Методика проведения
Учащиеся на уроке, предшествующему проведению “урока – кооператива”, получают задание повторить тему, по которой будет проводиться урок.
На уроке лучше использовать кодоскоп, чтобы во время работы карточки отвечающих могла видеть вся аудитория. Для этого нужно сделать копии карточек на пленке. Данный урок можно подготовить по любой теме, рассчитанной на изучение 16-20 часов.
Тему электростатика я разделила на 4 блока:
- Электрическое поле.
- Электроемкость конденсатора.
- Напряженность, потенциал.
- Подумай! Если сможешь будь оригинален.
По первому блоку 7 карточек, по второму блоку – 7 карточек, по третьему блоку – 7 карточек, по четвертому блоку – 6 карточек, и одна карточка может быть использована по любому блоку.
Перед началом урока карточки раскладываются на столе, обратной стороной. Учащиеся берут по одной карточке. Затем находят свою команду, объединяются по блокам. Для этого карточки одного блока я пометила одинаковой рамкой.
Сдваивают столы и начинают работу над полученным заданием.
Время на подготовку выделить 15-20 минут. Лучше сориентироваться в процессе подготовки.
Если у группы учащихся, обсуждающих данный блок, часть карточек осталась неразобранной, они берут дополнительные на столе.
Когда группы готовы:
Начинает отвечать первая группа: (желательно, чтобы отвечал средний или слабый учащийся). На экране через кодоскоп дать проекцию данного блока. Все прослушивают ответ и вносят свои дополнения и поправки (сначала участники команды, затем остальные).
Оценки можно обсуждать коллективно. По усмотрению преподавателя, всей команде поставить одинаковую оценку, или наблюдая за работой команды, подойти дифференцированно.
Данные карточки можно использовать и при опросе по другим темам, в качестве дополнительного вопроса, который учащийся выберет сам со стола учителя. При этом у учащихся исчезнет комплекс, что учитель его заваливает.
Можно данные карточки использовать при закреплении материала в процессе изучения по блокам. Для этого использовать кодоскоп. Заготовить карточки опроса также не пленке.
В карточках не следует помещать довольно сложные вопросы. Это потребует больше времени на подготовку. А слабые группы просто не смогут с ними справиться. Материал требует знания и понимания предмета на среднем уровне.
После работы по карточкам группам задаются практические вопросы с постановкой эксперимента:
1. Между пластинами раздвижного конденсатора, соединенного с конденсаторами электрофорной машины, помещается металлический шарик, подвешенный на нити. Шарик приходит в колебательное движение. Учащиеся должны объяснить почему.
2. Зарядить пластины конденсатора. Одну из пластин соединить с электроскопом. Между пластинами внести лист металла.
Объяснить наблюдаемое явление с решением предложенных задач.
3. С1 = С2 = С3 = С4 = 5 мкФ
Найти общую электроемкость и заряд батареи
4. С1 = С2 = С3 = 10 мкФ
Найти общую электроемкость
Задания решаются на быстроту. Какая группа даст быстрее правильный и более полный ответ. В конце урока капитаны групп дают оценку работы участников в группы.
Каждая группа делает самооценку своей работе. Остальные анализируют правильность самооценки.
В группах техникума занятие двух часовое. Второй час после соответственной мотивации перехожу к объяснению темы: Понятие тока. Вывод закона Ома для участка цепи.
Урок заканчиваю решением практической задачи:
Расстояние от Алдана до Чульмана 250 км. Сопротивление 1 км линии 2 Ом. Как определить, где произошел обрыв провода? Какие дополнительно приборы следует взять?
Ребята после размышлений предлагают: амперметр, вольтметр.
С помощью преподавателя стоит подсказать, что генератор нужно отключить и взять маломощный источник тока. Задается значение U и I.