Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме "Сложносочиненное предложение"(русский язык, 9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока: обобщение, систематизация, углубление сведений о сложносочиненном предложении, отработка навыков постановки знаков препинания в ССП, навыков устной и письменной монологической речи, умение работать в группе.

 Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданием, рабочие карты урока.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, постановка задач для каждого этапа урока

II. Фронтальный опрос по теме урока

Выявляется степень усвоения материала, обрабатываются навыки логического мышления, устной монологической речи.

1) Какие признаки, характеризующие ССП, вы можете назвать?

  • предикативные части не зависят друг от друга, от одной части нельзя задать вопрос к другой, они связаны сочинительной связью;
  • хотя предикативные части самостоятельны, они составляют единое смысловое целое, одно предложение;
  • связь предикативных частей с ССП осуществляются с помощью сочинительных союзов и интонации: голос повышается в конце I части, а понижается в конце всего предложения;
  • в ССП могут быть использованы дополнительные средства связи: общий второстепенный член, общее придаточное предложение, употребление слов, требующих пояснения;

2) Какие смысловые отношения существуют между предикативными частями ССП? С помощью каких союзов могут быть выражены эти отношения?

  • последовательность событий ( соединит. союзы )

Наступила осень, и птицы улетели.

  • одновременность протекания событий

Ласточки летали, и грачи мелькали…

  • причинно-следственные отношения

У меня заболело горло, и я не пойду гулять.

  • присоединительное значение

Все побежали, и я побежал.

  • противопоставление ( противит. союзы )
  • чередование событий или их взаимодействие ( разделит. союзы )

То льет дождь, то солнце свети.

Или мы идем в кино, или нужно сдать билеты.

III. Практикум

Настало время посмотреть, насколько вы научились применять свои знания на практике. Перед вами на экране – разложенные предложения, выберите предложения, объединенные одной темой, и запишите их в нужной последовательности. У вас должен получится текст. Оставшиеся предложения нам пригодятся – на их примере мы вспомним пунктуация в ССП.

Начинаем конструировать текст. Те, кто быстро и правильно справятся с этой работой, станут лидерами групп на следующем этапе нашей работы.

IV. Групповая работа

Конструирование текста.

1. Он знак подаст и все хохоч...т.

2. Когда сходились лицеисты за порогом ост...влялось все и встреча их каждый раз становилась возвр...щением сбережен(н)ой молодости.

3. Как здесь красиво и как легко дышит(ь)ся!

4. ,,Самостоянье человека – залог величия его”, - скажет поз...нее Пушкин.

5. По-видимому он растерялся и мысли его сбились.

6. Пушкин написал много горьких слов о дружбе, но н...когда н...какого упрека не раздалось в адрес лицейских товарищей.

7. Издалека дон...сился протяжный крик (не)уснувшей с вечера птицы или разд...вался (не)определен(н)ый звук похожий на ш...пот.

8. В каждом из них было воспитан(н)о чу...ство личного достоинства чу...ство дружбы родства и братства.

9. Который час и сколько еще до рас(с)вета?

10. Из Лицея начало такого самостоянья почти все лицеисты вынесли и через всю жизнь свою пронесли.

Итак, вы справились с заданием. Перед вами отрывок из статьи советского литературоведа Н.Н. Скатова ,,Прекрасен наш союз”. Работаем по группам. В каждой группе есть лидер, координирующий деятельность уч-ся. Для вас это возможность проявить себя, приобрести навыки совместной работы, это и хороший речевой тренинг.

Готовя ответы, пользуйтесь материалом учебника, делайте записи в тетради. Заполните карту урока, оценив свой вклад в общее дело, а группа, в свою очередь, оценит усилия, которые вы приложили.

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ГРУППАМ

№ 1.

1).Докажите, что данные предложения являются текстом.

2).Укажите средства и способ связи предложений в тексте.

3).Творческая работа (по выбору учащихся):

- сочинение-миниатюра “ Самостоянье человека – залог величия его” (не более 5-6 предложений);

придумать собственный афоризм, отражающий Ваше отношение к проблеме становления личности;

 №2.

1). Докажите, что данные предложения являются частью более крупного текста.

2).Какое слово или сочетание слов отражает идейное содержание текста?

3).Творческая работа (по выбору учащихся):

  • сочинение-миниатюра “ Самостоянье человека – залог величия его” (не более 5-6 предложений);
  • придумать собственный афоризм, отражающий ваше отношение к проблеме становления личности;

 № 3.

1).Определите стиль речи, тип речи.

2).Языковые особенности этого типа речи, сфера употребления.

3).Творческая работа ( по выбору учащихся):

  • сочинение-миниатюра “ Самостоянье человека – залог величия его” ( не более 5-6 предложений );
  • придумать собственный афоризм, отражающийВаше отношение к проблеме становления личности.

№4.

1). Выделите орфограммы, объясните их.

2). Найдите в тексте сложносочиненные предложения, выполните синтаксический разбор этих предложений.

3). Творческая работа ( по выбору учащихся ):

  • сочинение-миниатюра “ Самостоянье человека – залог величия его” ( не более 5-6 предложений );
  • придумать собственный афоризм, отражающий ваше отношение к проблеме становления личности.

V. Выступление групп ( 3 – 4 мин каждой )

VI. Подведение итогов урока

. Рефлексия.

Домашнее задание.