Интеллектуальный марафон для учеников 3–4-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • повышение интеллектуального уровня детей,
  • развитие логического мышления,
  • учить детей самостоятельно мыслить, находить правильное решение.

Предварительная работа: проведение отборочных туров по школам, создание команды из 7 человек. Игра проходит в три тура: на вопросы первого тура дети отвечают письменно на листах с вопросами, у жюри такие же листы с ответами и баллами; во втором туре учитель читает вопрос, команды обсуждают ответ, выбирают учеников, которые будут отвечать. Эти ученики выходят из кабинета в коридор, затем по очереди заходят в класс и высказывают свое мнение по данному вопросу. Промежуточные результаты подсчитываются после второго тура. В это время в актовом зале для участников игры проходит концерт. Для участия в третьем туре отбираются три команды, набравшие больше очков. Третий тур проходит по аналогии со вторым. Все участники марафона получают сертификат, победителям вручаются грамоты и призы.

Вопросы I тура интеллектуального марафона

Вопросы

Ответы

Баллы

1. В этом государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, золото, драгоценные камни, а вооруженные силы состоят из одного взвода морской пехоты. Какой титул носит его правитель? Князь Гвидон 3
2. Каким обитателям сказочного мира мотыльки служат лошадками? Эльфам 3
3. Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас? Клубок ниток 2
4. Он может быть звонкоголосым, бойким, слепым, колючим, секущим, студеным, теплым, парным. Назовите его. Дождь 1
5. Кто в европейских мифах соответствуют нашему мужичку-с-ноготок? Гномы 1
6. Как звали героиню сказки Андерсена, которая сшила своим братьям рубашки из крапивы? Элиза 1
7. Сколько всего раз старик выходил на берег моря в “Сказке о золотой рыбке” А.С. Пушкина? 1 раз сам, 5 раз посылала старуха, всего 6 раз 3
8. Этот персонаж русской сказки является к своей возлюбленной по ночам в облике прекрасного царевича, оставляя перед уходом свое перо. В кого же он превращался днем? Финист Ясный Сокол 1
9. Успенский подметил, что Пушкин не любил букву “ф”. Так в “Полтаве” она встречается всего 3 раза, а в “Сказке о царе Салтане” тоже 3 раза и все в одном и том же слове. Каком? флот 3
10. Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. Как зовут героиню этого произведения? Муха-Цокотуха 1

Максимальное количество  – 19 баллов.

Вопросы II тура

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Морская болезнь возникает вследствие укачивания, а от чего возникает горная болезнь? От недостатка кислорода или от яркого солнечного света. 2
2. Где текут реки без воды? На географической карте. 1
3. Владимир – “владеет миром”, Святослав – “освящает славу”, а Ярослав – ? Славит Ярилу (солнце) 2
4. Гипотезу о том, почему птицы выводят птенцов на севере, а не на юге, пытались объяснить таким опытом: цыплятам ставили 2 блюдца, в одном из которых была налита обыкновенная вода, а в другом …Что же более привлекательное было налито в другом? Талая вода 3
5. Юный техник Сережа Волков, играя, построил башенку из катушек для ниток и, чтобы она не рассыпалась, продел внутрь веревочку и туго натянул ее. Мальчику выдали авторское свидетельство и построили по его проекту… Что? Останкинская башня, радиомачты 2
6. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры – братьев в 2 раза меньше, чем сестер. Сколько всего в семье и братьев, и сестер? 3 сестры, 4 брата 2
7. Для процесса горения необходимы 3 условия: наличие кислорода, определенная температура и … Назовите третий компонент. Топливо 1
8. Девизом Олимпийских игр служит фраза “Быстрее. Выше. Сильнее”. Девиз международной любительской легкоатлетической федерации также состоит из трех слов, причем первые два слова в обоих девизах совпадают. Назовите третье слово. Дальше 3
9. Эти две профессии похожи, но разница между ними есть. Заключается она в том, что первый охраняет, а второй растит. Догадавшись, что является предметом их общей заботы, назовите эти профессии Лесник и лесничий 3
10. Почему у жареной картошки есть корочка, а у вареной нет? При жарке картофель нагревают сильнее, чем при варке. От сильного жара крахмал на поверхности превращается в клей (декстрин), который и склеивает отдельные крахмальные зерна в румяную корочку 4

Максимальное количество – 23 балла.

Вопросы III тура

Вопрос

Ответ Баллы

1. Зачем страус голову в песок прячет?

Ждет, когда погибнут или сбегут с головы паразиты. Потом он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, т.е. принимает “песочные ванны” 3
2. Зачем змеи язык показывают? “Ощупывают” воздух, ищут добычу. 4
3. Почему молоко скисает? Грибки вроде дрожжей, которые есть всегда в воздухе, попав в молоко, превращают молочный сахар в молочную кислоту. От кислоты молоко створаживается. 4
4. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? Чем больше воздуха между рубашками, тем толще воздушное платье. 2
5. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает? Фиолетовый 1
6. Процедура выяснения обстоятельства любого дела в римском суде состояла из 7 вопросов. Вот 4 из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Назовите оставшиеся 3 вопроса. Что? Где? Когда? 1
7. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из развлечений было прыганье через костер. Однако, иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого? Крапива 2
8. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя, хотя бы одного из них. Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка. 4
9. Хищник семейства псовых, жвачное полорогое животное, растение семейства крестоцветных. С XVIII века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируй эту задачу. Как перевезти через реку волка, козу и капусту, если лодка выдерживает не более одного из них. 3
10. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие? Бумага 2

Максимальное количество – 26 баллов.