ЦЕЛИ УРОКА:
- Обобщение полученных знаний и умений по теме
“Логарифмы”:
а) проверка усвоения знаний по данной теме;
б) выработка умений и навыков по их закреплению. - Отработка навыков самоконтроля с целью подготовки к аттестационным и абитуриентским экзаменам.
- Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при решении логарифмических неравенств.
ТИП УРОКА: Урок-обобщение. Урок-практикум.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал:
- тесты по теме;
- карточки для разноуровневой самостоятельной работы.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: фронтальный опрос, практический, индуктивный, проблемно-поисковый метод самостоятельной работы.
ПЛАН УРОКА (2 часа).
- Организация на урок /5 минут/.
- Повторение пройденного:
а) устная работа (фронтально) / 7–8 минут/,
б) совместная работа учащихся и учителя (решение неравенств в тетрадях и у доски с последующей проверкой) /5–7 минут/. - Работа учащихся с тестами (самостоятельно) /20 минут/.
- Проверка тестов, краткий анализ работ /3 минуты/.
- Подготовка к экзаменам (аттестационным и
абитуриентским):
а) разбор неравенств, решения которых заранее написаны учителем на доске и решаемого учеником /8 минут/,
б) самостоятельная работа учащихся (по карточкам разного уровня сложности) /27 минут/. - Итог урока, выставление оценок /2 минуты/.
ХОД УРОКА.
1. Организация на урок.
Сообщение цели урока, краткий план урока.
2. Устная работа.
Для того, чтобы решать логарифмические неравенства, следует повторить необходимые для этого теоретические сведения:
а) Дайте определение логарифма числа в по основанию а.
б) Запишите на доске основное логарифмическое тождество.
Используя тождество, вычислите устно: 31 + log32
в) Сформулируйте основные логарифмические тождества. Запишите их на доске.
Вычислите устно, используя данные свойства:
- log21/16
- log154 + log155
- lg1800 – lg18
г) Запишите формулу перехода от одного основания логарифма к другому основанию.
Замените log5х на десятичный логарифм.
д) Функцию какого вида называют логарифмической?
При каких условиях функция возрастает? Убывает?
Какова область определения логарифмической функции?
Найдите область определения функции:
y = log7(x + 4),
у = log2( - 2x ),
у = lg (x2 – 4 ).
е) Для чего необходимо знать область определения и условия возрастания и убывания логарифмической функции?
3. Совместная работа учащихся и учителя.
Решение неравенств у доски и в тетрадях:
1-й ряд: log2(2x – 1) ? log2(3x + 4)
2-й ряд: log0,2(3x – 4) > - 1
3-й ряд: log3(2x + 3) + log1/3(x – 1) ? 0
4. Самостоятельная работа учащихся – тесты (варианты различные).
5. Проверка выполнения тестов на оценку (на перемене)
6. Анализ выполнения тестов (кратко)
7. Решение неравенств на доске сильными учениками с последующим разбором:
log1/v1,1 (x2 + 4x) >= log10/111/2 21
log9 x2 + log32 (- x) < 2
8. Разбор решения неравенств, заранее решённых учителем и записанных на доске:
< 0
9. Самостоятельная работа по карточкам разного уровня трудности.
– Сейчас каждый ученик заработает ещё одну оценку за урок.
Оценка будет зависеть от количества решённых неравенств. Чтобы получить оценку “пять”, необходимо решить пять неравенств. Помните, что каждая следующая карточка – сложнее предыдущей.
/Каждая решённая карточка отмечается учителем, поэтому оценки выставляются сразу по окончании урока./
10. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Март 2002 года.
ОБРАЗЕЦ:
Решённых на доске учителем неравенств:
< 0
Решение. Исходное неравенство эквивалентно совокупности двух систем неравенств:
Изсбразим полученные множества системы б) на числовой оси:
Из рисунка видно, что решение последней системы есть множество х, принадлежащих объединению промежутков: ( - ; 0) (4; ).
Объединяя найденные решения, получаем ответ:
( - ; 0) (0; 1) (1; 2) (4; )
ОБРАЗЕЦ:
- Тест. Вариант 5.
- Найдите область определения функции:
- Решите неравенство:
- Решите неравенство:
- Найдите количество целых решений неравенства:
- Решите неравенство:
- Решите неравенство:
- Самостоятельная работа.
y = log1/3 (3x + 4)
а) (4/3;) б) ( - ;4/3) в) ( - ;-4/3) г) (-4/3;)
log3 (2 + 2x) >= log3 (3x – 1)
а) [1/3;3) б) (1/3;) в) (1/3;3] г) ( -;3]
log1/3 (3x – 1) > -1
а) [ 1/3;) б) (1/3;11/3) в) ( - ;11/3) г) (1/3;)
log1/4 (3x + 16) < log1/4 (4x + 9)
а) 9 б) 15 в) 18 г) 21
log1/3 log4 (x2 – 5) > 0
а) (-3;-) (;3) б) (-3;3)
в) (-;-3) (3;) г) (-;)
(x – 9) / (log3 (x – 6) > 0)
а) (6;7) (9;) б) (9;)
в) (6;7] (9;) г) (6;7)
КАРТОЧКА № 1 – 1. Найдите значение выражения: log3 log4 9 |
КАРТОЧКА № 1 – 7. Найдите значение выражения: (3 log7 3 – log7 27) : (log7 3 + log7 9) |
КАРТОЧКА № 2 – 8. Решите неравенство: log3 (x2 + 2x + 12) <= 3 |
КАРТОЧКА № 2 – 11. Решите неравенство: log0,1 (7x + 3) > -1 |
КАРТОЧКА № 3 – 2. Решите неравенство: log3 (x + 7) < log3 ( 5 – x) + log3 (3 – x) |
КАРТОЧКА № 3 – 14. Решите неравенство: log0,5 (4 – x) >= 2 log0,5 3 + log0,51 1 |
КАРТОЧКА № 4 – 4. Решите неравенство: (x – 2) log4 (x + 3) >= 0 |
КАРТОЧКА № 4 – 16. Решите неравенство: 2 logx 36 + log6 (x + 1) <= 1 |
КАРТОЧКА № 5 – 3. Решите неравенство: log|x |– 2 |x – 3| <= 0 |
КАРТОЧКА № 5 – 8. Решите неравенство: log1/3 x > logx 3 – 52 |