При планировании внеклассной работы, ставлю перед собой цель: вызвать интерес учащихся к предмету. Факультативы способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащегося, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащегося.
Данный факультатив провела в 9 классе после изучения темы, как повторительно-обобщающий, позволяющий не только обобщить и закрепить полученные знания. На это занятие приглашены 10 участников 7 класса, в котором я работаю (из них 2 содокладчика).
Тема: “Методы решения систем уравнений”.Тип урока – пресс-конференция.
Цели:
- поиск различных способов и методов решения систем уравнений, умение выступать перед аудиторией с подготовленными сообщениями.
- стимулирование творческого мышления нестандартными методами.
- обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме, приучать работе со справочной и дополнительной литературой.
- развитие математического мышления, взаимовыручки, взаимопомощи, умению вести культурную дискуссию, правильной математической речи.
- воспитание чувства ответственности.
Оборудование: плакаты, таблицы, схема, карточки - смотри Приложение 1
Председатель: учитель
Экспертная группа: учитель, родитель, ученик.
Повестка (план конференции):
- Сообщение 1. Из истории решения систем уравнения /Оглоблина О./ 9 класс
- Сообщение 2. Решение систем методом подстановки /Хохлов Д./ 9 класс
- Сообщение 3. Системы симметричных уравнений /Троянова К./ 9 класс
- Сообщение 4. Системы линейных уравнений с параметрами /Заблоцкий Н./ 7 класс
- Сообщение 5. Геометрические приемы решения систем уравнений /Кравец В./ 9 класс
- Сообщение 6. Метод Крамера или метод определителей /Трифонова Е./ 9 класс
Решение (Заключение)
Творческая работа – выпуск стенгазеты “Вести с конференции”
1 сообщение
Из истории решения систем уравнений.
Издавна применялось исключение неизвестных из линейных уравнений. В XVII - XVIII в.в. приемы исключения разрабатывали Ферма, Ньютон, Лейбниц, Эйлер, Безу, Лагранж (портреты находятся на стенде в кабинете).
В современной записи система двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет вид:
Решение этой системы выражается формулами
Благодаря методу координат, созданному в XVII в. Ферма и Декартом, стало возможным решать системы уравнений графически.
В древневавилонских текстах, написанных в III – II тысячелетиях до н.э., содержится немало задач, решаемых с помощью составления систем уравнений, в которые входят и уравнения второй степени. Например, Задача № 20. Площади двух своих квадратов я сложил: 25. Сторона второго квадрата равна стороны первого и еще 5. Соответствующая система уравнений в современной записи имеет вид:
Для решения системы (1) вавилонский автор возводит во втором уравнении у в квадрат, получаем у2 = х2 + х + 25,
подставив, получаем 1х2 + 6 х = , решая уравнение, находим х, затем у.
Диофант, который не имел обозначений для многих неизвестных, прилагал немало усилий для выбора неизвестного таким образом, чтобы свести решение системы к решению одного уравнения.
Задача 21. “Найти два натуральных числа, зная, что их сумма = 20, а сумма их квадратов 208”.
Задачу так же решали составлением системы уравнений,
но решал Диофант, выбирая в качестве неизвестного половину разности искомых чисел, т.е.
Далее
x2 + y2 = (z + 10)2 + (10 – z)2 = 2z2 + 200, а по условию =208
2z2 + 200 = 208
z = ± 2 z = - 2- не уд. услов. задачи
поэтому, если z = 2 x = 12, а у = 8.
2 сообщение
Решение систем методом подстановки.
С системами уравнений мы познакомились в курсе алгебры 7-го класса, но это были системы специального вида – системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Алгоритм, который был выработан в 7 классе, вполне пригоден для решения систем любых двух уравнений с двумя переменными х и у.
- Выразить у через х из одного уравнения системы.
- Подставить полученное выражение вместо у в другое уравнение системы.
- Решить полученное уравнение относительно х.
- Подставить поочередно каждый из найденных на 3 шаге корней уравнения вместо х в выражение у через х, полученное на первом шаге.
- Записать ответ в виде пар значений (х;у).
Покажу как работает этот метод при решении более сложных систем. /Кравец В./
х2 – ху – 2у2 = 0
решим полученное уравнение относительно х
Д = у2 - 4•1 (- 2у2) = 9у2 , = 3 | y |
3 сообщение
Решение систем симметрических уравнений.
1)
Существует универсальный метод решения: вводится подстановка
Преобразуем первое уравнение системы, прибавив к обеим частям ху
х2 + ху + ху + у2 = 4 + ху
х2 + 2ху + у2 = 4 + ху
( х + у)2 = 4 + ху
Получим систему
Применим универсальную подстановку
Рассмотрим решение еще одной системы
( х + у)5 = х5 + 5х4у + 10х3у2 + 10х2у3 + 5ху4 + у5 = ( х5 + у5) + 5ху (х3 + у3) + 10х2у2(х + у)
х3 + у3 = ( х + у)3 – 3ху ( х + у), используем формулу (2)
55 = 275 + 5z • 53 – 15z2 •5 + 10z2 + 5 / : 25
53 = 11 + 25z – 3z2 + 2z2, z2 – 25z + 114 = 0
Д = 169, z1 = 19 z2 = 6
4 докладчик
Системы линейных уравнений с параметром
Напомню на примерах три случая:
а) когда коэффициенты при х и у не пропорциональны
б) когда коэффициенты все пропорциональны
в) коэффициенты при х пропорциональны коэффициентам при у, но не пропорциональны свободным членам.
Эти знания необходимы при решении следующих заданий:
*Определите все значения параметра а, при которых система уравнений
Решение
5 сообщение
Геометрический прием решения систем уравнений
Решение
По теореме обратной теореме Пифагора, из уравнения х2 + у2 =32 , числа х и у являются катетами АBD ( D – прямой) с гипотенузой АВ = 3.
Рассматривая второе уравнение у2 + z2 = 16, построим BDC, где у и z – катеты, а ВС = 4 – гипотенуза.
Третье уравнение y2 = xz подсказывает, что число у есть среднее пропорциональное чисел х и z.
По теореме обратной теореме о пропорциональных отрезках АВС = 900
АС = ( х + z ) = = 5,
Тогда AB2 = AD • AC, 9 = х • 5, х =
BC2 = DC • AC, 16 = z • 5, z =
BD2 = y2 = x • z =·
BD = = y.
Такой прием дает потерю корней, легко убедиться,
что х = ± 9/5; у = ± 12/5; z = ± 16/5.
Для данной системы задания могут быть и другие.
Например, чему равно значение выражения
ху + уz ; х + у + z; х + у; х + z;
6 сообщение
Метод Крамера
Система вида называется системой двух линейных уравнений с двумя неизвестными, где а1; а2; в1; в2; с1 и с2 – числа. И а12 + в12 ? 0 а22 + в22 ? 0.
Одним из основных методов решения данной системы является метод Крамера или метод определителей. По коэффициентам данной системы составляем три определителя: (главный), х – определитель неизвестного х; у – определитель неизвестного у.
* Решить систему
*Найдите все значения параметра b, при которых система имеет единственное решение
Творческая работа по карточкам взаимотренажера “Рисуем координатами”.
Решите системы и постройте фигуру по координатам.
Конференция закончилась. Я верю, что у вас появилось желание попробовать свои силы в решении систем. Возьмите задания и приступайте к творческой работе.
А теперь наступило время оформить следующий выпуск математический газеты “Вести с конференции”.
Список литературы
1. Г.И. Глейзер “История математики в школе”
2. И.Я. Депман “За страницами учебника алгебры”
3. М.Л. Галицкий А.М.Гольдман “Сборник задач по алгебре 8-9”
4. А.Г. Мордкович “Алгебра 9”. “Алгебра 7”
5. Ю.Н. Макарычев “Алгебра 9”. “Алгебра 7”