Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Зона степей. Растительность степей"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Зона степей. Растительность степей”.

Цели:

  • формировать представления учащихся о степи, ее растительном мире;
  • познакомить с местонахождением степей на территории нашей страны, с особенностями данной природной зоны, особенностями растительного мира данной зоны;
  • учить учеников сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений;
  • развивать наблюдательность, связную речь учеников;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта России и карта природных зон, атласы, таблицы, рисунки степи, тест, толковый словарь русского языка.

ХОД УРОКА

I. Организация детей к уроку.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Для того, чтобы понять, о чем мы узнаем сегодня на уроке, вы выполните следующее задание. (У каждого ученика – тест)

1. Тест.

1. Что такое климат?

А) Это разнообразие погоды.
Б) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
В) Осадки, ветер, тепло.

2. Что такое почва?

А) Верхний слой земли.
Б) Черное или серое вещество.
В) Верхний плодородный слой земли.

3. Из чего в почве образуется перегной?

А) Из останков растений и животных.
Б) Из песка и глины.
В) Из воды и воздуха.

4. Что такое природная зона?

А) Большие территории Земли с близкими климатическими условиями и почвами, с соответствующими растениями и животными.
Б) Места с одинаковой природой.
В) Территории с одинаковой температурой воздуха.

5. Сколько природных зон ты знаешь? Назови их.

А) Пять.
Б) Семь.
В) Четыре.

2. Постановка проблемы.

Уч. С чем же мы начнем знакомство сегодня на уроке?

Д. С природными зонами.

Уч. Почему вы так решили? Что вам в этом помогло?

Д. Знание природных связей Земли.

Уч. Какие природные связи вы знаете? Назовите их. Установите причину и следствие.

Д. Климат формирует почвы, почвы и климат – растительный мир, почвы, климат и растительный мир – животный мир. А все вместе факторы определяют особенности природной зоны.

III. Работа над новым материалом.

1. Введение учащихся в тему.

Уч. Сейчас я прочитаю описание одной из природных зон, а вы постарайтесь узнать, о какой зоне идет речь.

Эта природная зона находится в умеренном климатическом поясе. Лето здесь длинное, жаркое, очень сухое. Зима короткая, холодная, снежная. Почва в этой природной зоне – чернозем. Эта природная зона – бескрайняя равнина, покрытая травами. Деревья встречаются изредка по берегам рек. Здесь впервые поселились предки древних восточных славян, отсюда началась история Древней Руси.

Уч. О какой природной зоне идет речь?

Д. О зоне степей.

Уч. Почему вы так думаете? Что вам помогло это определить?

Д. Климатические условия, почвы, растительный мир.

Уч. Сегодня мы познакомимся с природной зоной степей.

2. Работа с картой природных зон. (На партах – атласы)

Уч. Рассмотрите на карте природных зон, где в нашей стране находится природная зона степей.

Дети объясняют, где находится зона степей.

Уч. Почему, по вашему мнению, зона степей на западе Европы не доходит до побережья Атлантического океана?

Д. Ветры несут с моря влагу. Осадков выпадает много. Такой климат формирует другие почвы, формируется специфическая растительность.

3. Работа по учебнику. (Стр. 50-51.)

Дети самостоятельно читают статью.

4. Анализ прочитанного.

Уч. Что же такое степь?

Д. Это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

Уч. Толковый словарь русского языка дает такое определение. Степь – это безлесное пространство с травянистой растительностью, засушливое и обычно равнинное, расположенное между зоной лесов и зоной пустынь.

Уч. Когда степь особенно красива и почему?

Д. Весной. Связано это с обилием влаги, получаемой в результате таяния снегов.

Уч. Что же придает красоту степи?

Д. Многолетние раннецветущие растения.

Уч. Назовите эти растения.

Д.  Тюльпаны, маки, ветреницы, гусиный лук…

Уч. Почему растения называют раннецветущими? А многолетними?

Д. Раннецветущими их называют потому, что они цветут ранней весной. Многолетними их называют потому, что они растут много лет, их не нужно высаживать в почву.

Уч. Как же этим растениям удается выжить в условиях летней засухи?

Д. Питательные вещества в этих растениях скапливаются в луковицах и корневищах. Надземные части растений под палящим солнцем засыхают, а подземные части с питательными веществами погружаются в состояние покоя до следующей весны.

Уч. Представьте, что вы художник. Какой вы представляете степь весной? Как вы ее хотите изобразить?

Д. Много зелени, ярких цветов.

Уч. Рассмотрите картинку. Соответствует ли данная картинка вашим представлениям о степи весной?

Д. Да, соответствует.

Уч. Представьте, что вы оказались весной в цветущей степи. Какое чувство вы испытаете? Что вам захочется сделать?

Выслушиваю все ответы учащихся.

Уч. Чего делать нельзя? Почему?

Д. Нельзя рвать цветы. Это приведет к исчезновению многих редких растений.

Уч. Действительно. Многие растения степи исчезают, потому что человек уничтожает их. Так почти исчезли в степи цветы пиона тонколистного.

Показываю рисунок этого цветка.

Уч. Как, на ваш взгляд, выглядит степь летом? Сохраняет ли весенний вид или меняется? Объясните свои доводы.

Д. Степь меняется с наступлением летней жары. Влаги мало, раннецветущие растения засыхают. Появляются растения, которые могут выжить в условиях жары.

5. Работа по картинам, рисункам.

Уч. Рассмотрите картины летней степи. Что можете о ней сказать?

Д. Вид степи летом очень отличается от степи весной. Нет яркой зелени, нет цветов. Степь стала серовато-желтой.

6. Объяснение материала учителем, расширение представлений о степи.

Краткий рассказ о степи летом.

7. Знакомство с новыми словами.

Уч. Мы узнали, где на территории нашей страны находится зона степей. Есть ли такая же природная зона на других материках?

Д. Наверное, есть.

Уч. Почему вы так думаете?

Д. ???

Уч. Вам приходилось слышать такие слова: саванна, прерии? О чем они вам говорят?

Дети пытаются дать ответ.

Уч. Саванна (слово испанского происхождения) – это тропическая степь в Африке, Австралии, Южной Америке с буйным травяным покровом (до 5 м) и редкими группами деревьев.
Прерии (слово французского происхождения) – обширное степное пространство на североамериканском континенте, между р. Миссури и Скалистыми горами.

8. Первичное закрепление знаний.

Ребята работают в группах, составляют небольшой рассказ о степи.

IV. Итог урока, домашнее задание.

Учитель. С чем же мы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое степь?
– Какие климатические условия характерны для степи?
– Что вы узнали о растениях степи?

Дома: стр. 50-53, в тетради – з.32.
Найти дополнительные сведения о растениях степи.