Раздел программы: “Современные компьютерные технологии”.
Тема урока: повторение тем “Графический и текстовый редакторы. Электронные таблицы. Программа создания презентаций”.
Тип урока: обобщающий.
Вид: урок-игра.
Технология: игровая технология.
Время проведения: заключительный урок курса “Информационные технологии” в 9 классе, после изучения тем:
- “Компьютерная графика. Графические редакторы”;
- “Текстовые редакторы. Принципы работы”;
- “Табличные расчёты и электронные таблицы”;
- “Мультимедиа-технологии”.
Цели урока:
- обобщить и применить знания о способах и методах ввода, редактирования графической, текстовой и числовой информации для решения задач обработки информации; развивать у школьников умение излагать мысли, оформлять их в виде электронного документа;
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу;
- обобщение знаний основного программного материала;
- связать информатику с литературой, историей, математикой;
- воспитать культуру, уважение к собеседнику.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
- Учебная – цель игры состоит в том, чтобы развивать интерес к решению задач, к активной творческой деятельности, сформировать навыки самостоятельной работы, работы с литературой, с людьми, в коллективе, составления с помощью компьютера электронных документов, добиться более глубокого и прочного освоения указанных тем программы.
- Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации.
- Познавательная – знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой.
- Объём знаний, необходимых участникам для
проведения игры:
- уметь работать с векторной и растровой графикой;
- уметь редактировать и форматировать текст;
- уметь вставлять в текст рисунки;
- уметь красочно оформлять текст;
- уметь составлять таблицы и проводить расчёты;
- уметь создавать презентацию.
Оборудование:
- программные средства: MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point;
- карточки с заданиями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3);
- протоколы для членов жюри (Приложение 4).
План проведения игры.
- Подготовительный этап.
- Домашнее задание.
- Игра.
- Подведение итогов.
Подготовительный этап.
Подготовка к празднованию 1000-летия Казани является хорошим поводом для того, чтобы на уроке информатики предложить учащимся творческую работу, при выполнении которой они могут продемонстрировать приобретённые навыки использования программных приложений, расширить свои знания по истории и архитектуре родного города, углубить познания в области литературы и изобразительного искусства.
Игровая цель состоит в том, что перед учениками ставятся задачи:
- создания экскурсионного бюро,
- сбора информации и подготовки экскурсии по маршруту первой линии Казанского метрополитена,
- создания информационного обеспечения праздника.
Для проведения игры класс разбивается на две команды. Каждая команда выбирает капитана и 5 основных игроков. Остальные – болельщики. Из числа старшеклассников выбирается ведущий и жюри.
Для игры используются заранее подготовленные карточки с заданиями, протоколы для членов жюри.
Домашнее задание.
Команды получают домашнее задание:
- Придумать название экскурсионному бюро, эмблему команды (связать с Казанью).
- Подготовить экскурсию по маршруту первой линии метро “Кремлёвская” - “Горки” в форме презентации.
- Создать коллективный проект “Информационное обеспечение” по теме “Подготовка к празднованию 1000-летнего юбилея Казани”.
В состав информационного обеспечения включить:
- эскизы оформления маршрута экскурсии (интерьер станции (пример: <Рисунок1>, <Рисунок2> [5]), плакаты, рекламные щиты с указанием памятников истории и архитектуры, достопримечательностей, к которым можно пройти от данной станции);
- макеты индивидуальных приглашений на праздник (жителям города и гостям столицы).
Рис. 1
Рис. 2
При подготовке домашнего задания использовать как можно больше знаний по освоенным на уроках информационным технологиям.
Домашнее задание болельщикам: подготовить лозунги поддержки.
План урока.
- Конкурс “Силуэт города” (станция “Кремлёвская”).
- Конкурс “Голос времени” (станция “Площадь Тукая”).
- Конкурс “Тайна чисел” (станция “Суконная слобода”).
- Конкурс “Проверка на дорогах” (станция “Аметьево”).
- Конкурс “Домашнее задание” (станция “Горки”).
- Подведение итогов.
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент.
Ведущий.
Весенний, молодой, бездумный ветерок.
А мне сегодня не даёт покоя
державинский полузабытый слог,
сквозь два столетья долетевший вздох:
“Как время катится в Казани золотое…”
– Добрый день! Рады приветствовать вас на игре “Прокатимся на метро”.
II. Проведение конкурсов.
Далее идёт представление членов жюри. Определяется порядок выступления команд.
– Первый пусковой участок метро, который планируется открыть 30 августа 2005 года, в день празднования 1000-летия Казани, свяжет центр Казани с Горками. Активная работа идёт на всех четырёх перегонах и пяти станциях первой линии метро – “Кремлевская”, “Площадь Тукая”, “Суконная слобода”, “Аметьево” и “Горки”. Знаете ли вы, что от станции метро “Кремлевская” до “Горок” можно будет домчаться всего за 12 минут! Уже сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в недалекое будущее и совершить виртуальную экскурсию. Итак, осторожно, двери закрываются, первая станция…
Станция “Кремлевская”
Станция у подножия кремля на площади Ташаяк – Ярмарочной. Интерьер станции и переходов напоминает подземелье неприступной кремлёвской крепости: сводчатые потолки, каменная кладка стен, подземный источник-фонтан, средневековые светильники с факелами и масляными плошками, разветвленная сеть подземных ходов.
Дополнение. На каждой станции, до объявления ведущим очередного конкурса, команды защищают фрагмент экскурсии по данной станции на маршруте в форме презентации, как часть заключительного конкурса “Домашнее задание”.
1-й конкурс “Силуэт города”.
Ведущий. Читает стихотворение “Сююмбике”.
Плохо, плохо царице казанской спалось,
словно старый дворец продувало насквозь.
И приснился тревожный, пугающий сон –
будто город Иваном уже окружен,
и горят вдоль Казанки ночные костры,
и колючие пики дозоров – остры …
И она поспешила к высокой стене.
И стрела просвистела над ней в вышине.
Вдоль Казанки и вправду – белели шатры
и – горели, горели, горели костры …
И царица на башню легко поднялась,
постояла, холодной звезде помолясь,
и закрыла глаза,
и – рванулась во мрак …
И летит сквозь века,
словно птица, в тоске –
золотая легенда о Сююмбике.
Участникам команды предлагается нарисовать башню Сююмбике. Команда получает карточку с изображением башни. (Приложение 1) За двумя компьютерами рисует вся команда: в растровом графическом редакторе Paint и в векторном — программа MS Word. Время, отведённое на рисование башни Сююмбике, ограничено и составляет 5 минут. Максимальна оценка конкурса – 4 балла.
Станция “Площадь Тукая”
Облик станции выдержан в историческом национальном стиле: в отделке использован зелёный мрамор, колонны украшены татарским орнаментом, на стенах золотым арабским шрифтом-вязью начертаны стихи Габдуллы Тукая.
2-й конкурс “Голос времени”.
Ведущий. Набрать и оформить в программе MS Word стихотворные фрагменты. Текст отформатировать в соответствии с заданными параметрами формата. (Приложение 2)
Каждый участник команды получает задание и
выполняет работу со всем документом на своём
компьютере.
Капитан команды помогает участникам выполнить
задание.
Время на оформление задания ограничено – 7 минут.
Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов, и 1
балл получает команда, в которой все участники
или большинство из них выполнили задание до
конца.
Станция “Суконная слобода”
Станция стилизована под торговую слободу позапрошлого века: ремесленные мастерские с кирпичной облицовкой стен, коваными светильниками и ажурными оградами.
Помнишь заплаканный тот, обветшалый мотивчик полутоновый.
Слабые контуры выцветшей, провинциальной Казани.
Крупный, лобастый булыжник петровской поры.
Слобожане,
Мануфактуры суконной работники, битый народец, бедовый.
Так из рассказа в рассказ протекает скупое, остывшее время.
3-й конкурс “Тайна чисел”.
Ведущий. В этом конкурсе мы предлагаем командам поработать с числами. Создать в программе MS Excel таблицы по тексту и оформить диаграммы. (Приложение 3). Время на выполнение задания ограничено – 7 минут. Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.
Станция “Аметьево”.
Круглые башни и тонированный стеклянный полупрозрачный павильон станции, выполненный в стиле Hi-Tech, напоминают космическую конструкцию, “растворённую” в воздухе.
4-й конкурс “Проверка на дорогах”.
– В следующем конкурсе мы предлагаем командам
поделиться своим опытом в создании презентации.
Командам предлагается тест “Основные
возможности программы Power Point”. Тест состоит из
семи вопросов с вариантами ответов. [2]
Время выполнения задания – 3 минуты.
Ведущий. Жюри выставляет оценки. Максимальная оценка конкурса – 4 балла.
Станция “Горки”.
Станция, по задумке архитекторов, ассоциируется с индустриальной архитектурой. Её интерьер, напоминающий фюзеляж самолёта и трюм корабля, выполнен в цветах бело-сине-зеленой гаммы.
5-й конкурс “Домашнее задание”.
Ведущий. Мы подошли к заключительному этапу нашего маршрута. Просим команды провести финальное выступление и показать уважаемому жюри и зрителям все работы, которые вы выполнили в качестве домашнего задания при подготовке к нашей игре. Время выполнения задания – не ограничено.
Жюри выставляет оценки. Максимальная оценка конкурса – 9 баллов.
III. Подведение итогов игры.
Жюри определяет победителей и подводит итоги урока-игры. Происходит награждение команд. Обе команды получают грамоты за 1-е и 2-е места.
Ведущий.
…Люблю Казань: мечети и бараки,
люблю я на Булаке тополя.
Люблю поля в закатном полумраке
Под розовыми стенами кремля.
– Мы совершили экскурсию по первому пусковому участку первой линии Казанского метрополитена. Надеемся, что вам было интересно.
Короткая справка: до 2013 года на этой линии должны появиться ещё пять: “Заречная”, “Московская”, “Транзитный вокзал”, “Авиастроителей”, “Заводская”.
Литература:
- “Стихи казанских студентов 1970 – 1990”, составитель Н. Беляев, изд-во Казанского университета, 1991 г., стр. 37, 125, 145, 232, 237.
- “Дидактические материалы по информатике для X – XI классов” Библиотека журнала “Информатика и образование”, Москва, 2003 г., стр. 61-62.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. “Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002 г., стр.41-44.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – т. 26. СПб, 1894. – стр. 910-912.
- Газета “Казанские ведомости” от 11.03.2004 г.
- Журнал “Информатика и образование” № 2, 2004 г., стр. 49-51.