Урок проводится в конце изучения темы. Класс делится на группы по 6 человек. Деление на группы можно провести разными способами, но главное, чтобы они получились равнозначными по уровню подготовки. Дети сдвигают парты и готовят всё необходимое для урока.
Цели урока: закрепление знаний по теме, обобщение материала, развитие умения работать в малых группах, развитие внимания и памяти, воспитание бережного отношения к природным ресурсам России.
Оборудование
- у учителя: листы с заданиями на каждую группу (см. Приложение 1), портреты М. В. Ломоносова, В. В. Докучаева, песок, вата, чистые листы плотной и простой бумаги, образцы полезных ископаемых, плакат с названием полезных ископаемых.
- у учащихся: чистые листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, на каждую группу стакан с загрязнённой водой, чистый стакан.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы с вами будем работать в малых группах. Вы должны помнить, что только слаженная работа всех её участников приведёт к хорошему результату. Желаю всем вам удачи
На доске висит плакат, на котором в хаотичном порядке разными цветами и разным шрифтом написаны следующие слова: вода, воздух, почва, известняк, гранит, торф, уголь, глина, песок, нефть, соль, руда, мрамор, мел, газ, кварц, слюда.
– Внимательно посмотрите на плакат и
постарайтесь запомнить написанные на нём слова. (Плакат
демонстрируется 1 минуту). А сейчас вспомните и
запишите на листе бумаги всё, что запомнили.
Что объединяет все эти слова? (Всё это природные
ресурсы нашей планеты)
– Верно! Это тема нашего урока. Сегодня на уроке
мы вспомним, какими свойствами обладают воздух,
вода, полезные ископаемые и почва, какую роль они
играют в природе и нашей жизни, как и от чего,
нужно их охранять!
За каждое задание вам будут начисляться очки.
Побеждает команда, которая набирает большее
количество очков, но проигравших среди нас не
будет. Как вы думаете почему?
II. Проведение игры.
1 тур игры. Тела, вещества, частицы.
– Вспомните, какими могут быть тела? Для этого каждая группа должна показать расположение частиц в теле, представив себя частицами этого тела. Представители подойдите к столу и вытащите карточку, вернитесь к своим командам, обсудите и покажите.
На карточках написаны тела: капля воды,
пузырёк воздуха в воде, камень, карандаш, капля
молока, воздух в воздушном шарике, проволока.
Дети выполняют задание одновременно в разных
местах класса за 2-3 минуты, по окончании работы
учитель называет тело, а учащиеся других групп
определяют правильность выполнения задания. За
задание даётся 2 балла.
– Вы справились с этим заданием. А теперь проверим, как вы умеете определять вещества. Обсудив в группе, заполните таблицу.
Тело |
Вещество |
Подкова | |
Кирпич | |
Стекло | |
Медная проволока |
За каждое правильное определение команда получает по 1 очку.
– Угадайте, кто это: великий учёный, историк,
поэт, художник, его именем назван Московский
университет, одним из первых он доказал
существование мельчайших подвижных частиц из
которых состоят тела. Обсудите и напишите его
фамилию на бланке ответов.
– На этом первый тур закончен. Подведём его
итоги.
Баллы фиксируются на бланках ответов и на доске.
2 тур. Температура.
– Большую роль в жизни растений, животных, человека играет температура. Давайте вспомним, при помощи какого прибора измеряется температура, и какие осадки будут при определённой температуре.
Учащиеся заполняют пропуски в бланке ответов.
Прибор для измерения температуры
называется ___________ Какие осадки будут при температуре:
|
Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.
3 тур. Воздух.
– Вспомните состав воздуха, его свойства. Обсудите группой и заполните пропуски.
Состав воздуха: _____________________________________ . Воздух является газом _________________ и бесцветным, он не имеет _____. При нагревании воздух ________________, при охлаждении он ______________________, воздух плохо проводит __________________________________. |
– Где человек использует свойства воздуха?
Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.
4 тур. Вода.
– Следующий предмет нашего обсуждения
занимает большую часть нашей планеты. Что же это?
Правильно! Речь пойдёт о воде.
– Что общего есть в свойствах воды и воздуха?
– В каких трёх состояниях бывает вода? Обсудите,
запишите.
– Что произошло с водой, которая находится у вас
на столе в стакане? Можно ли её пить? Что нужно
сделать, чтобы её очистить? Обсудите в группе и
решите, что вы возьмёте с моего стола для очистки
воды. Представители подойдите ко мне и сделайте
свой выбор.
Учащиеся совместно делают фильтры.
– О качестве ваших фильтров мы будем судить в конце урока по очищенной воде.
5 тур. Полезные ископаемые.
– Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Чтобы их использовать необходимо, знать их свойства. Сейчас вам предстоит описать свойства, предоставленного вам образца полезного ископаемого.
Дети работают в группе, представители описывают. Ребята других групп дополняют ответы.
– Обсудите и запишите в бланке ответов свои варианты.
Зачеркните лишнее. Глина, перегной, природный газ, нефть, монеты, дождевые черви, соль, известняк, торф – это полезные ископаемые. Закончите предложения.
|
Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.
6 тур. Почва.
– На прошлом уроке мы с вами проводили опыты с
верхним плодородным слоем земли. Как он
называется?
– Вспомните из опытов состав почвы, обсудите,
запишите.
Состав почвы: __________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ . |
– Угадайте, о ком идёт речь: русский учёный, создатель науки о почвах. Его главная книга называется “Русский чернозём”. Он называл почву кормилицей и считал, что она для нас дороже нефти, угля и золота. Напишите свой ответ.
Кто это? __________________________________________________ . |
Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.
7 тур. Охрана природных ресурсов страны.
– Человек ошибочно считает себя царём природы
и часто относится к ней несправедливо. Мы
забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Так
и полезные ископаемые нашей планеты могут быть
использованы полностью. Вода и воздух на нашей
планете становятся с каждым годом всё
загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу
планету от нас же самих?
– Сейчас вы совместными усилиями создадите
плакаты, которые напомнят всем окружающим об
охране природных запасов нашей планеты.
Подводятся итоги.
III. Подведение итогов игры.
– Вот и закончился наш урок. Сегодня не будет проигравших, потому что мы вместе повторили какими свойствами обладают воздух, вода, полезные ископаемые и почва, какую роль они играют в природе и нашей жизни, как и от чего нужно их охранять. А сейчас мы выясним, кто же лучше всех справился с задачами нашего урока.
Подсчёт очков на листах самими учащимися и на доске учителем. Объявление результатов. Выставление оценок.