На основании методического письма МО РФ “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения” и рекомендаций управления образования, в течение ряда последних лет в образовательных учреждениях города не выставляются цифровые эквиваленты отметок по учебным дисциплинам учащимся 1 классов. Это внесло ряд проблем в систему отслеживания результативности обучения учащихся 1 классов.
Решая данные проблемы, в нашей школе было разработано, утверждено и введено в действие Положение о системе оценивания учебных достижений учащихся 1 классов в условиях безотметочного обучения, целью которого является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития учащихся.
На основании положения результаты обучения фиксируются и систематизируются учителями в специально разработанных технологических картах. Такие карты составлены согласно программам обучения на каждую учебную четверть по каждому предмету. От четверти к четверти дублируются дидактические единицы с целью отслеживания динамики обученности каждого ребёнка.
Для отслеживания учебных достижений мы выделили 4 уровня: 1 – не усвоен программный минимум, 2 – усвоен программный уровень, 3 – уровень знаний полностью соответствует программе, 4 – уровень знаний выше требуемой программы. Чтобы исключить субъективный фактор при отслеживании результативности обучения нами разработана ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней обученности учащихся 1 классов в условиях безотметочного обучения по каждому предмету.
Базовыми словами в данной диагностической программе являются для: 1 уровня – не различает, не запоминает, не понимает; 2 уровня – различает, запоминает, воспроизводит; 3 уровня – понимает, применяет (сформированы умения и навыки); 4 уровня – творчество, перенос в новую ситуацию.
По итогам четверти учитель заполняет листок достижений учащегося. Он является очень информативным для родителей.
Также у нас разработаны формы отчётов отслеживания качества обучения по каждому классу в целом и по преподаваемым предметам в параллели.
Помимо отслеживания учебных достижений учащегося мы отслеживаем развитие каждого ребёнка и в других сферах жизнедеятельности. В 2004 году мы разработали, утвердили и ввели в действие Положение об организации и проведении мониторинговых исследованиях в 1 - 4 классах. Целью проведения мониторинговых исследований является обеспечение эффективного информационного отображения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития в рамках реализации личностного ориентированного подхода в обучении.
Нами приняты основные направления банка по мониторингу: картина здоровья, уровень жизненной защищённости и социальной адаптации. Уровень сформированности ОУУН учащихся, уровень сформированности воспитанности черт характера, уровень развития личности в психологическом аспекте.
Мониторинг проводится ежегодно на уровне классного руководителя, соруководителя МО в параллели, руководителя МО. Руководство мониторингом осуществляет заместитель директора.
По каждому направлению мониторинга разработаны ориентировочные минимальные диагностические программы изучения с целью объективного определения уровней развития заявленных качеств.
Результаты мониторинга фиксируются в листках достижений каждого ученика и в учётных формах, разработанных для каждого уровня и по каждому направлению мониторинга.
Хочу ещё раз акцентировать ваше внимание, что проведение мониторинга позволяет:
- Конкретизировать и систематизировать работу на всех уровнях (кл. руководителя, руководителя МО, зам. директора)
- Помогает осуществить проблемный анализ.
- Помогает ставить реальные цели
- Помогает составлять план работы школы, МО, программу развития образовательного учреждения.
- Благодаря мониторингу формируется банк данных.
- Оттачивается профессионализм педагогов и администрации.
- Мониторинг играет большую информативную роль.
- Помогает решить одну из актуальных проблем современного образования – индивидуальный подход в рамках личностно ориентированного образования.
Надо отметить, что данная работа объёмна и трудоёмка, и я благодарна коллегам за понимание, работоспособность и профессионализм. В настоящее время наш педагогический коллектив находится в состоянии творческого эксперимента: мы пробуем, анализируем, ищем, изменяем, снова пробуем.