Открытый урок по геометрии в 8-м классе. Урок-зачет по теме: "Четырехугольники"

Разделы: Математика


Учитель. Тема нашего урока: урок-зачёт по теме «Четырёхугольники», который пройдёт в форме соревнования между двумя командами. В ходе урока мы систематизируем наши знания, вспомним определения, свойства, признаки, будем решать задачи, отгадывать кроссворды. Этот материал урока послужит многим в развитии интереса к геометрии.

I. Представление команд

Команда «РИТМ».

Девиз: «Решай, Ищи, Твори, Мысли»

Команда «Геометр».

Девиз:

Готовы бой принять мы смело
И свой девиз мы дарим вам:
Искать, решать, считать умело,
Ну, а победа – только нам!

II Разминка команд

Каждой команде предлагается кроссворд, в ходе отгадывания которого вспомните определения четырёхугольников, элементы четырёхугольников. Успех будет зависеть от каждого члена команды. (Рисунок 1)

По горизонтали:

  • 1. Четырёхугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
  • 2. Четырёхугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.
  • 3. Параллелограмм, у которого все углы прямые.
  • 4. Точки, из которых выходят стороны четырёхугольников.

По вертикали:

  • 5. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырёхугольника.
  • 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  • 7. Параллелограмм, у которого все стороны равны.
  • 8. Отрезок, соединяющий соседние вершины четырёхугольника.

img1.JPG (11456 bytes)

1. Прослушайте сказку, которая закончится вопросами. Кто первым и правильно ответит на них?

… Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте все отправимся в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём!» Все согласились. Рано утром все отправились в далёкое путешествие. На пути фигур встретилась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются, и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырёхугольников остались на берегу, а остальные благополучно переплыли и пошли дальше.

На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны.

Несколько путешественников остались у горы, остальные пошли дальше. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём.

Вопросы:

  • Кто стал королём? (квадрат)
  • Кто был основным его соперником? (прямоугольник)
  • Кто первым вышел из соревнования? (трапеция)

2. Из каждой команды по одному «архитектору». Каждый получает набор равнобедренных прямоугольных треугольников. Кто быстрее составит все возможные четырёхугольники.

3. Остальные по плакатам в парах решают задачи.

 

Угол ВАС равен 40°, угол САД равен 20°. Найти все остальные углы АВСД.

 

 

Плакат 1.

 

Угол BAD равен 10°. Найти все неизвестные углы.

Плакат 2.

 

Угол ВАС равен углу ACD, угол CAD равен АСВ. Доказать, что ABCD – параллелограмм

.

Плакат 3.

 

Найти стороны параллелограмма ABCD, если его периметр равен 24 см,

АВ:ВС= 2:1.

 

Плакат 4.

ЕРКМ – ромб. ЕК=5см, угол КЕМ равен 60°. Найти периметр ромба.

Плакат 5.

 

Найти стороны параллелограмма АВСД, если периметр равен 24 см, АВ=АД

.

Плакат 6.

 

АВСД – трапеция, ВС=ЕД. Доказать, что ВСДЕ – параллелограмм.

Плакат 7.

 

III. Домашнее задание.

Сейчас вы услышите рассказы, почему четырёхугольники так называются (учащиеся представляют заранее подготовленные сообщения)

1 ученик: Термин «параллелограмм» греческого происхождения и согласно Проклу, был введён Евклидом.

Понятие параллелограмма и некоторые его свойства были известны ещё пифагорейцам. В «Началах» Евклида доказывается следующая теорема:

в параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны, а диагональ разделяет его пополам. Евклид не упоминает о том, что точка пересечения диагоналей параллелограмма делит их пополам. Он не рассматривает ни прямоугольника, ни ромба. Полная теория параллелограмма была разработана к концу средних веков и появилась в учебниках лишь в XVII веке. Все теоремы о параллелограммах основываются непосредственно или косвенно на аксиоме параллельности Евклида.

Параллелограмм даёт определения прямоугольнику, ромбу; в жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ. В физике параллелограмм применяется при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующих сил.

2 ученик: Слово «ромб» тоже греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу. Ромб связывали первоначально с сечением, проведённым в обмотанном веретене. В «Началах» Евклида термин «ромб» встречается только один раз, свойства ромба вообще не изучаются.

Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитку в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.

3 ученик: Термин «квадрат»происходит от латинского слова – сделать четырёхугольным.

«Первый четырёхугольник, с которым познакомилась геометрия, был квадрат» писал Д. Д. Мордухай-Болтовский.

Трапеция – слово греческое, означавшее в древности «столик». Сравните трапеза, трапезная. В «Началах» термин «трапеция» применяется не в современном, а в другом смысле: любой четырёхугольник (не параллелограмм). «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посидония.

IV. Конкурс капитанов.

1. За одну минуту нарисовать человека, используя разные виды четырёхугольников.

2. Задание 1-ому капитану:

Каждую сторону ромба разделить на три равные части и через точки деления провести прямые, параллельные сторонам. Сколько ромбов получилось? (ответ – 14)

Задание 2-ому капитану:

Дан параллелограмм. Середины каждой пары его противолежащих сторон соединены отрезками. Сколько параллелограммов получилось? (ответ – 9)

V. Конкурс.

Тёмная лошадка.

Знаете ли вы меня- , хочу проверить.

Любую площадь я могу измерить.

Ведь у меня четыре стороны

И все они между собой равны.

И у меня равны все диагонали,

Углы мне они делят пополам и ими

На части равные разбит я сам. (Квадрат)

VI Вопросы команд друг другу

Чем отличается квадрат от ромба?

Чем отличается квадрат от прямоугольника?

VII Подведение итогов, награждение.