Родительское собрание "Секреты психологического здоровья"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • установить систему взаимодействия: “воспитатель – родитель – ребёнок” – сотрудничество;
  • помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребёнка;
  • познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: “ребёнок – взрослый”.

Предварительная работа: анкетирование “Какие Вы родители?” (Анкета прилагается).

Оборудование и ТСО:

  • два набора слов для составления пословиц,
  • картонная “ромашка” с заданиями,
  • игровой строительный материал для детской площадки,
  • три конверта для проведения рефлексии,
  • самовар, чайные сервизы и кулинарные изделия,
  • музыкальный центр и аудиокассета.

ХОД СОБРАНИЯ:

1. Организационный момент. Игра “Добрые мысли – добрые чувства”.

Мы начнём нашу сегодняшнюю встречу с того, что встанем в круг и пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания…
А сейчас в нескольких словах расскажите нам о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые мысли и чувства.

2. Доклад воспитателя. Секреты психологического здоровья.

Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое здоровье (по определению ВОЗ)?
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.

Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости. [1]

В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Осложнённые варианты психического развития детей:

  • невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в “группу риска”, у них может развиться невроз;
  • аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погруженности в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
  • гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, т.е. целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.

Основными способами снижения всех этих состояний являются игры, хоровое пение, участие в самодеятельности, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу. [2]

Остановимся подробнее на ведущем способе. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.

Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, хороводные и музыкальные игры.

Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, – эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.

Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.

Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми от 3 до 6 лет:

  • сыграйте для ребёнка какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии;
  • спойте вместе детскую песенку;
  • проговорите детские считалочки;
  • имитируйте вместе танцы животных (кенгуру, лягушки и других);
  • постройте вместе домик из песка или конструктора;
  • почитайте вместе книжки;
  • послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений;
  • поиграйте в подвижную игру.

3. Выступления детей:

  • исполнение танца “Помирились”;
  • игра с мамой;
  • декламация стихотворений:
Б.Заходер.

СТРОИТЕЛИ

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители.
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
Неужели это я ?!

Вл. Степанов.

САМ

Сам я встал сегодня рано.
Чистить зубы сам пошёл.
Сам умылся из-под крана
И расчёску сам нашёл.
Перед зеркалом стою –
Сам себя не узнаю.
Посмотрите на меня:

Г. Ладонщиков.

Я НЕ ПЛАЧУ

Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Да не плачу всё равно.
Я за шалости наказан
Справедливо, может быть.
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
Я теперь сказал бы маме:
“Я не плачу, слёзы сами,
Сами катятся из глаз.
Ну, прости, в последний раз…”

Е. Благинина.

ПОДАРОК

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была.
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.

В.Викторов.

МЫ – ДЕЖУРНЫЕ

Вот на каждом
Фартук новый.
Мы – дежурные в столовой.
Входит повар в колпаке,
С поварёшкою в руке.
Чище этого халата
Я не видел никогда.
– Руки вымыли, ребята?
Отвечаем хором: “Да!”
А работы не боитесь?
Отвечаем дружно: “Нет!”
– Ну, тогда поторопитесь –
Разносите винегрет!

О.Высотская.

БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом с другом побудьте.

4. Деление родителей на две группы: “Шустрики” и “Мямлики” – по принципу “собери пословицу”.

  • Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый. (Слова красного цвета)
  • Сделай доброе дело, чтобы сердце пело. (Слова оранжевого цвета)

(Обоснование выбора цвета: красный и оранжевый цвета излучают добро и тепло.)

5. Практическая часть: игра “Ромашка”.

На каждом лепестке – задание:

  • инсценирование сказки;
  • подвижная игра “Кот и мыши”;
  • строительство детской площадки (музыкальная пауза “Неразлучные друзья”);
  • чтение стихотворения (например, “Уронили мишку на пол…”);
  • изобразить лягушку;
  • спеть песню.

6. Чаепитие.

7. Анализ встречи с родителями: “С каким настроением вы уходите?”

Три конверта:

Литература:

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. (серия “Психология развития”). – М., 2001.
  2. Зотов А. Как снизить агрессивность детей. – ж.“Дошкольное воспитание”,  № 8, 2003, с.55-58.