Использование современных компьютерных технологий в работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время внедрение микропроцессорной техники и ЭВМ в образовательный процесс и управление образованием в ОУ стало не только необходимостью, но и реальностью. Потребность человека в информации возрастает с каждым днем. Мы должны уметь быстро её получать, отбирать, хранить. К сожалению, головной мозг человека не может уже самостоятельно справиться с возросшим потоком информации. На помощь человеку приходит современный компьютер, способный производить многие манипуляции с информацией. Не используя такие возможности на практике, человек не может избавиться от ручного труда, который отнимает много времени и сил.

Заместителю директора во УВР приходится работать с очень большим объёмом информации: списочным составом классов, преподавателей, отчетами успеваемости, посещаемости занятий учащимися, отчетами за четверть( год) преподавателей и т.д.

Для работы заместителю директора нужна собственная папка, созданная и хранящаяся в памяти компьютера, в ней должна накапливаться отчетная документация и присутствовать база данных на учителей и учащихся.

В папку завуча можно внести отчёт учителей-предметников за четверть и готовые отчёты каждого учителя, на основании которых можно провести мониторинг качества образовательного процесса и составить сводный отчёт :

  • об успеваемости учащихся за четверть;
  • о прохождении учебной программы каждым учителем.

Далее приводится подробное описание того, как это сделать.

Пример таблицы-заготовки отчета учителя:

Таблица 1.

Отчёт учителя-предметника за________________200_____-200_________учебного года

Учитель: Предмет:
Класс

Коли-
чество
уча-
щихся

ОЦЕНКИ

Не атте-
сто-
вано

Н/а по
боле-
зни

Осво-
бож-
дено

%
каче-
ства
зна-
ний

% успе-
вае-
мости

Количе-
ство
прове-
дённых
часов

Причины
невыпол-
нения
программы

Исполь-
зование
ТСО

Экс-
кур-
сии

“5”

“4”

“3”

“2”

нужно

дано

                               

По окончании каждой учебной четверти (или учебного года), завуч может распечатать такую таблицу с использованием текстового редактора и раздать её для заполнения педагогам.

При получении готовых, заполненных результатами, таблиц от преподавателей, заместитель директора очень быстро и разносторонне может данные сведения обработать с помощью персонального компьютера.

Существенным недостатком при вводе этих параметров в компьютер является то, что учителю приходится просчитывать % успеваемости и % качества знаний “вручную”.

Завучу можно использовать более удобное средство для обработки такого рода цифровой информации – табличный процессор Microsoft EXCEL попросту называемый “Электронными таблицами”. Этот редактор позволяет представлять информацию в табличном виде, определять нажатием одной клавиши сумму значений, производить расчёт величин по формулам, представлять цифры в обычном, процентном виде с заданной точностью, но, самое, на мой взгляд, важное – строить графики и диаграммы по значениям, содержащимся в ней.

Рассмотрим пример отчета учителя и методы работы с табличными значениями.

В таблице 2 представлены результаты, подготовленные учителем для завуча, который в свою очередь все данные должен перенести в программу “Электронные таблицы” EXCEL. Эта работа не потребует больших затрат времени, если заранее создать заготовку с заголовком таблицы в редакторе EXCEL и сохранить её в папке завуча на персональном компьютере.

Таблица 2.

Класс

Количество
учащихся

ОЦЕНКИ

Не аттес-

товано

Н/а по

болезни

% качества
знаний

% успеваемости

Количество
проведённых часов

“5”

“4”

“3”

“2”

нужно

дано

30

2

14

12

1

1

0

   

16

14

31

7

14

10

0

0

0

   

16

14

28

3

10

14

0

0

1

   

16

14

26

2

9

14

0

1

0

   

16

14

31

2

5

24

0

0

0

   

16

15

28

0

7

19

0

0

2

   

16

15

10

27

1

13

13

0

0

0

   

51

46

11

25

2

14

8

1

0

0

   

51

45

Перенесённая в редактор EXCEL таблица, будет иметь такой же вид, но каждая колонка таблицы получит свое имя. Если начать построение таблицы с ячейки А1, то колонки таблицы, где в заголовке указаны “% качества знаний” и “% успеваемости” займут колонки I3 и J3. В эти ячейки таблицы (I3 и J3) нужно записать формулы для расчёта значений качества знаний и % успеваемости.

Для подсчёта % качества знаний нужно сложить количество “5” и “4” в ячейках С3 и D3 и разделить эту сумму на количество учащихся в ячейке В3.

Получится формула : =(С3+D3)/B3 . (Формулы всегда начинаются со знака =.)

Эту формулу надо записать латинскими буквами в ячейку I3.

В ячейку J3 надо записать формулу =(С3+D3+E3) / B3 . Это сумма всех успевающих, поделенная на общее количество человек в классе.

Затем надо воспользоваться режимом автозаполнения колонок I и J .

“Щелкнуть” мышкой в ячейке I3 и потянуть её, удерживая левую кнопку за черную точку в правом нижнем уголочке ячейки.

Вся колонка заполнится автоматически. Аналогично сделать и с ячейкой J3.

Цифры в колонках I и J сначала запишутся в общем(числовом) формате. Например:

Таблица 3.

% качества знаний

% успеваемости

0,5333

0,933333

0,6774

1

0,4643

0,964286

0,4231

0,961538

0,2258

1

0,25

0,928571

0,5185

1

0,64

0,96

Их нужно представить в процентном виде, для чего обе ячейки выделяются, левой кнопкой мыши и нажав правую кнопку выбирается закладка “Формат ячеек”, затем “Процентный”, затем число десятичных знаков (в нашем случае 0) и нажать “Ok”.

Фрагмент получившейся таблицы на рисунке 1.

Рисунок 1.

Теперь по этим данным можно построить разные диаграммы, используя функцию “Мастер диаграмм” данной таблицы. Это значок , расположенный на верхней части экрана, на панели инструментов “Стандартная”. Но, прежде всего, надо выделить те данные таблицы, по которым диаграмма будет построена. На рисунке 2 показана диаграмма “ % качества знаний”, построенная с использованием этого мастера.

На рисунке 3 представлена диаграмма по другим данным из таблицы.

Здесь видно в сравнении, насколько выполнена программа по предмету в каждом классе.

Рисунок 3.

Использовать редактор MS EXCEL, можно, например, для подготовки отчета по успеваемости учащихся школы в целом за четверть (год). Например:

Таблица 4.

Класс

Количество

учащихся

Успеваемость %

"4" и "5"

% качества знаний

Не успевают (чел.)

% неуспевающих

16

-

 -

-

-

-

17

-

 -

-

-

-

19

100%

 12

63%

0

0%

16

100%

8

50%

0

0%

19

100%

12

63%

0

0%

24

100%

12

50%

0

0%

21

100%

12

57%

0

0%

19

100%

11

58%

0

0%

25

100%

7

28%

0

0%

22

100%

5

23%

0

0%

32

94%

3

9%

2

6%

30

97%

11

37%

1

3%

28

100%

10

36%

0

0%

26

88%

4

15%

3

12%

31

94%

1

3%

2

6%

28

68%

3

11%

9

32%

10

27

100%

7

26%

0

0%

11

26

100%

5

19%

0

0%

Примечание: Учащиеся первых классов работают по “безотметочной” системе.

Принцип заполнения таблицы и построения диаграмм аналогичный.

На рис. 4, 5 представлены варианты диаграмм.

В Microsoft Excel имеется удобная возможность рассчитывать сумму, среднее значение и т.д., используя которую по данным таблицы 4 можно быстро рассчитать:

  • общее количество учащихся в школе;
  • средние значения процента успеваемости (неуспеваемости) и качества знаний.

Для нашего случая, рассмотренного в таблице 4, получатся данные, приведенные в таблице 5.

Таблица 5.

Всего учащихся

Средний % успеваемости

Хорошистов и отличников

Средний % хорошистов и отличников

Неуспевающих

Средний % неуспевающих

426

96%

123

34 %

17

4%

Примеры диаграмм по данным таблицы 5 представлены на рисунках 6,7.

Диаграммы можно строить не обязательно столбиковые (гистограммы), но и , например, круговые. Такие диаграммы дадут представление о качестве преподавания предметов в учебном заведении.

Рекомендуемая литература и справочная информация:

  1. Справочная система, встроенная в каждое приложение MS OFFICE (Word, Excel, Power Point, Access) на компьютере.
  2. Апатова Н.В. Информационная технология в школьном образовании. – М.: Просвещение, 1994
  3. Глушаков С.В. , Мельников И.В. Персональный компьютер. Учебный курс. – Харьков: Фолио; М.:ООО” Издательство АСТ”, 2000
  4. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 920 с.
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М: Школа-пресс., 1994