Причины введения курса “ Тайны человеческого мозга” заключается в том, что при изучении биологии в 8-м классе на тему “Высшая нервная деятельность человека” отводится только 5 часов, что дает лишь поверхностное представление о работе мозга. Современные выпускники основной школы стремятся узнать о себе больше для успешного выбора в дальнейшем. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и в среднем звене, а также очень тесно связана с курсом “Биология” в 8-м классе.
Цель данного курса состоит в том, чтобы расширить и углубить знания учащихся о высшей нервной деятельности человека. В задачи входит развивать интерес для познания себя и других людей, научить использовать теоретические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по определенным темам - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии.
Тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Развитие психики в животном мире и становление сознания человека | 1 |
3 | Личность и межличностные отношения.
|
3
|
4 | Деятельность, ее структура и основные виды | 1 |
5 | Речь и общение. | 1 |
6 | Внимание. 1.Понятие о внимании, его видах и свойствах. Практическая работа. Определение объема внимания. 2. Практическая работа. Определение устойчивости внимания. |
2
|
7 | Ощущения, их виды и значение. | 1 |
8 | Восприятие.
|
2
|
9 | Память. Виды и процессы памяти. Практическая работа. Определение эффективности запоминания. | 1 |
10 | Мышление и воображение. Практическая работа. Выполнение заданий на сообразительность. | 1 |
11 | Чувства и воля. | 1 |
12 | Индивидуально-психологические
особенности личности.
|
2 |
Требования к результатам изучения курса.
Учащиеся должны знать:
- как происходило становление психики человека
в процессе эволюции животных и человека;
- о роли труда и социальных факторов в развитии
личности человека;
- физиологические основы психологических
процессов;
- общие психологические термины, уметь давать им
определения.
Учащиеся должны уметь:
- работать с простейшими психологическими
тестами и обрабатывать полученные результаты;
- проводить простейшие лабораторные
исследования, анализировать и обобщать,
полученные данные, делать по ним выводы;
- использовать полученные знания в практике
общения и деятельности в коллективе.
Содержание тем и разделов.
1. Введение-1 час.
Предмет психологии. Задачи и методы современной психологии. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
2. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека-1 час.
Условия возникновения и общие закономерности развития психики и форм поведения в процессе эволюции животных. Общественно-историческая обусловленность возникновения и развития сознания человека. Роль труда в развитии сознания.
3. Личность и межличностные отношения-3 часа.
Человек и личность. Биологическое и социальное в личности человека. Психологическая структура личности. Интересы, идеалы и мировоззрения личности, как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности.
Понятие о группах и коллективах. Коллектив и личность, межличностные отношения в группах и коллективах, методы их изучения, выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.
Практическая работа. Проведение социометрии.
4. Деятельность-1 часа.
Общее понятие о деятельности. Структура деятельности.
Умения, навыки, привычки и их особенности. Труд, учение и игра, как основные виды человеческой деятельности, их сравнительная характеристика.
5. Речь и общение-1 часа.
Понятие о языке и речи. Виды речи. Восприятие и понимание речи. Развитие и расстройства речи. Общение как процесс и его функции.
6. Внимание-2 часа.
Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания, их характеристика. Свойства (качества) внимания и их обусловленность.
Практическая работа. Определение объема внимания.
Определение устойчивости внимания.
7. Ощущения-1час.
Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. Классификация ощущений на виды: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые. Компенсаторные возможности ощущений. Чувствительность. Понятие о порогах.
8. Восприятие-2 часа.
Понятие о восприятии. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Основные особенности восприятия (предметность, целостность, избирательность, осмысленность). Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии.
Практическая работа. Выявление индивидуальных различий восприятия. Тест Роршаха.
9. Память-1 час.
Понятие о памяти. Механизмы памяти. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. Индивидуальные особенности и типы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации. Представления.
Практическая работа. Определение эффективности запоминания.
10. Мышление и воображение-1 час.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Единство мышления и речи. Мыслительные операции. Виды мышления.
Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения.
Практическая работа. Выполнение заданий на сообразительность.
11.Чувства и воля-1 час.
Чувства и потребности личности. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека. Социальная обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития (моральные, интеллектуальные, эстетические).
Воля и волевые действия человека. Физиологические механизмы волевого действия. Волевые качества личности.
12.Индивидуально-психологические особенности личности-2 часа.
Темперамент и его виды. Понятие о характере и его природе. Структура и формирование характера. Понятие о способностях. Структура способностей. Врожденное и приобретенное в способностях.
Список литературы:
Литература для учителя:
- Анатомия человека в 2 томах. Под ред. Сапина М.Р. М. Медицина 1993.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебное пособие. М. Высшая школа 1985.
- Коломенский Я.Л. Человек, психология. М. Просвещение 1980.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М. Педагогика 1982
- Крутецкий В.А. Психология. М. Просвещение 1986.
- Курепина М.М. Воккен Г.Г. Анатомия человека. Учебник М. Просвещение 1979.
- Курепина М.М. Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас М Просвещение 1979.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М. Мир 1979.
- Популярная психология. Хрестоматия. Сост. Мироненко В.В. М. Просвещение 1990.
- Семке В.Я. и др. Этюды о сне. Томск ТГУ 1998.
- Физиология человека в 3 томах. Пер. с англ. М. Мир 1996.
- Фридман Л.М. Кулагина И.Н. Психологический справочник учителя. М. Просвещение 1991.
Литература для учащихся:
- Анатомический атлас для школьников. СПб. 1999.
- Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. Гиляров М.С. М. Советская энциклопедия 1989.
- Воронин Л.Г. Колбановский В.Н. Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М. Просвещение 1984.
- Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. Просвещение 1986.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. Просвещение 1983.
- Никишов А.И. Справочник школьника по биологии 6-9 классы. М. Дрофа 1997.
- Сидоров Е.П. Анатомия и физиология человека для школьников и абитуриентов. М. Просвещение 1996.
- Хрипкова А.Г. Колесов Д.В. Девочка, подросток, девушка. М. Просвещение 1981.
- Хрипкова А.Г. Колесов Д,В, Мальчик, подросток, юноша. М. Просвещение 1982.
- Энциклопедия для детей Аванта+ т.2 Биология. М. Аванта+ 1994.
- Энциклопедия для детей Аванта+ т.18 Человек. М. Аванта+ 2001.
- Энциклопедический словарь школьника. Биология. М. Олма-Пресс 2000.
- Энциклопедический словарь юного биолога. М. Педагогика 1986.