Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Не считали? Я поинтересовалась у своих семиклассников и выяснила, что эти пять-шесть часов незаметно для них пролетают, когда они усаживаются “поиграть” один на один или с группой возле “мыслящего,” но бессловесного и бесчувственного игрока. А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

Общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.

Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения (как об этом писал в “Концепции образования по русскому языку в 12-летней школе” авторский коллектив под руководством Н.М.Шанского и Загоровской): формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Кроме названных, я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции. О них написано в “Стратегии модернизации содержания общего образования” (М., ООО Мир книги, 2001, с.18).Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования , языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

(Применение коммуникативной и языковой компетенций выведено Приложении).

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).

Тема: “Односоставные и двусоставные предложения”.

Записываем предложение:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно

Задания. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам бранить, блистать. Почему А. С. Пушкин называет осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их, определите двусоставные или односоставные предложения вы записали, предлагаю слова ассоциации к слову смиренно – прощание, слёзы, деревья, река, мама, закат…Запишем маленькую миниатюру по строчке:

Красою тихою, блистающей смиренно,
Входит девушка в церковь, зажигает свечу.
Ставит её у иконы, становится на колени … Молитва.

У учащихся может получиться следующая стихотворная миниатюра:

Красою тихою, блистающей смиренно,
Я восхищаюсь этою порой.
Златой листвой, летящей по ветру
И устилающей родную землю,
И колоском свободным.
Спросишь: “Почему?”
Не знаю, ведь она благословенна.
Каких ещё слов сказать о ней не знаю
Всё льётся прямо из души
Я просто стих ей посвящаю.

Задание. Привести строчки Пушкина, подходящие к такой ситуации: вы проснулись в ясное, солнечное утро и вспомнили такие строчки “Мороз и солнце, день чудесный …”. Придумать ситуацию, чтобы к ней можно было подобрать какие-то строчки поэта (“Буря мглою небо кроет”, “И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках”, “Сквозь волнистые туманы пробирается луна”)

Задание. Создание миниатюры по данному началу с использованием односоставных и двусоставных предложений. Например: а) Пушкин – один из самых умных людей на свете – и нас делает умнее. Читая его книги… б) Вечер. Беру томик стихов Пушкина и …

Работа под названием “Продолжи строчку”, “Начни строчку”, “Восстанови строчку”:

  • Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…
  • Люблю дымок спалённой жнивы…
  • Скажи мне, что средь этих стен
  • Могли бы дать вы мне взамен…

Говоря о смысловой роли односоставных предложений, указываем на особенности их стилистики: такие предложения отличаются большей степенью эмоциональности, экспрессивными оттенками (сила проявления чувств), сфера их употребления обширна.

Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных. Например:

Прошу не умничать.
Сейчас неси сюда тулуп.
Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую.

Сопоставление позволяет увидеть лаконичность (краткое и чёткое выражение мысли), естественность, энергичность определённо-личных местоимений, их уместность в этих случаях.

Анализируя научно-популярный текст, отмечаем, что предложения со сказуемым – глаголом в 1 лице множественного числа создаёт ощущение непринуждённости, ощущение беседы с читателем, активизирует внимание (вернёмся, вдумаемся, спросим себя).

Обратимся к стихотворению “Деревня”. Начинается оно мирной картиной деревенской жизни. Посмотрите, с какой любовью, и какой точностью передаёт Пушкин Михайловский пейзаж. Вдумаемся в эти замечательные строки. И прежде всего спросим себя, что побудило Пушкина написать это стихотворение.

Составить 4–5 определённо-личных предложений в связи с анализом повести “Капитанская дочка” со сказуемыми: посмотрите, вдумаемся, обратите внимание, рассмотрим.

При изучении неопределённо-личных предложений сопоставляем такие предложения с двусоставными предложениями.

  • Бассейн. Здесь учат плаванью.
  • Бассейн. Здесь опытные тренеры учат плаванью.
  • Подали чай, просят остаться ночевать.
  • Хозяева подали чай, они просят меня остаться ночевать.

Отмечаем следующее: а) неопределённо-личные предложения синонимичны односоставным; б) в неопределённо-личных предложениях действующее лицо устранено из речи, так как всё внимание сосредотачивается на действии, на событии; в) неопределённо-личные предложения более лаконичны, мысль в них выражена кратко и чётко; с) действующее лицо в неопределённо-личных предложениях не обозначено, потому что оно несущественно.

Задание. Наблюдаем роль неопределённо-личных предложений по тексту И. С. Тургенева.

Вот нашему дедушке и донесли, что Пётр Овсяников , мол, на вас жалуется : землю, вишь , отнять изволили…Дедушка ваш к нам тотчас и прислал своего ловчего с командой… Вот и взяли моего отца, и в вашу вотчину повели. Я тогда был маленький мальчишка, босиком за ним бежал. Что же. Привели его к вашему дому да под окнами и высекли. А ваш то дедушка стоит и тоже глядит. Отец мой кричит: “ Матушка, Марья Васильевна, заступись, пощадите хоть вы!” А она только знай приподнимается да поглядывает. Вот и взяли с моего отца слово отступиться от земли и благодарить ещё велели, что живого отпустили.

Отмечаем, что текст относится к разговорному стилю речи. Учащиеся вводят в неопределённо-личные предложения подлежащие. Замечаем, что текст становится загромождённым названиями многих лиц. Выясняем стилистическую роль неопределённо-личных предложений. Автор стремится выделить главных действующих лиц: барина, барыню, Петра Овсянникова. Говоря о них, автор употребляет двусоставные предложения, другие персонажи отодвигаются на второй план. Рассказчик стремится указать на события, на действия: донесли, взяли, привели, высекли… Можно выполнить упражнение типа редактирования текста. Например, устранить синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями. Как изменился текст?

Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение.

  1. Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами.
  2. Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов , падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.

Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину, в ней жизни, движения, у автора вода сочилась, стояла, падала, шлёпала.

Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи, не злоупотреблять назывными предложениями.

Можно проводить задания такого типа:

  • вставить пропущенные буквы;
  • обозначить орфограммы;
  • обозначить основы предложений;
  • указать типы сказуемых и способ выражения.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя.
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Просторные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай … далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Н.Гумилёв.

По тексту, который сначала выразительно читает учитель, затем учащиеся про себя, проводится такая беседа:

– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Кому адресован рассказ о жирафе?
– Как развёрнуто определение “изысканный”?
– Что предшествовало рассказу о жирафе?
– Какие сравнения использованы в стихотворении?
– Как они работают на его идею?
– Какова же она, идея стихотворения, его главная мысль?

Тема: “Составное глагольное сказуемое”

Учитель выразительно читает текст, задаёт вопросы, помогающие прояснить для учащегося его содержание, после синтаксического разбора каждого предложения (без записей в тетради) задаёт вопросы:

– Какое время года изображено в стихотворении? Подберите примеры из текста.
– Что видит и слышит внимательный читатель?
– Каким смыслом наполнен глагол, передающий звук?
– Как понимать первую и вторую строки стихотворения?

Ещё весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя , березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте,
Но возрожденья весть живая
Уж есть в прилётных журавлях,
И их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

А. Фет.

Тема: “Сравнительный оборот и составное именное сказуемое, выраженное существительным с союзами как, будто, словно

Задание 1. Записать текст под диктовку, обозначить как члены предложения конструкции, вводимые сравнительными союзами.

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом,
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнёт и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость, и горе
В глазах – как на небе светло.
В душе её темно, как в море.
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.

М. Лермонтов.

Задание 2. Списать текст, расставив знаки препинания, вписав пропущенные буквы, определить грамматические основы, подчеркнуть как сравнительные обороты.

Ты жертва жизненных тревог,
И нет в тебе сопротивленья,
Ты, как оторванный листок,
Плывёшь без воли по теченью.
Ты как на жниве сизый дым.
Откуда ветер не повеет,
Он только стелется над ним
И к облакам бежать не смеет.
Ты словно яблони цветы,
Когда их снег покрыл тяжёлый
Стряхнуть тоску не смеешь ты,
И жизнь тебя погнула долу,
Ты как лощина в вешний день:
Когда весь мир благоухает,
Соседних гор ложится тень
И ей одной цвести мешает,
И как с вершин бежит в неё
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твоё
Стекает горе отовсюду.

А. Толстой.

Делаем сравнительный анализ стихотворений. Учащиеся перечитывают оба стихотворения и напротив каждых (1–3) строк одним словом обозначают, о каком качестве, свойстве характера, души, черте внешности говорят авторы. Затем отвечают на вопросы и выполняют задания:

– Какие образы предстают перед нами из каждого стихотворения?
– Какие синтаксические конструкции использованы для создания этих образов?
– Найдите синонимичные выражения в обоих стихотворениях.
– Укажите в стихотворениях слова, выражающие их главную мысль.
– Как в каждом случае строится доказательство этой главной мысли?
– Если заменить авторские сравнения своими собственными определениями, обогатит или обеднит это художественный образ?
– Композиция какого стихотворения такова, что, закончив его чтение, возникает желание вернуться к началу тут же? Или это зависит не от композиции?

Наблюдаем роль различных видов сказуемых в художественном тексте. Запись текста под диктовку и проверка его: объяснение орфограмм и пунктограмм, определение грамматической основы, видов сказуемого и способ его выражения.

Портрет мужчины

Картина в Лувре работы неизвестного

Его глаза – подземные озёра.
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом;
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета
В его душе столетние обиды.
В его душе печали без названья,
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать … плакать он не может.

Н.Гумилёв.

Аналитическое чтение

Перед вами поэтический портрет мужчины. Рассмотрите его.

– Что вы видите на первом плане?
– Разделите стихотворение на части и определите главную мысль каждой
– Какова композиция стихотворения? Как она способствует логике проникновения в художественный образ?
– Первая часть стихотворения создаёт внешний вид человека. Отражается ли во внешности его характер? Как?
– Попробуем заменить составные именные сказуемые в первой части простыми глагольными. Что теряет образ в результате такой замены?
– Вторая часть – проникновение во внутренний мир, в характер и даже прошлое героя. Какой же человек перед нами?
– Поэт описывает портрет или своё впечатление от портрета? Подтвердите свою мысль.
– Какое впечатление производит портрет на вас? Убедил ли вас поэт в том, что прошлое этого человека именно таково? Почему можно считать предположение Гумилёва убедительным?
– Какие чувства вызывает у поэта герой картины ? Подтвердите ответ текстом.
– Какую жизнь, по-вашему, прожил этот человек?
– Он злобен и он злится. Есть ли разница между этими выражениями? Какая?

Самостоятельная работа.

Рассмотреть репродукцию картины Н. Крамского “Неизвестная” и написать подражание Гумилёву ( композиция, синтаксический строй).

Задания на обобщение по теме “Типы сказуемых”

1. Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и пунктуационный разбор.

Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды как металл.
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках – намёки и фигуры…
Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам,
Чей согнутый хребёт порос, как шерстью, чобром?
Кто этих мест жилец: чудовище, титан?
Здесь душно в темноте. А там – простор, свобода,
Там дышит тяжело усталый океан.

М. Волошин

2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых.

Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и светлой подворной травой.

К. Паустовский.

3. Сравнительный анализ текстов.

– Что общего между этими двумя текстами?
– Каким настроением они проникнуты?
– При помощи каких слов и выражений создаётся это настроение?
– Какими красками написаны оба пейзажа? Выпишите слова и выражения, передающие цвет. Какие синтаксические конструкции использованы для передачи цвета?
– Почему в последней строфе стихотворения не развёрнута антитеза?
– Найдите сравнения. Какова их роль в тексте?
– Предположим, что в стихотворении словосочетание как металл заменено синонимичным прилагательным или причастием. Как изменится смысл предложения?
– Есть ли антитеза в прозаическом отрывке?
– Попытайтесь объяснить, почему в стихотворении так много предложений без сказуемого, а в прозе преобладают простые глагольные сказуемые. Как это “работает” на идею каждого текста?

4. Самостоятельная работа.

Попытайтесь зарифмовать отрывок из повести К.Паустовского.

Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Приложение.

Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский язык

Коммуникативная компетенция Устный диалог Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.
Диалог в письменной форме Самопрезентация в форме резюме.
Полилог(коллективная дискуссия) Ролевая форма представления текста произведения.
Языковая компетенция Письмо Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.
Речь Орфоэпические нормы.
Чтение Выразительность, эмоциональность, чёткось.