“Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К.Д.Ушинский.
Перед начальной школой поставлены следующие задачи:
а) развивать интерес к чтению, расширять круг
чтения младшего школьника, его начитанность;
б) воспитать средствами чтения у ребенка
гражданские чувства и активное отношение к
читаемому;
в) сформировать у всех учащихся навык чтения на
уровне, позволяющем осваивать систематические
курсы в следующем (среднем) звене школы;
г) обеспечить полноценное восприятие
художественных и научно-познавательных текстов
в их специфике;
д) научить работать с учебной и детской книгой.
Первого сентября семилетний человек впервые переступит порог школы, с которого он простится лишь в юности. Как важно, чтобы годы учебы для каждого ребенка были годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга. Но прежде, чем работать с книгой, первоклассников надо обучить грамоте.
Обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно.
При обучении детей чтению встречается много трудностей: ребенок пришел в школу, но не умеет читать, знает только буквы, знает не все буквы, слабо владеет русской речью.
Как начинать обучение всех детей класса?
Используя многолетний опыт, нашла выход из такой ситуации. В первый день учебы проверяю способности детей. Умеющих читать 3–4 человека. Причины незнания букв у всех разные, но основная: ребенка не готовили к школе. Многие дагестанские ребята слабо владеют русской речью.
Работу по обучению грамоте учащихся провожу по трем направлениям: читающие дети работают по книгам “Читаем сами”, по карточкам, где напечатан текст; дети, читающие по слогам, – по “Букварю” и текстам, записанным на доске; ученики, которые медленно осваивают изучение букв, ежедневно повторяют слоги. У слабо читающих детей работа с книгой вызвала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и в конечном счете – к отставанию в учебе.
В добукварный период должны практически освоить деление речи на предложения и предложений на слова. Работа над речью и предложением приобретает по мере овладения детьми навыков чтения: синтетическо-аналитический характер – учащиеся конструировали предложения по опорным словам, вопросам, схемам, выделяли из прочитанного текста, а затем анализировали их. Уже в подготовительный период применяла графические модели слов, воспроизводящие их слоговую структуру: лиса – два прямоугольника, курица – три прямоугольника, жук – один прямоугольник.
При обучении чтению звуковым аналитико-синтетическим методом знакомлю учащихся с буквами как знаками звуков речи и веду их к осмыслению акта чтения, а именно: чтобы научиться читать и писать, надо понять, что речь распадается на слова, а слова можно разложить на слоги и звуки, что из слогов и звуков слова можно получить слова. Звуковой аналитико-синтетический метод предлагает изучение звуков и букв не изолированно от слова, а только в слове, в тесной связи со смысловым значением слова. При обучении чтению дети овладевают упреждающим синтезом: понимают, что нельзя прочитать слово, лишь называя одну букву за другой, необходимо, забегая вперед, обязательно видеть как минимум две буквы, осмысливая, обозначением гласного или согласного звука является каждая из них, а также фиксируя их соположение, отражающее последовательность звуков.
Показывая правильные приемы чтения начинающим, внимательно слежу за тем, чтобы в самостоятельном чтении дети пользовались этими приемами.
На текстах разной трудности постепенно все учащиеся стали читать и понимать прочитанное.
В качестве самостоятельного задания учащиеся получали слова для их преобразования:
1) заменить одну букву и получить новое слово
(сон, сын, сыр);
2) дополнить одну букву и получить другое слово
(кот – скот, вол – волк, рот – крот).
Эффективность моего обучения зависит от трех факторов: чему обучаю, как обучаю и кого обучаю.
Учитель и ученик должны иметь общие цели.
Исходя из познавательных целей обучения, я определила для себя основные заповеди гуманизации этого процесса.
1. Важно понять, что в обучении главное не только
то, чего желаю я (учитель), но и то, чего хочет
ученик.
2. Не пытаюсь его (ученика) ломать и переделывать.
3. Учитываю интересы и склонности ребенка.
4. Больше хвалю, избегаю придирок к мелочам.
5.Стараюсь сделать процесс обучения радостным,
творческим, интересным, который обеспечивает
глубокое усвоение учебного материала.
Я стремлюсь к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в создании каждого ученика, были нацелены на умственное, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие, навыки и умения, полезные для жизни и дальнейшей учебы.
Для улучшения качественных показателей чтения учащихся использую упражнения:
1) зрительное восприятие;
2) произношение;
3) понимание прочитанного.
Первая группа упражнений направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
Тренировочные упражнения начинала с буквенного периода.
1. Какая буква, слог, слово лишнее?
а) а, у , р, о, ы.
б) ма, ра, ла, ны, са.
в) река, речка, ручей, ручка, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
Когда учащиеся приобретают навыки быстрого “схватывания” одного-двух слов, то переходим к прочтению трех и более сложных слов.
С целью совершенствования произношения провожу работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция – основа четкости, понятности речи. Для обработки дикции включаю артикуляционную гимнастику для отработки гласных и согласных звуков (используя работу зеркалом), чтения коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком; чтения чистоговорок и скороговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе чтения; включаю упражнения, помогающие целостному восприятию слога, слова, упражнения, совершенствующие дикцию.
Артикуляционную гимнастику провожу в начале урока в течение 2–3 минут. Большое внимание уделяю работе над постановкой голоса и дыхания, над темпом чтения.
1. Чтение шепотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
2. Чтение тихо и умеренно:
арка-арца
арта-арша
3. Чтение громко и быстро:
гарь-парь-жарь
дверь-зверь-червь
4. Чтение пословицы или потешки, или скороговорки:
а) Водичка, водичка,
Умой мое личико.
б) Ребята медленно, отчетливо проговаривают до максимально четкого, быстрого. В записи скороговорок выделяю цветным мелом буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа:
На иве галка, на берегу галька.
От топота копыт пыль по полю летит.
Упражнения третьей группы направлены на то, чтобы помочь начинающим чтецам быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения.
Совершенствование техники чтения – одна из главных проблем обучения младших школьников. Поэтому меня особенно привлекает опыт ученых и педагогов – новаторов, которые ищут резервы обучения чтению. Все используемые мной приемы, упражнения описаны в литературе. Важно творчески их использовать, видоизменяя в зависимости от возраста и подготовки класса.
После завершения периода обучения грамоте ввожу упражнения, которые воздействуют на основные параметры чтения. На уроках чтения применяю игровые приемы: “Дочитай слово”, “Слог потерялся”, “Угадай, какая буква пропущена”.
В гостях у учащихся Каркуша со слогами ка, кн, ко, ку и просит ребят дополнить до целого слова. Дети учатся читать слоги и составлять такие слова, в которых есть эти слоги (карандаш, картина, яблоко, кошка, кукушка). Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление. Детям нравится игра “Кто скорее соберет пословицу?”. На полосках бумаги по магнитной доске разбросаны слова-пословицы. Надо быстро прочитать их и поставить в нужном порядке. Интересно проводится упражнение “Бегущая лента”. На длинных полосках бумаги записаны пословицы или предложения. Лента с пословицами (предложениями) протягивается в нужном темпе через прорези экрана, а дети стараются прочитать пословицы (предложения).
Из системы И.Т.Федоренко и И.Т.Пальченко я позаимствовала три упражнения, которые оказались наиболее эффективными: многократное чтение, чтение в темпе скороговорок, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Ориентирую ребят не на одинаковый по объему отрывок, а на один и тот же промежуток времени, т. к. у разных учеников в классе скорость чтения различна.
Необходимость овладения детьми навыком оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. В моей работе помогает система тренировочных упражнений.
Приведу несколько упражнений.
“Задуй свечу” – помогает формировать навык владения дыханием и голосом. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоят три свечи. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
“Медвежата” – для разогрева голосовых связок.
Вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова произносим протяжно, баском, четко произнося [м]
Мам, меду бы нам,
Мам, молока бы нам.
Я стараюсь, чтобы целенаправленное обучение помогло учащимся быстрее овладеть всем необходимым кругом умений и навыков, сняло трудности чтения, а, значит, повысило у ребенка интерес к чтению.
Совершенствованию чтению способствует введение разных вариантов чтения.
Наибольшее распространение в школьной практике получило первичное чтение текста учителем.
Начиная с “Букваря”, приучаю детей самостоятельно читать небольшие тексты, а во II – III классе постепенно увеличиваю дозу первичного самостоятельного чтения детей на уроке и дома.
Для слабо читающих детей использую чтение с четким проговариванием слогов, применяю чтение про себя, шепотное чтение, выборочное и комментированное чтение.
Чтобы дети овладевали разными приемами чтения, они пользуются памятками.
Учись читать правильно 1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке. |
Совершенствование техники чтения и формирование умения работать с текстом выступают как задачи равной значимости.
Прежде всего, определяю идею произведения и в соответствии с нею намечаю конкретную цель урока и его план. Ведь на самом уроке стержнем, его лейтмотивом, будет выяснение идеи произведения. Идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев, взглядов самого автора. Этот вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. В каждом художественном произведении есть идея, основная мысль.
Л. Толстой – “Прыжок”: самообладание и находчивость – необходимые качества человека.
Н. Артюхова – “Большая береза”: мама поймет своего ребенка лучше других.
Произведения, включенные в книгу для чтения, не только расширяют круг знаний учащихся, но и позволяют воспитывать у детей определенные нравственные качества. Обсуждая и осмысливая поступки литературных героев, подражая их добрым делам, ребята и сами стараются стать лучше.
При прохождении темы “Что такое хорошо и что такое плохо” в процессе работы показала детям ряд положительных качеств людей, честность, бескорыстие, трудолюбие, согласованность в общем деле.
На уроке стремилась расширить понятия “хороший” и “плохой”, вводя в активный словарь детей синонимы, группируя их: трудолюбивый, заботливый, старательный; приветливый, ласковый, радушный; ленивый, беззаботный, безответственный.
Стараюсь воспитывать в своих учениках такое отношение к окружающим, чтобы даже в плохом человеке они смогли заметить искорки хорошего.
При чтении рассказа Н. Артюховой “Трусиха” дети дали характеристику Вале. Помогла разобраться в том, что смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет. Дети сами пришли к выводу, что Валя была трусихой, всего боялась, но потом одолела свой страх, т.к. чувство ответственности, беспокойство за брата оказалось сильнее страха. Затем учащиеся попробовали представить себя на месте Вали и ответили на ряд вопросов. Какие чувства у вас могли быть в это время? Как бы вы себя повели?
Ребята читали пословицы с доски и соотносили их с текстом:
- “Трус и таракана принимает за великана”.
- “Кто дрожит – тот и бежит”.
- “Сам погибай, а товарища выручай”.
Ребята пришли к выводу, к мысли, что быть настоящим человеком, товарищем – это очень важно в жизни, что настоящий человек имеет много добрых, хороших качеств. Он всегда нужен людям, и люди в трудную минуту помогут ему.
Вся работа над текстом на уроке в классе подчиняется главной образовательно-воспитательной задаче – посредством многократного чтения, направленного на закрепление навыков чтения.
Самым любимым жанром детей является сказка. Это всегда праздник! И я устраиваю им эти праздники! Иногда уроки полностью превращаются в новую сказку о Красной Шапочке, Золушке, Колобке и др. Дети с удовольствием общаются с любимыми героями, вспоминают сказки не только на уроках чтения, но и на других уроках.
В развитии речи ребенка, его творческого мышления имеет место игра, например, “Помоги Карандашу”.
Учащиеся составляют свой рассказ, используя данные слова на плакате (в учебнике, на доске). В итоге готовая картина, дети видят конечный результат своего труда. Все помогали Карандашу, и он нарисовал картину.
Игра “Буксир”.
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове. Дети должны остановиться на этом месте и, не называя слова, показать его. Учитель выборочно проверяет.
Чтение – спринт.
На максимальной скорости учащиеся читают “про себя” и находят ответы на заданные вопросы.
Таким образом, игровая деятельность служит не просто развлечением для ребят. Она несет в себе огромное нравственное значение, формирует у ребенка умение решать проблемные ситуации, воспитывать в них эстетический вкус, любовь к чтению. Игра стимулирует познавательную активность учащихся.
Одним из целесообразных творческих методов приобщения учащихся к чтению, развития интереса и творческой активности на уроке, является метод педагога-новатора, автора многих учебно-методических пособий для учителя В.А. Эдигея, который состоит в расшифровке анаграмм. Использование этого метода на уроках чтения дает огромный развивающий эффект. Это и концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, ощущение целого, активизация лингвистических способностей. Приведу пример одного из уроков.
Уходит еньос. Часто идут дидож.
На цеули дует сильный ныйхолод ветер.
Тиде играют одма.
1. Задание: прочитай текст.
2. Выполни математические действия и прочитай
слово.
СУ + Р + Ж + О + Ж + У + С + СТ – ?
3. Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу
Идет – I Лежит – 0 Гудит – |
ждьод – ? |
“Анаграммы Эдигея соответствуют успешному разрешению важнейшей проблемы, которая доставляет так много хлопот и детям, и учителям, и родителям. А проблема эта – чтение и любовь к чтению”. (Ш.А.Амоношвили).
Чтобы успешней решить проблему чтения учащихся, провожу конкурсы:
1. “Книга – другу”. Каждый ученик дарит
товарищу книгу из своей библиотеки.
2. “Много ли книг мы знаем?”. Дети называют
известных детских писателей, чьи портреты
прикреплены на магнитной доске, затем называют
книги, которые они написали.
3. “Книжное царство – мудрое государство”, где
интересно прошла работа с пословицами “Кто
много читает, тот много знает”, “Книга – наш
помощник в труде” и др. Дети разыгрывают
инсценировки по стихам, рассказам, сказкам.
4. Викторины. Ребята загадывают загадки о книгах,
газетах, журналах.
Учащиеся дружно отгадывают произведение и его автора.
На уроках чтения нет скучающих глаз, грустных лиц, дети ценят каждую минуту.
Сейчас, преждевременно говорить о полном совершенстве чтения у каждого из детей моего класса, но тот факт, что в коллективе создана читающая среда, дети бегут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, приносит мне чувство удовлетворения.
Книга источник знаний. А ведь источник – это начало чего-нибудь, это то, откуда что-то исходит.
Б. Раевский в стихотворении “Лучший друг” пишет:
Не сосчитать моих друзей!
Но есть любимый друг…
Навек я книгу полюбил –
Она мой лучший друг.
У всех ребят есть читательские дневники, где отмечается результат скорости чтения: дата замера и количество слов в минуту.
Контрольные замеры показали, что к концу года темп чтения у детей I класса был увеличен. Большая часть учащихся читает бегло, выразительно. Успехи, достигнутые ребятами, радуют. Есть уже много учеников, у которых скорость чтения превысила норму (отдельные ученики в минуту читают 71, 73, 90, 100 и даже 117 слов). Результаты слов помещаю в общей таблице “Навыки чтения”. Анализ таблицы позволяет мне (учителю) видеть динамику развития навыков чтения в своем классе. А данные по каждому школьнику – определить программу взаимодействия с ним по улучшению индивидуальных показателей качества чтения. Ребята постоянно видят свой рост, убеждаются, что труд приносит успехи. Если ребенок на первом году не научится нормально читать, то его интерес к учению значительно упадет.