (скороговорка)
Следить, чтобы дети четко произносили звук “з”.
- Придумать слова-действия про зайчика.
- Что делал зайка в сказке про Машу?
- Сидел, испугался, убежал, спрятался, трусил, скакал, стоял, ел, дрожал (словарь глаголов).
В сказке девочка Маша нашла волшебный цветок. Провести физминутку с пальчиками про цветок. Проводит ребенок. Дети выполняют движения пальчиками и ладонями.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши нежные цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
- Маша очутилась в домике, и там был Чудесный мешочек, давайте поглядим, что в мешочке? (Цифры из наждачной бумаги)
Проводится игра “Узнай наощупь цифру”.
Воспитатель вместе с детьми анализирует их работу, поощряет и раздает призы.
Подобные занятия, досуги, викторины можно разрабатывать и проводить с детьми, используя другие картинки из игры “Танграм”.