Внеклассная работа по математике "Неделя математики"

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в училище. Материал для художественной и занимательной части можно найти в книгах:

  1. Балх М.Б., Балх Г.Д. “Математика после уроков”
  2. Шустеф Ф.М. “Материал для внеклассной работы по математике”
  3. Мартин Гартнер “Математические досуги”
  4. Игнатьев Е.А. “В царстве смекалки”
  5. Мазаник А.А. “Реши сам”
  6. Боховитанов В.Н. и др. “Твое свободное время”
  7. Остер Г. “Математика”
  8. Остер Г. “Физика”

Предметная неделя по математике проводится в клубе, в кабинетах и в столовой.

  • 1 день – открытие математической недели (клуб);
  • 2 день – математическая разминка (клуб), олимпиада по математике (кабинет);
  • 3 день – классные часы (кабинеты групп);
  • 4 день – математический вечер (столовая).

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Торжественная линейка, посвященная открытию недели математики

Доклад на тему: “Математика от древности до наших дней”

Несколько десятков лет назад была объявлена большая премия за сочинение на тему: “Как человек без математики жил”. Так и осталась премия не выданной, так как не нашлось человека, который мог бы жить без математики и т.д.

Выступление специалистов

МАТЕМАТИКА В АСТРОНОМИИ

Союз математики с астрономией сложился много столетий назад, однако, некоторые астрономические задачи раньше считались неразрешимыми из-за массы вычислений. Теперь им помогает решать ЭВМ. В 1955 году, например, с помощью ЭВМ. астрономы посчитали, где в данный момент должен находиться астероид Аталия, обнаруженный в 1903 году, а потом затерявшиеся в сонмище звёзд.

Легче найти булавку в стоге сена, чем такое миниатюрное небесное тело, коли ему удалось выскользнуть из поля зрения телескопов. Астрономы вряд ли смогли бы провести вычисления, необходимые для того, чтобы проследить путь Аталии, с помощью же ЭВМ. эта работа была выполнена без особых затруднений. Когда астрономы направили телескопы в указанный машиной пункт неба, они обнаружили потерянный астероид.

МАТЕМАТИКА В МЕТЕОРОЛОГИИ

Всем известно, что старые люди предсказывают погоду. Недаром даже в сводках погоды нет-нет, да и промелькнёт фраза со ссылкой на народные авторитеты “Такой погоды и старожилы не помнят” или “старожилы утверждают, что сорок лет назад…” Незаметно для себя они применяют методы математики, анализируя некоторые признаки, – “поясницу ломит, птицы летят у самой земли”.

Современные предсказывание погоды также анализируют “за” и “против”. Они вооружены ЭВМ. и математическими формулами. Но и они нередко ошибаются. Погоду нельзя предсказать абсолютно точно, по крайне мере, сейчас ЭВМ. обрабатывает поступающую информацию о давлении воздуха, воды, распределениb температуры и т. д. и на основании этого составляют черновую карту распределения давления. Но это ещё не прогноз погоды. Затем опытные метеорологи по данным этой карты рассчитывают, каковы наиболее вероятны в будущем max и min суточной температуры, направления и силы ветра, количество облаков и т. д.

МАТЕМАТИКА В ГЕОЛОГИИ

Наша Родина богата полезными ископаемыми: нефть, газ, уголь, цветные металлы. Всего не перечислить. Поиски продолжаются. А как искать? Ровными рядами расставить вышки, авось, повезёт, где-нибудь да брызнет нефтяной фонтан? Ясно, что это слишком дорого. Совсем недавно им на помощь пришли ЭВМ. Вначале землю прослушивали и простукивали геофизики, геохимики, анализируя воду, почву и даже растения и только тогда, когда собраны многочисленные данные и поставлен предварительный диагноз, можно приступать к прямому зондированию – глубокому бурению.

МАТЕМАТИКА В ХИМИИ

Благодаря достижениям математики и вычислительной техники, недавно возникла квантовая химия, которая изучает вопросы строения и реакционной способности химических соединений. С помощью ЭВМ можно проводить даже химические эксперименты без пробирок и колбочек, т.к. решив уравнения, машина даёт вам ответ, какое именно химическое соединение получится при взаимодействии исходных веществ. При этом бывают неожиданности. Так, например, ЭВМ утверждала, что при взаимодействии газообразного аммиака и хлористого водорода образуется газообразный хлористый аммоний. Химики привыкли к тому, что образуется твёрдый продукт, однако потом выяснилось, что правы и машина и химики.

МАТЕМАТИКА В БИОЛОГИИ

Долгое время биология и медицина были науками относительными. При наборе солдат во Франции записывали рост, цвет волос, вес и т. д. Сто лет регистрировали эти, вроде бы, случайные данные. Но вот появились вычислительные машины, и один из ученных решил с помощью математической статистики обработать эти данные. Посчитав на ЭВМ, он понял, что случайные признаки вовсе не случайные – неожиданно выяснилась закономерность – процент новобранцев-брюнетов из года в год снижается.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

В клубе для учащихся проводится математическая разминка.

ШУТОЧНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20).
  2. В бублике одна дырка, а в кренделе в 2 раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? 12 х 2 = 24, 24 – 7 = 17.
  3. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?
  4. Боксер, каратист, штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок? Нет.
  5. Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? 20 см.
  6. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? 48.
  7. На уроке математике в 7-й группе присутствовали учащиеся, у которых было 56 ушей, у учительницы на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока математики? 58.
  8. Площадь одного уха слона равна 10 000 кв.см. Узнай, в кв. м., площадь 2 ушей слона. 10 000 : 10 000 = 1 м2.
  9. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придется тебе еще лететь поневоле? 3 м.
  10. Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни? 24-5-16=3ч.
  11. Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта. 1936-1123=813.
  12. Голодный Вася съедает за 9 мин. 3 батончика, сытый Вася тратит на 3 бат. 15 мин. Насколько мин. быстрее управляется с одним батончиком голодный Вася?
  13. У младенца Кузи еще 4 зуба, а у его бабушки только 3. Сколько зубов у бабушки и внука?
  14. Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмурика. 5.
  15. У многодетного папы 10 детей 2/4 – девочки, 4/8 мальчики. Сколько девочек и мальчиков у папы.
  16. Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.
  17. У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?
  18. Длина одной третий сосиски 5 см. Узнай длину сосиски. Сколько см сосиски останется, если быстро откусить от этой сосиски две пятых ее части.

Конкурс групповых газет. Условия вывесить заранее.

Рубрики:

  1. Математическая жизнь в нашей стране. Доступное изложение ее достижений.
  2. Заметки по истории математики (небиографического характера), например, “как люди научились считать”, “как умножали в старину”, “квадратура круга” и др.
  3. Краткие сообщения интересных фактов по математике и её истории (под общими заголовками “Знаешь ли ты, что...” или “Известить ли тебя...”).
  4. Наш словарь (в живой форме объясняется смысл и происхождение какого-нибудь математического термина, например “цифра”, алгебра).
  5. Наш календарь. Очень краткое (одна – две фразы) сообщение по истории математики.
  6. Занимательные задачи.
  7. Математический юмор.
  8. Высказывание великих людей о математике.

Викторина

  1. За книгу заплатили рубль и ещё одна вторая стоимости книги. Сколько стоит книга?
  2. Из одной точки вылетели 3 ласточки, когда они будут в одной плоскости?
  3. какой город состоит из 101 имён?
  4. Как записать число 100 пятью единицами?
  5. Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую за сутки?
  6. Кому принадлежит высказывание “А всё – таки она вертится”
  7. Когда были впервые употреблены дроби?
  8. Кем была введена черта для дроби.
  9. Кем были предложены термин метр для обозначения единицы длины.
  10. Кто создал первую счётную машину?

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Классные часы по группам.

Темы раздать учащимся, они заранее готовят и читают не в своей группе.

ТЕМЫ:

  1. Как люди научились считать?
  2. Древние математики (Евклид, Фалес, Архимед).
  3. История математических символов.
  4. С. Ковалевская.
  5. Мир чисел.
  6. В царстве смекалки.
  7. Математики – участники Великой Отечественной войны.
  8. Геометрия на каждом шагу.
  9. Математика и романтика.

Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значительно повысить интерес учащихся к предмету, ведь, как известно, основной из причин плохой успеваемости является слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к математике.

Кроме углубления знаний программного материала внеклассные занятия развивают логическое мышление, пространственное воображение, смекалку.

РАДИОГАЗЕТА

Математика – одна из древнейших наук. Дать ее краткое определение просто невозможно, ведь человек научился считать намного раньше, чем писать. С арифметики, науке о числе, начинается знакомство с математикой.

Из родословной математики:

  • ХХ век до н. э. – первые сведения об арифметике из стран Древнего Востока.
  • VI век до н. э. – наиболее яркой личностью является Пифагор, который был ученым из Древней Греции.
  • Ш век до н. э. – Эвклид и Архимед. Начало буквенной алгебры.
  • IХ век н. э. – Трактат об индийском счете Мухаммеда Аль Хорезми “Десятичная позиционная система и нумерация”.
  • Около 900 г. – Абу-Камиллой описаны вычисления и измерения сторон 5 и 10-угольника.
  • ХШ век н. э. – Леонард Пизанский своим сочинением “Книга абака” – познакомил европейцев с достижениями математиков Востока. От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы пользуемся и позиционная система счисления; от Аль-Каши, работавшего в самаркандской обсерватории – десятичные дроби.
  • ХV век н. э. – вместе с изобретением книгопечатания появляются первые печатныекниги по математике. (Италия).
  • ХVI век н. э. – Француз Ф.Виетт в своих трудах обозначил числа буквами.
  • Появление алгебры. В арсенале математиков уже есть: нуль, отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, и многое другое.
  • ХIХ век – Математика стала складывать и умножать не только числа, но и векторы, функции, матрицы и многое другое, а так же просто буквы, символы.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Математический огонек

  1. Оформление зала.
  2. Выбор жюри.
  3. Подготовка реквизита.
  4. Подарки.
  5. Музыка.
  6. Выставка лучших тетрадей, моделей.
  7. Составление программы вечера.

Примерная программа:

I отделение.

  1. Рассказ о математиках. Читает учитель математики и сообщение трёх уч-ся о советских математиках (см. Приложение 4).
  2. Перерыв (играют в игры, см. Приложение 5)
  3. Итоги викторины, смотра газет. Призы.

II отделение.

  1. Математические фокусы.
  2. Обозначим рыбака через х – интермедия (см. Приложение 3).
  3. Басня И.К. Аннундинова “Ученый кот” (см. Приложение 1).
  4. Сценка “Научный метод” (см. Приложение 2).

Математический огонек проводится в столовой училища. Участники огонька сидят по 4 человека за столом. На столах приготовлены задания: задачи, головоломки, кроссворды, стихотворения, интермедии, сценки.

Ведущие: преподаватель математики и учащиеся. Столики пронумерованы, ведущий читает шуточные задания. Получившийся ответ является номером столика, и кто-то из сидящих за столиком учащихся читает стихотворение, задачу, ответ на кроссворд и т.д.

Чтобы выбрать одного из четырех, кто будет выполнять задание, сидящие за столиком считаются.

КТО ПРИДУМАЛ ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ

  1. Черта, разделяющая члены дроби впервые появились у итальянского математика Леонардо Пизанского в 1202 году
  2. Заслуга введения десятичных дробей принадлежит самаркандскому математику Аль-Каши, а их европейским изобретателем в 1585 году стал голландский инженер Симон Стевин.
  3. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630).
  4. Знаки (+) и (—) впервые употребил немецкий математик Ян Видман.
  5. Знак равенства (=) был впервые введен английским математиком Робертом Рикордоном.
  6. Знак, обозначающий бесконечность (), ввел в 1655 году английский математик Джон Виллис.
  7. Знак радикала () изобрел немецкий математик Ханс Рудольф 1525 г. и усовершенствовал голландский математик А. Жирар в 1629 г.
  8. Буквы “а”, “в”, “с” и …, для x, y, z – для обозначения искомых величин, а также x3, x4 для обозначения степени ввел 1637 г. Рене Декарт.
  9. Знаки умножения в виде точки (·) и деления в виде двух точек (:) впервые использовал Готфрид Лейбниц в 1684 г. и 1698 г. В 1675 г. Он же изобрел знаки интеграла и дифференциала.
  10. Квадратные скобки впервые употребил, в 1550 г., итальянский математик Рафаэль Бомбелли.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Почти все термины по математике греческого происхождения. Геометрия – землемерие.

Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.

  • Конус – (гр. конос – сосновая шишка).
  • Цилиндр – (сначала гр. “кюлиндрос”, а затем на латинском “цилиндрус” – каток, валик).
  • Сфера – (гр. “сфайра” – мяч).
  • Пирамида – (египет. “пурама”).
  • Трапеция – (лат. “трапезиум” – столик; заметим “трапеза” – стол).
  • Ромб – (лат. “ромбус” – бубен). Мы привыкли бубен – круглой формы, а раньше были в виде квадрата или ромба.
  • Точка – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).
  • Диагональ – (гр. “диа” – через, “гония” – угол, рассекающий углы. В круге нет углов, поэтому нет и диагоналей).
  • Хорда – струна.
  • Корень – (квадратный или корень уравнения) пришло от арабов. Арабские ученые представляли себе квадрат числа, вырастающий из корня – как растение, и потому называли корнями.
  • Радикс – корень по-латыни. Вслушайтесь – следы его можно найти в словах: редис, редька.
  • Радикулит – воспаление нервных корешков.