Внеклассное мероприятие, посвященное 60-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто из нас не начало, мы все продолжение…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: воспитание гражданских качеств у школьников.

Задачи:

  • Сформировать представление о символах воинской чести – знамени, ритуалах, орденах.
  • Создать условия для воспитания патриотических чувств: гордости за сынов Отечества, за славу русского оружия.
  • Способствовать тому, чтобы каждый участник группы осознал себя звеном в цепи поколений.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, слайд-презентация (Приложение_1).

Занятие проходит в форме беседы с медиаобеспечением. Использование медиаобеспечения создаст условия для более прочного усвоения материала. Аудиосопровождение поможет оказать необходимое эмоциональное воздействие на участников занятия.

Основной метод – словесно-наглядный. Выбор беседы как формы проведения занятия определен следующими причинами:

- у участников группы есть определенный запас знаний из курса истории, литературы, музыки, жизненный опыт;

- беседа позволит активизировать интерес к теме.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя.

  • Ну, что солдат, продолжишь славу дедов?
  • Готов России доблестно служить.
  • Ты помнишь, как разбили турков, шведов?
  • О русской силе будем говорить.

(Слайд 1)

На нашем занятии нам предстоит познакомиться с основными из них: знаменем, ритуалами, боевыми орденами.

  1. Беседа
  2. (Слайд 2)

    Ответьте на вопрос:

- Что такое боевое знамя? (Выслушать ответ)

    Боевое знамя – это знак, который объединяет часть и указывает на её принадлежность к Вооруженным силам государства.

- Знамя в форме полотнища было не всегда. Что использовалось в древности в качестве знамени? (Выслушать ответ)

    В древности первоначально роль знамени выполняли определенные фигуры (орел, сова и др.), помещенные на верху древка.

- Какое отношение к слову "знамя" имеют слова "стяг", "штандарт"? (Выслушать ответ).

    (Слайд 3)

    Стяг – то же самое что и знамя, штандарт – личный флаг президента, поднимаемый в месте его пребывания.

- Чем для военного является знамя? (Выслушать ответ).

    В Уставе Вооруженных сил Российской Федерации определено:

    Боевое знамя всегда находится со своей воинской частью, а на поле боя – в районе боевых действий.

    Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое знамя в бою и не допускать захвата его противником. При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду, а воинская часть – расформированию.

- Какие ритуалы связаны со знаменем? (Выслушать ответ)

    В Вооруженных силах Российской Федерации Боевое Знамя выносится к воинской части в особо торжественных случаях: в дни приведения к присяге, в день годового праздника воинской части, в дни вручения личному составу вооружения и военной техники. Боевое Знамя может выноситься к воинской части по решению командира части при проводах солдат и сержантов, уволенных в запас.

    В соответствии с Уставом Боевое Знамя всегда находится со своей воинской частью при всех его обстоятельствах мирного и военного времени. Оно всегда под охраной караула, а при выносе его к воинской части – под охраной знаменного взвода.

    Когда знаменный взвод с Боевым Знаменем приблизится к полку, командир полка командует: "Полк, под Знамя – смирно!". По этой команде командиры подразделений прикладывают руку к головному убору, все поворачивают голову в сторону Боевого Знамени и провожают его взглядом, оркестр играет "Встречный марш".

  1. - А что означает слово "ритуал"? (Выслушать ответ)
    1. Ритуал – это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок.

- А какие еще есть ритуалы? (Выслушать ответ)

  • вручение боевого знамени;
  • приведение к военной присяге;
  • вручение личному составу вооружения;
  • проводы военнослужащих.

- Какой ритуал самый значимый? (Выслушать ответ)

(Слайд 4)

Самый значимый ритуал – ритуал приведения к военной присяге.

Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина. Присягают один раз в жизни.

В чем клянется принимающий военную присягу? (Выслушать ответ)

Мужественно защищать Родину.

III. Еще в древние времена люди, выражая признательность отдельным членам своего общества за отличия и смелость, разрешали самым достойным носить символы охотничьего мастерства – звериные клыки, шерсть, перья. Уже в античную эпоху появилась стройная система воинских наград. Так, римские воины , отличившиеся в бою, награждались почетным знаком в виде венка или короны, которые носили на одежде. Например, воин, первым взобравшийся на стену вражеской крепости, награждался венком с помещенным на нем изображением крепостной стены.

- Откуда пошло слово "орден"? (Выслушать ответ)

В эпоху крестовых походов на Восток возникли полувоенные, полумонашеские организации – ордена (Ливонский, Тевтонский, и т.п.). Члены ордена считали военной дело своей профессией. Лица, вступавшие в орден, получали право носить знаки этого ордена (крест и звезду).

- Кто первым ввел ордена в России как символ воинской чести? (Выслушать ответ)

Петром I был учрежден орден Святого Андрея Первозванного в конце XVII века. Девиз ордена "За веру и верность".

(Слайд 5)

- Назовите известные Вам ордена? (Выслушать ответ)

Многие ордена носят имена известных полководцев.

Вот об этих полководцах мы с вами поговорим.

- Кто из великих полководцев канонизирован?

Александр Невский

- Какая известная фраза принадлежит Александру Невскому?: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет".

(Слайд 6)

Еще будучи князем Новгородским он показал себя опытным правителем. Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русским землями.

Противоположную политику Александр вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Не случайно орден А.Невского, учрежденный в 1942 году, предназначался для командиров, умеющих воевать не числом, а умением.

Перенесемся в следующую эпоху.

Музыка "Солдатушки, бравы ребятушки".

- С каким историческим периодом можно связать эту мелодию?

ответ

- Кто был мушкетером Семеновского полка Русской армии?

ответ

- Автором какой книги стал А.В.Суворов? (Наука побеждать)

ответ

- Какой заповеди придерживался А.В.Суворов в своей жизни?

- Держи голову в холоде,
Живот в голоде,
а ноги в тепле.

(Слайд 7)

- Кавалер ордена Андрея Первозванного, Александр Суворов участвовал в военных действиях в Пруссии, Польше, в Крыму, на Дону, на северо-западе и юге России, в Швейцарии и Италии. Показал силу русского оружия полякам, туркам, ногайским татарам, шведам , прусакам. Он покорил Альпы, а сражение при взятии крепости Измаил не имело себе равных.

Орден Суворова в Великой Отечественной войне давался военоначальникам за разработку и успешное проведение наступательных операций.

Переходим в следующую эпоху.

Музыка "Давным-давно".

- С каким историческим периодом связана эта мелодия?

Ответ

- Из какого произведения взяты эти строки?

Забил снаряд я в пушку туго
И думал: "Угощу я друга. Постой-ка, брат мусью.
Что тут хитрить, пожалуй к бою.
Уж мы пойдем ломить стеною
Уж постоим мы головою за Родину свою".
ответ (Бородино)

- Кому из полководцев принадлежат слова: "Пока они были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно: ведь и то люди".

(Слайд 8)

Мы долго молча отступали
Досадно были, боя ждали.
В этом проявилась мудрость полководца.

Поэтому орден Кутузова был учрежден тоже в годы Великой Отечественной войны за организацию эффективных оборонительных действий.

(Слайд 9)

Музыка "Эх, дороги…"

Герои Великой Отечественной войны награждались орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны 3-х степеней, Лучшие из лучших удостоены звания Героя Советского Союза. В 1943 году был утвержден высший военный орден – орден "Победа". Это самый дорогой наградной знак, он представляет собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймленными бриллиантами. Диаметр звезды –72 мм, вес бриллиантов –16 каратов. Всего этой наградой были отмечены 12 человек. Первым орденом "Победа" был награжден маршал Жуков.

Георгий Константинович Жуков сыграл выдающуюся роль в организации победы советских войск в Великой Отечественной войне, возглавлял все крупные наступательные операции, принял капитуляцию германских вооруженных сил, командовал парадом Победы. В честь его заслуг в 1995 году учрежден орден Жукова.

(СХЕМА – СЛАЙД 10)

  1. Итак, подведем итог

Кавалером первого русского ордена Святого Андрея Первозванного был удостоен Александр Васильевич Суворов, дела которого послужили основанием для учреждения ордена его имени. Орденом Суворова был награжден Георгий Константинович Жуков. Оценка его ратных подвигов – это орден Жукова…

А кто-то будет следующим в строю "Богатырей России". Ведь никто из нас не является началом, мы все – продолжение…

Пролетают над землей года,
Пролетят века, тысячелетья,
Но ты помни, человек, всегда:
Ты - звено в большой цепи бессмертья.
Помни славу прежних дней страны,
Ты ее продолжишь, без сомненья,
Памятью о прошлом мы сильны,
В этом гражданина назначенье.
Будь достойным в череде великих дат,
Славу прежних дней ты преумножишь,
Как когда-то начинающий солдат,
Ты сумеешь, выдержишь, ты сможешь!

СЛАЙД-ФИЛЬМ с музыкой "Марш Славянки" (слайд 11)

Поблагодарить детей за работу.