В настоящее время внедрение микропроцессорной техники и ЭВМ в образовательный процесс и управление образованием в ОУ стало не только необходимостью, но и реальностью. Потребность человека в информации возрастает с каждым днем. Мы должны уметь быстро её получать, отбирать, хранить. К сожалению, головной мозг человека не может уже самостоятельно справиться с возросшим потоком информации. На помощь человеку приходит современный компьютер, способный производить многие манипуляции с информацией. Не используя такие возможности на практике, человек не может избавиться от ручного труда, который отнимает много времени и сил.
Заместителю директора во УВР приходится работать с очень большим объёмом информации: списочным составом классов, преподавателей, отчетами успеваемости, посещаемости занятий учащимися, отчетами за четверть( год) преподавателей и т.д.
Для работы заместителю директора нужна собственная папка, созданная и хранящаяся в памяти компьютера, в ней должна накапливаться отчетная документация и присутствовать база данных на учителей и учащихся.
В папку завуча можно внести отчёт учителей-предметников за четверть и готовые отчёты каждого учителя, на основании которых можно провести мониторинг качества образовательного процесса и составить сводный отчёт :
- об успеваемости учащихся за четверть;
- о прохождении учебной программы каждым учителем.
Далее приводится подробное описание того, как это сделать.
Пример таблицы-заготовки отчета учителя:
Таблица 1.
Отчёт учителя-предметника за________________200_____-200_________учебного года |
|||||||||||||||
Учитель: | Предмет: | ||||||||||||||
Класс | Коли- |
ОЦЕНКИ |
Не атте- |
Н/а по |
Осво- |
% |
% успе- |
Количе- |
Причины |
Исполь- |
Экс- |
||||
“5” |
“4” |
“3” |
“2” |
нужно | дано |
||||||||||
По окончании каждой учебной четверти (или учебного года), завуч может распечатать такую таблицу с использованием текстового редактора и раздать её для заполнения педагогам.
При получении готовых, заполненных результатами, таблиц от преподавателей, заместитель директора очень быстро и разносторонне может данные сведения обработать с помощью персонального компьютера.
Существенным недостатком при вводе этих параметров в компьютер является то, что учителю приходится просчитывать % успеваемости и % качества знаний “вручную”.
Завучу можно использовать более удобное средство для обработки такого рода цифровой информации – табличный процессор Microsoft EXCEL попросту называемый “Электронными таблицами”. Этот редактор позволяет представлять информацию в табличном виде, определять нажатием одной клавиши сумму значений, производить расчёт величин по формулам, представлять цифры в обычном, процентном виде с заданной точностью, но, самое, на мой взгляд, важное – строить графики и диаграммы по значениям, содержащимся в ней.
Рассмотрим пример отчета учителя и методы работы с табличными значениями.
В таблице 2 представлены результаты, подготовленные учителем для завуча, который в свою очередь все данные должен перенести в программу “Электронные таблицы” EXCEL. Эта работа не потребует больших затрат времени, если заранее создать заготовку с заголовком таблицы в редакторе EXCEL и сохранить её в папке завуча на персональном компьютере.
Таблица 2.
Класс |
Количество |
ОЦЕНКИ |
Не аттес- товано |
Н/а по болезни |
% качества |
% успеваемости |
Количество |
||||
“5” |
“4” |
“3” |
“2” |
нужно |
дано |
||||||
7а |
30 |
2 |
14 |
12 |
1 |
1 |
0 |
16 |
14 |
||
7б |
31 |
7 |
14 |
10 |
0 |
0 |
0 |
16 |
14 |
||
8а |
28 |
3 |
10 |
14 |
0 |
0 |
1 |
16 |
14 |
||
8б |
26 |
2 |
9 |
14 |
0 |
1 |
0 |
16 |
14 |
||
9а |
31 |
2 |
5 |
24 |
0 |
0 |
0 |
16 |
15 |
||
9б |
28 |
0 |
7 |
19 |
0 |
0 |
2 |
16 |
15 |
||
10 |
27 |
1 |
13 |
13 |
0 |
0 |
0 |
51 |
46 |
||
11 |
25 |
2 |
14 |
8 |
1 |
0 |
0 |
51 |
45 |
Перенесённая в редактор EXCEL таблица, будет иметь такой же вид, но каждая колонка таблицы получит свое имя. Если начать построение таблицы с ячейки А1, то колонки таблицы, где в заголовке указаны “% качества знаний” и “% успеваемости” займут колонки I3 и J3. В эти ячейки таблицы (I3 и J3) нужно записать формулы для расчёта значений качества знаний и % успеваемости.
Для подсчёта % качества знаний нужно сложить количество “5” и “4” в ячейках С3 и D3 и разделить эту сумму на количество учащихся в ячейке В3.
Получится формула : =(С3+D3)/B3 . (Формулы всегда начинаются со знака =.)
Эту формулу надо записать латинскими буквами в ячейку I3.
В ячейку J3 надо записать формулу =(С3+D3+E3) / B3 . Это сумма всех успевающих, поделенная на общее количество человек в классе.
Затем надо воспользоваться режимом автозаполнения колонок I и J .
“Щелкнуть” мышкой в ячейке I3 и потянуть её, удерживая левую кнопку за черную точку в правом нижнем уголочке ячейки.
Вся колонка заполнится автоматически. Аналогично сделать и с ячейкой J3.
Цифры в колонках I и J сначала запишутся в общем(числовом) формате. Например:
Таблица 3.
% качества знаний |
% успеваемости |
0,5333 |
0,933333 |
0,6774 |
1 |
0,4643 |
0,964286 |
0,4231 |
0,961538 |
0,2258 |
1 |
0,25 |
0,928571 |
0,5185 |
1 |
0,64 |
0,96 |
Их нужно представить в процентном виде, для чего обе ячейки выделяются, левой кнопкой мыши и нажав правую кнопку выбирается закладка “Формат ячеек”, затем “Процентный”, затем число десятичных знаков (в нашем случае 0) и нажать “Ok”.
Фрагмент получившейся таблицы на рисунке 1.
Рисунок 1.
Теперь по этим данным можно построить разные диаграммы, используя функцию “Мастер диаграмм” данной таблицы. Это значок , расположенный на верхней части экрана, на панели инструментов “Стандартная”. Но, прежде всего, надо выделить те данные таблицы, по которым диаграмма будет построена. На рисунке 2 показана диаграмма “ % качества знаний”, построенная с использованием этого мастера.
На рисунке 3 представлена диаграмма по другим данным из таблицы.
Здесь видно в сравнении, насколько выполнена программа по предмету в каждом классе.
Рисунок 3.
Использовать редактор MS EXCEL, можно, например, для подготовки отчета по успеваемости учащихся школы в целом за четверть (год). Например:
Таблица 4.
Класс |
Количество учащихся |
Успеваемость % |
"4" и "5" |
% качества знаний |
Не успевают (чел.) |
% неуспевающих |
1а |
16 |
- |
- |
- |
- |
- |
1б |
17 |
- |
- |
- |
- |
- |
2а |
19 |
100% |
12 |
63% |
0 |
0% |
2б |
16 |
100% |
8 |
50% |
0 |
0% |
3а |
19 |
100% |
12 |
63% |
0 |
0% |
3б |
24 |
100% |
12 |
50% |
0 |
0% |
5а |
21 |
100% |
12 |
57% |
0 |
0% |
5б |
19 |
100% |
11 |
58% |
0 |
0% |
6а |
25 |
100% |
7 |
28% |
0 |
0% |
6б |
22 |
100% |
5 |
23% |
0 |
0% |
7а |
32 |
94% |
3 |
9% |
2 |
6% |
7б |
30 |
97% |
11 |
37% |
1 |
3% |
8а |
28 |
100% |
10 |
36% |
0 |
0% |
8б |
26 |
88% |
4 |
15% |
3 |
12% |
9а |
31 |
94% |
1 |
3% |
2 |
6% |
9б |
28 |
68% |
3 |
11% |
9 |
32% |
10 |
27 |
100% |
7 |
26% |
0 |
0% |
11 |
26 |
100% |
5 |
19% |
0 |
0% |
Примечание: Учащиеся первых классов работают по “безотметочной” системе.
Принцип заполнения таблицы и построения диаграмм аналогичный.
На рис. 4, 5 представлены варианты диаграмм.
В Microsoft Excel имеется удобная возможность рассчитывать сумму, среднее значение и т.д., используя которую по данным таблицы 4 можно быстро рассчитать:
- общее количество учащихся в школе;
- средние значения процента успеваемости (неуспеваемости) и качества знаний.
Для нашего случая, рассмотренного в таблице 4, получатся данные, приведенные в таблице 5.
Таблица 5.
Всего учащихся |
Средний % успеваемости |
Хорошистов и отличников |
Средний % хорошистов и отличников |
Неуспевающих |
Средний % неуспевающих |
426 |
96% |
123 |
34 % |
17 |
4% |
Примеры диаграмм по данным таблицы 5 представлены на рисунках 6,7.
Диаграммы можно строить не обязательно столбиковые (гистограммы), но и , например, круговые. Такие диаграммы дадут представление о качестве преподавания предметов в учебном заведении.
Рекомендуемая литература и справочная информация:
- Справочная система, встроенная в каждое приложение MS OFFICE (Word, Excel, Power Point, Access) на компьютере.
- Апатова Н.В. Информационная технология в школьном образовании. – М.: Просвещение, 1994
- Глушаков С.В. , Мельников И.В. Персональный компьютер. Учебный курс. – Харьков: Фолио; М.:ООО” Издательство АСТ”, 2000
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 920 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М: Школа-пресс., 1994