ШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Система мониторинга, сложившаяся в нашей школе, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале личности. Система отслеживания личностного развития ограничена отдельными параметрами и соблюдает определенные правила и условия работы школы.
В основу определения уровня личностного развития положены следующие критерии: способность ученика к самовыражению через понимание собственной индивидуальности и уникальности; степень ответственности за самого себя, свои поступки, адекватное реагирование на окружающий мир, самостоятельность в принятии решений, умение объяснять и доказывать свой выбор, умение прогнозировать возможные варианты развития поступков, степень зависимости в принятии решений и поступков от взрослых. Ребенок прослеживается в сравнении с самим собой.
В течение учебного года создается определенная база данных. Данные сообщаются по блокам и классифицируются в определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Такой анализ служит нам основанием для прогнозирования дальнейшего развития школы, для постановки новых ближних и дальних целей.
За основу мы взяли направления, описанные Ю.А. Конаржевским: эффективность и действенность внутри школьную управления; состояние, эффективность и действенность инновационной работы в школе; состояние и результативность методической работы; уровень развития учащихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, анализ конечных результатов функционирования школы.
При формировании мониторинга школьного образования учитываются не только конечные результаты деятельности учебного заведения, но и факторы, влияющие на качество конечных результатов.
Остановлюсь подробнее на блоке “уровень обученности учащихся”. Качество обученности определяет:
- уровень знаний, умений и навыков по предметам, классам, учителям, в целом по школе;
- уровень реальных учебных возможностей класса;
- качество формирования ведущих знаний и способов деятельности;
- качественные характеристики ЗУН учащихся на основе итоговых срезовых работ;
- качество сформированности умений и навыков на основе анализа промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
В содержание мониторинга школьного образования включаются педагогические измерения:
- качества преподавания и уровня профессионального развития учителей;
- качества воспитательной работы и уровня профессионального развития педагогов-воспитателей;
- уровня организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении;
- уровня физической культуры и медицинского обслуживания детей;
- степени учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования и др.
Далее я раскрою содержание мониторинга состояния преподавания, потому как он относится к одной из самых актуальных задач управления. Для того, чтобы администрации можно было объективно судить о качестве преподавания по любому предмету и в любом классе, мы запускаем анкету качества урока.
Анкета качества урока
Отметить кружком номера тех проявлений, которые имели место при проведении урока по __________________________________________________________________________ учителем
(вписать предмет, класс)
__________________________________________________________________________________
(вписать фамилию, имя, отчество учителя)
1. Устно или письменно (для эксперимента) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое воспитание и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.
4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.
6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
9. Дает разноуровневые домашние задания.
10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.
13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоциально-чувственное восприятие.
14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.
15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует приемы (методы) педагогических технологий:
16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления и т.д.)
17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
18. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
19. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
20. Коллективной мыслительной деятельности.
21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Дата _____________________ Эксперт _________________________________
Анкета создавалась учеными Пермского регионального института педагогических информационных технологий: доктором философских наук Е.А. Юниной и кандидатом технических наук А.И. Севруком. Это оптимальное количество пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке.
Пригодность анкеты к оценкам состояния преподавания в школе можно обосновать с помощью табличных матриц соответствия пунктов анкеты критериям качества деятельности учителя на уроке. Рассмотрим следующие критерии: должностные обязанности учителя, профессиональную компетентность, результативность методической работы, развивающую направленность урока.
Для установления соответствия анкеты с должностными обязанностями учителя использованы общеизвестные тарифно-квафикационные характеристики. Виды деятельности, которые учитель реализует на уроке:
- обучение,
- воспитание,
- социализация личности,
- использование приемов, методов и средств обучения,
- реализация образовательных программ,
- реализация государственного образовательного стандарта,
- соблюдение прав и свобод обучающихся,
- обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.
Матрица соответствия пунктов анкеты должностным обязанностям учителя представлена в таблице:
№ пункта |
Виды педагогической деятельности на уроке |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
+ |
+ |
||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
|||||
3 |
+ |
|||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
5 |
+ |
+ |
+ |
|||||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
7 |
+ |
+ |
+ |
|||||
8 |
+ |
+ |
+ |
|||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
10 |
+ |
+ |
||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
12 |
+ |
|||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
15 |
+ |
+ |
+ |
|||||
16 |
+ |
+ |
||||||
17 |
+ |
+ |
||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
19 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
21 |
+ |
+ |
+ |
|||||
Сумма |
8 |
9 |
11 |
13 |
6 |
5 |
12 |
4 |
Как следует из таблицы, предполагаемая анкета “покрывает” должностные обязанности учителя при проведении учебного занятия, что свидетельствует о соответствии анкеты нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность учителя. Наиболее часто анкета проверяет использование приемов, методов и средств обучения, а также реализация прав обучаемых на получение полноценного образования в соответствии с уровнем их развития.
Соответствие анкеты признакам профессиональной компетентности представлено в следующей таблице, где выделено, пять признаков соответствия квалификации:
1) Владение методами, обеспечивающими вариативность образовательного пространства;
2) Владение элементарными методами и средствами педагогической диагностики;
3) Учет особенностей аудитории;
4) Развитие познавательной и коммуникативной культуры учащихся;
5) Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе, сохранение контингента учащихся.
№ пункта |
Признаки профессиональной компетентности |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
+ |
||||
2 |
+ |
||||
3 |
+ |
||||
4 |
+ |
+ |
+ |
||
5 |
+ |
+ |
|||
6 |
+ |
+ |
|||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
+ |
|||
14 |
+ |
+ |
+ |
||
15 |
+ |
||||
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
17 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
19 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
21 |
+ |
+ |
|||
Сумма |
16 |
8 |
14 |
13 |
15 |
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Четыре года школа работала по технологии В.Н. Зайцева, научного руководителя межрегиональной, экспериментально-технологической площадки “Преемственность”, “Диагностико-технологическое управление педагогическим процессом”. Работа школы была поставлена на диагностическую основу и проводилась по четвертям:
1 четверть – диагностика уровня техники чтения, письма, вычислений. Задача: восстановление общеучебных умений.
2 четверть – диагностика репродукций. Задача: совершенствование репродукции.
3 четверть – диагностика обученности. Задача: индивидуальная работа с хорошистами.
4 четверть – диагностика креативности. Задача: определение уровня творчества школьников.
В течение учебного года осуществляется мониторинг качества обучения:
Показатели |
Технология |
Сроки |
Ответственные |
Выход |
Уровень сформированности обязательных результатов обучения |
Посещение уроков по программам наблюдения. Административные контрольные работы, тесты, окружные, городские работы и т.д. Сравнительный анализ. |
В течение года по плану работы школы. |
Директор, заместитель директора по УВР, председатели М/О |
Справки, диаграммы, совещание при директоре, при завуче, педагогический совет (анализ итогов года) |
Качество знаний учащихся |
Государственные экзамены Олимпиады, конкурсы
Сравнительный анализ итогов года по предметам с результатами прошлых лет |
Зимняя и летняя экзаменационные сессии В течение года
Конец года |
Заместитель директора по УВР Председатели М/О, зам.директора по УВР, ВР Председатели М/О, зам.директора по УВР |
Педагогический совет (анализ итогов года) Совещание при директоре (справка) Анализ итогов года |
Общая и качественная успеваемость |
Отчеты учителей по итогам четверти и года. Сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет. Сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет по классам |
Конец четверти, года Июнь
Июнь |
Заместитель директора по УВР |
Педагогический совет (вправка) Педагогический совет (анализ итогов года) |
Степень готовности выпускников основной школы к продолжению образования |
Классно-обобщающий контроль (срезы знаний по всем предметам, анкетирование, тестирование, собеседование) |
По плану работы школы |
Заместитель директора по УВР + группа контроля |
Совещание при директоре (справка) |
Степень готовности выпускников основной и средней школы к итоговой аттестации |
Посещение уроков Анкетирование Предварительный контроль Проверка документации |
В течение года Март – апрель Апрель Апрель – май |
Заместитель директора по УВР |
|
Степень готовности выпускников начальной школы к обучению на второй ступени обучения |
Посещение уроков, срезовые работы, тесты, собеседование |
Январь – май Сентябрь |
Заместитель директора по УВР, председатели М/О |
Малый педсовет (справка) |
Устройство выпускников |
Сопоставительный анализ поступления в колледжи, высшие учебные заведения |
Август – сентябрь |
Директор |
Педагогический совет (справка) |
В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку и математике в виде административных контрольных работ:
– стартовый (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;
– промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;
– итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживании динамики их обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.
Кроме того, проводятся срезы знаний по предметам углубленного цикла.
Предварительный контроль готовности к итоговой аттестации проводится в форме зимней зачетной сессии.
Одним из главных статистических показателей являются результаты итогового контроля. Для итогового контроля знаний проводятся традиционные формы: учащиеся 5–6 классов пишут итоговые контрольные работы по русскому языку и математике. Учащиеся 7–8, 10 классов сдают два переводных экзамена по предметам, утвержденным педагогическим советом школы.
Для выявления тенденций и постановки целей учебно-воспитательного процесса используются сравнительные анализы за три года.
Учебный год |
Успеваемость |
Успешность (качество) |
||||
Начальная школа |
Основная и средняя школа |
По школе |
Начальная школа |
Основная и средняя школа |
По школе |
|
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наряду с обучением немаловажными показателями будет уровень внеурочной воспитательной работы школы. Накоплен банк данных по диагностикам:
- уровня воспитанности;
- уровня развития коллектива;
- изучения удовлетворительности учащихся школьной жизнью;
- удовлетворенности родителей работой ОУ;
- уровня этического воспитания.
Тест “Размышляем о жизненном
опыте”
(составлен доктором педагогических наук Н.Е.
Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву “ю” - юноша, “д” - девушка).
Предварительно подготавливаются листы для более удобного подсчета результатов.
Номер |
Буква ответа |
||
а |
б |
в |
|
1 2 3 |
* |
* |
* |
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздывайте в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного;
7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Какой из трех предложенный видов путешествия Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради общего дела. Что делаете?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пес с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: “Есть важное дело. Надо”. Как реагируете?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
а) самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты в магазине “Кулинария”;
в) пригласить гостей на кофе.
22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
25. Когда наступает новый год, о чем чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна.
27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-то отберу.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
а) да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.